Архив статей

КОНЦЕПЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО КВАЗИРЫНКА: ЭВОЛЮЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Комарова Оксана Викторовна, Ярошевич Наталья Юрьевна

Кризис современной экономической теории и модели рыночноцентричной экономики в частности включает в себя осмысление сущности, форм и пределов текущей трансформации отраслевых рынков. Экономическая наука и практика нуждаются в понимании особенностей взаимодействия акторов рынка, в преодолении энтропии существующих концепций и формировании комплексной модели экономического развития. Статья посвящена развитию положений концепции отраслевого квазирынка на мезоуровне и выявлению его соответствующих структурных особенностей. Методологической базой работы послужили неолиберальные и неоинституциональные теории. Методами выступили теоретико-методологический анализ, обобщение и сравнение. По результатам исследования выделены три ветви формирования концепции отраслевого квазирынка, в рамках которых предложены следующие его трактовки: как механизма взаимодействия бизнеса и государства; как механизма межфирменного и внутрифирменного взаимодействия на отраслевом рынке; как национального механизма организации производства, распределения и обмена. На основе ретроспективного анализа экономических теорий обоснована концепция отраслевого квазирынка, определены признаки, позволяющие формировать систему показателей для оценки его развития. Полученные результаты углубляют теоретические представления о развитии отраслевых рынков, прежде всего рынков сложной технологической продукции, позволяют разрабатывать методы измерения эффективности рыночных структур и методов промышленной политики

Сохранить в закладках
ПЛАТФОРМЕННЫЙ РЫНОК: ЭВОЛЮЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПАРАДИГМ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 2 (2025)
Авторы: Комарова Оксана Викторовна, Ярошевич Наталья Юрьевна

Развитие цифровых технологий и их внедрение в практику промышленного производства активно трансформирует не только производительные силы, но и производственные отношения. Это формирует особые, отличные от классических, модели промышленных рынков – платформенные рынки. Статья посвящена формированию концептуальных основ исследовательской парадигмы платформенного рынка. Методологической базой послужили парадигмальный подход, теория отраслевых рынков, новая микроэкономическая теория, неоинституциональная теория, теории экономического развития и концепции управления. Методы включали библиометрический, семантический и теоретико-методологический анализ. Сформированы концептуальные основы методологии исследования развития отраслевых рынков в условиях нового технологического уклада. Выявлены характерные черты платформенного рынка, такие как: ключевая роль технологии, наличие внешнего и внутреннего контуров взаимодействия, которые определяют механизм координации платформенного рынка, стратегического поведения его акторов, а также эффекты его развития на микро- и макроуровне. Разработана исследовательская парадигма, позволяющая по-новому походить к изучению платформенного рынка, которая позиционируется как базис анализа рынков в рамках Индустрии 4.0 и Индустрии 5.0. Полученные результаты углубляют теоретические представления о развитии и структурных особенностях платформенных рынков как новом объекте экономического анализа в условиях цифровизации и индустриализации экономики

Сохранить в закладках