Архив статей журнала
Введение. Современные коммуникативно-прагматические исследования ставят во главу угла значимостные характеристики интеракции, т. е. необходимость экспликации/импликации ценностей и целей как дискретных участников взаимодействия, так и общего пространства целеполагания и когнитивных активов контркоммуникантов, что детерминирует адекватность и ценность компонентов информационного потока. Цель нашего исследования – анализ базовых характеристик коррелятов в ценностно-ориентационном и целевом пространстве социально-значимой коммуникации.
Материалы и методы. Ключевым методом предпринятого исследования послужил инференциальный синтез различных форм пертинентности (частной субъективной релевантности) как синергетического взаимодействия при создании коллективной релевантности как интерсубъективного пространства понимания и интерпретации, а также дискурс-анализ ситуаций взаимодействия для определения способов соотнесения ценностных и целевых пространств участников коммуникативного взаимодействия.
Анализ. В статье рассмотрены механизмы соотнесения пертинентностей (личностных целей) с релевантностью (коллективными ценностями) в рамках гармонизации институциональной пограничной коммуникации. В рамках инференциального анализа дискурсивных практик социальной работы автор приходит к выводу о связующей и модерирующей роли «третичного агента» социально-значимой коммуникации. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые релевантность определяется не только как совокупность пертинентностей всех участников коммуникативного взаимодействия, но и постулируется обязательность интенционального соотнесения их с ценностями социума и общей целью коммуникации.
Результаты. В результате исследования установлено, что сравнение собственных целей с ценностями, а, значит, и выбор средств экспликации имеет ретроспективный характер, в то время как ориентация на реализацию общей цели – прокурсивный. Реализация частных целей социально-значимых дискурсивных практик при модерировании коммуникации «третичным агентом» нивелирует утилитарный характер манипуляции и способствует реализации основного принципа сотрудничества, т. е. гармонизирует пограничное общение.