Архив статей

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 4 (2024)
Авторы: Дворядкина Елена Борисовна, Ермакова Анна Михайловна, Истомина Наталья Александровна

В настоящее время идет формирование научной парадигмы муниципальной экономики: происходит поиск и обсуждение различных теорий и концепций исследования муниципальных образований. В этой связи актуальной становится проблема разработки релевантного методологического инструментария исследования экономического развития муниципальных образований. В науке имеются устоявшиеся подходы к изучению вопросов муниципальной экономики и местного хозяйства, однако, расширение предметного поля региональной и муниципальной экономики требует предложения новых. Статья посвящена обоснованию нового методологического подхода к исследованию экономического развития муниципальных образований – композиционного. Методологической основой статьи послужили теории регионального развития, парадигма муниципальной экономики, а также пространственный, эволюционный и системный подходы. Использовался комплекс общенаучных методов, включая обзор, компаративный анализ и систематизацию. Раскрыта сущность понятия «композиция» и представлены аргументы, подтверждающие целесообразность его использования в дискурсе региональной экономики. Сформулированы принципы композиционного методологического подхода к исследованию экономического развития муниципальных образований: равновесия, динамизма, единства и соподчинения, целостности, гармонии. Композиционный методологический подход базируется на трех составляющих его методологиях: пространственно-временной, эволюционной и системной, применение которых в совокупности позволило через композиционные принципы концептуализировать основные положения исследования экономического развития муниципальных образований. Разработанный композиционный подход предоставит возможность сформировать методологическую основу исследования экономического развития муниципальных образований в условиях новой ценностной парадигмы

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО КВАЗИРЫНКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Комарова Оксана Викторовна, Ярошевич Наталья Юрьевна

Кризис современной экономической теории и модели рыночноцентричной экономики в частности включает в себя осмысление сущности, форм и пределов текущей трансформации отраслевых рынков. Экономическая наука и практика нуждаются в понимании особенностей взаимодействия акторов рынка, в преодолении энтропии существующих концепций и формировании комплексной модели экономического развития. Статья посвящена развитию положений концепции отраслевого квазирынка на мезоуровне и выявлению его соответствующих структурных особенностей. Методологической базой работы послужили неолиберальные и неоинституциональные теории. Методами выступили теоретико-методологический анализ, обобщение и сравнение. По результатам исследования выделены три ветви формирования концепции отраслевого квазирынка, в рамках которых предложены следующие его трактовки: как механизма взаимодействия бизнеса и государства; как механизма межфирменного и внутрифирменного взаимодействия на отраслевом рынке; как национального механизма организации производства, распределения и обмена. На основе ретроспективного анализа экономических теорий обоснована концепция отраслевого квазирынка, определены признаки, позволяющие формировать систему показателей для оценки его развития. Полученные результаты углубляют теоретические представления о развитии отраслевых рынков, прежде всего рынков сложной технологической продукции, позволяют разрабатывать методы измерения эффективности рыночных структур и методов промышленной политики

Сохранить в закладках
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2024)
Авторы: Кусраева Ольга Анатольевна

Национальный бренд влияет на развитие экономики страны, так как стимулирует или, наоборот, ограничивает готовность людей и организаций инвестировать различного рода ресурсы в рамках конкретной юрисдикции. При этом национальный бренд формируется на основе всех активностей организаций, функционирующих на территории страны. Статья посвящена развитию теоретического фундамента управления национальным брендом как системой. Методологической базой исследования послужила концепция национального брендинга и системный подход. Использован комплекс общенаучных методов, в том числе анализ, синтез, систематизация и обобщение. В результате определена и описана система управления национальным брендом, включающая вход (имеющееся восприятие страны), трансформационные процессы (создание образа) и выход (сформированный имидж). Значимость данной системы обусловлена способностью согласовывать интересы различных стейкхолдеров. Предложено видение реализации модели «7С» для национального бренда на основе понимания взаимосвязей, в результате которых формируется национальный бренд, а также представления о внешних и внутренних динамических процессах, меняющихся во времени и т. д. Исследование вносит вклад в представление о сущности управления национальным брендом с использованием принципов системного подхода, которая влияет на развитие экономики страны

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОСЕТЕВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 3 (2025)
Авторы: Дубовицкий Александр Алексеевич, Климентова Эльвира Анатольевна, БАБКИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Агропродовольственные системы все больше подвержены экономической нестабильности, вызванной действием широкого спектра факторов, проблемы с идентификацией которых затрудняют предсказуемость их функционирования. Статья направлена на формирование теоретико-методических основ нейросетевого прогнозирования агропродовольственных систем. Методологической базой исследования послужили теория интеграции в приложении к предприятиям агропромышленного сектора и системный подход. Использовался комплекс общенаучных и специальных методов, включая элементы статистического анализа. Предложена авторская трактовка понятия «агропродовольственная система» как совокупности взаимосвязанных экономических субъектов, охватывающих весь цикл производства, хранения, переработки, распределения и потребления продуктов питания, объединенных и взаимодействующих между собой на основе экономических отношений и обеспечивающих достижение индивидуальных и совокупных системных эффектов. Сформирована структурная схема интеграции и взаимодействия элементов агропродовольственной системы, включающих экономические субъекты сельского хозяйства и продовольственного сектора, вертикально интегрированные структуры, домашние хозяйства населения. Обоснован концептуальный подход к систематизации эндогенных и экзогенных факторов прогнозирования. Экзогенные факторы были классифицированы как факторы первого и второго уровня по отношению к экономическим субъектам в зависимости от оказываемого влияния. Анализ особенностей проявления экзогенных факторов в функционировании агропродовольственной системы РФ выявил ее нестабильность, связанную с высокой волатильностью факторов данного типа, что определяет актуальность построения прогностических моделей на основе нейронных сетей. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию влияния различных факторов на параметры функционирования агропродовольственной системы и помогают разрабатывать соответствующие методы прогнозирования с использованием нейронных сетей.

Сохранить в закладках