Архив статей журнала

Гендерные различия проявления факторов буллинга у подростков (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: Галагузова Юлия Николаевна, Цыреньщикова Ольга Николаевна, Югова Елена Анатольевна, Братчикова Юлия Владимировна

Недостаточная изученность влияния гендерных различий на поведение всех участников буллингструктуры (агрессоров, их жертв, сторонних наблюдателей) сдерживает разработку профилактических мер, призванных оказать помощь подросткам в условиях буллинга, предупредить насилие и травлю в системе образования. Цель — определение гендерных различий проявления факторов буллинга у подростков в общеобразовательной организации, в условиях малого города. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования (адаптированная методика «Школьный климат») и тестирования (Единая методика социально-психологического тестирования). Результаты и обсуждение. В подростковом возрасте юноши и девушки одинаково склонны к проявлению агрессии, однако содержательные характеристики такого поведения (вид агрессии, степень выраженности факторов буллинга) проявляются по-разному. Девочки с позитивными установками в отношении буллинга ориентированы в большей степени на соперничество, применяя вербальную агрессию, воздействие через виртуальную среду. Юноши с позитивными установками в отношении буллинга предпочитают физическую агрессию, видят результативность профилактики буллинга в ужесточении контроля со стороны администрации. Выводы. Для юношей фактором риска чаще является склонность к риску, фактором защиты от буллинга — социальная активность. Для девушек факторами риска возникновения буллинга выступают импульсивность и тревожность; факторами защиты от буллинга — принятие родителями и принятие одноклассниками, что расширяет представление о специфике и гендерных различиях выраженности факторов буллинга в старшем подростковом возрасте. Результаты опытно-поисковой деятельности позволяют выработать стратегии первичной профилактики с учетом гендерных различий: к работе с девушками важно подключать родителей, а для юношей необходимо организовать возможность их участия в общественно полезных делах.

Сохранить в закладках
Модель психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: Асмаковец Елена Сергеевна, Циркина Екатерина Александровна

Цифровизация системы образования вскрыла ряд проблем, стоящих перед системой высшего образования в России, среди них обеспечение психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде. Цель — разработка модели психологической готовности обучающихся вуза к обучению в цифровой образовательной среде. Материалы, результаты и обсуждение. Готовность обучающихся к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидуально-типологический, ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, поведенческий и технологический. Выводы. Разработана модель психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде с выделенными и описанными компонентами: индивидуально-типологическим, ценностномотивационным, когнитивным, эмоционально-волевым, коммуникативным, поведенческим и технологическим.

Сохранить в закладках
Взаимосвязь степени выраженности самоактуализации и типа направленности личности обучающегося педагогического вуза (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, Гальцова Анастасия Наильевна

В современном мире среди специалистов разных областей существует необходимость формирования внутренней потребности в самоактуализации и реализации собственного творческого потенциала в личностном росте. Цель — актуализировать проблему взаимосвязи между степенью выраженности самоактуализации и типом направленности личности студентов педагогического вуза. Результаты и обсуждение. Важнейшими факторами, определяющими эффективность работы, являются психическое здоровье, высокая личностная зрелость, стремление к самоактуализации, проявляющееся в желании познать окружающий мир, способности брать на себя ответственность, рефлексии, самопринятии и самоуважении, а также готовности к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя. Выводы. Выявлено, что значимой взаимосвязи между самоактуализацией и типами направленности личности нет. Существует лишь взаимосвязь между отдельными показателями самоактуализации и типами направленности личности в группах с высокой и низкой степенями выраженности самоактуализации.

Сохранить в закладках
Взаимосвязь компонентов педагогического общения и оценки психологической безопасности образовательной среды педагогом дошкольного образования (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: СУВОРОВА ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА, Серебрякова Татьяна Александровна, Курылева Виктория Сергеевна

Представлено исследование сопряженности структуры компонентов педагогического общения и психологической безопасности образовательной среды. Цель — выявление показателей общения педагога, положительно взаимосвязанных с оценкой педагогом психологической безопасности образовательной среды. Материалы и методы. Применялись методики «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; тест коммуникативных умений Л. Михельсона; опросник для определения педагогической ингибиции Л. Б. Полосова; методика диагностики уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; анкета «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Выборку исследования составили 127 женщин — педагогов дошкольных образовательных организаций, их средний возраст — 35 лет. Обработка проводилась на основе применения факторного анализа методом главных компонент. Применялся пакет программы SPSS Statistics 21. Результаты и обсуждение. Взаимосвязь компонентов общения педагога с его оценкой психологической безопасности образовательной среды отражается через пять латентных факторов — видов коммуникативного поведения: рефлексивность; эмпатийность; конформность; авторитарность; манипулятивность. Выводы. Положительная оценка психологической безопасности образовательной среды взаимосвязана с позитивными показателями педагогического общения, такими как рефлексивность, эмпатийность и конформность.

Сохранить в закладках
Профессиональная рефлексия обучающихся профессиональных образовательных организаций и ее особенности (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: Антилогова Лариса Николаевна, Емельянцева Кристина Станиславовна

Рассматриваются психологические характеристики профессиональной рефлексии обучающихся профессиональных образовательных организаций — будущих специалистов среднего звена. Цель — выявление психологических особенностей профессиональной рефлексии обучающихся профессиональных образовательных организаций. Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методики: «Определение уровня развития рефлексивности» А. В. Карпова, «Уровень выраженности и направленности рефлексии» М. Гранта, «Дифференцированный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина. Выборку составили 40 обучающихся профессиональных образовательных организаций. Результаты и обсуждение. Выделяются психологические характеристики профессиональной рефлексии обучающихся медицинского и педагогического колледжей, определяющие их представление о себе как будущем профессионале. Приводятся данные анализа категории «профессиональная рефлексия», а также результаты сравнительного анализа особенностей профессиональной рефлексии обучающихся, полученные нами в процессе эмпирического исследования. Выводы. Профессиональная рефлексия обучающихся профессиональных образовательных организаций имеет особенности, к которым можно отнести способность анализировать и оценивать свои «шаги» в профессию, умение сопереживать и проникать во внутренний мир другого человека, проявлять эмпатию, толерантность, чуткость, способность осознавать и осмысливать свои переживания по поводу вхождения в профессию, прогнозировать последствия собственных профессиональных действий.

Сохранить в закладках
Ценностные основания метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: СЕМЕНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Сохранить в закладках
Проблемы формирования профессиональной компетентности в учебном процессе военных вузов Росгвардии (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: ГРИГОРЬЕВ ОЛЕГ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Цель — определение основных направлений повышения эффективности мотивационной компоненты на приобретение профессиональной компетентности в период обучения. Материалы и методы. Для оценки социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере применялась «Методика диагностики социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной». В исследовании приняли участие 135 курсантов первых курсов. Использовались сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка. Результаты и обсуждение. Вопросы формирования профессиональной компетентности тесно связаны с проблемами духовно-нравственных ценностей в профессионально-деятельностной идентификации. Определены мотивационные установки на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии. Выводы. Структура мотивационных установок на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии обладает качественными различиями, что обусловливает поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию мотивации курсантов военного вуза на приобретение профессиональной компетентности.

Сохранить в закладках
Интуиционные проекции личности в показателях деятельности следователей (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: Науменко Евгений Александрович

Интуиция представляет собой фундаментальное психологическое явление, которое реализуется в различных формах активности человека, оказывая влияние на способы ее организации и продуктивность. Цель — определение психологических условий влияния интуиции на эффективность профессиональной деятельности следователей. Материалы и методы. Использованы авторские методики определения интуиционного потенциала личности. Эффективность профессиональной работы следователей определялась методом экспертной оценки по предложенным квалификационным требованиям и реальной оценки успешности работы. Выборку составили 292 следователя различной ведомственной подчиненности. Результаты и обсуждение. Приводятся результаты количественного и качественного анализа фактологических данных. На основе факторного моделирования определены модели личности эффективного и неэффективного следователя, построены графические модели корреляционных отношений свойств и качеств личности следователей в зависимости от уровня проявления свойств интуитивности. Выводы. Фактор интуитивности личности определяет успешность и эффективность профессиональной деятельности следователя. В личности высокоинтуитивных и низкоинтуитивных следователей имеются содержательные отличия, которые могут служить основанием для оценки, профессионального отбора, профессиональной пригодности специалистов для работы в должности следователей.

Сохранить в закладках
Ценностная спецификация в личностно-профессиональной мотивации сотрудников правоохранительных органов (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: Носс Игорь Николаевич, ФЕДОТОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Цель — выяснение особенностей ценностных составляющих сознания, мотивирующих на качественное осуществление служебно-профессиональной деятельности сотрудников полиции в зависимости от внешних и внутренних факторов развития личности. Материалы и методы. Исследование проведено в 2017–2018 гг. Выборку составили более 6 тыс. респондентов с высшим образованием, представителей 9 федеральных округов Российской Федерации и 8 направлений (специальностей) правоохранительной деятельности. Использовались опросник «Мотивационный профиль» Ричи-Мартина, методика многостороннего исследования личности и методы корреляционного и дисперсионного анализа данных. Результаты и обсуждение. Выявлены особенности ценностных составляющих сознания как мотивирующие факторы служебнопрофессиональной деятельности сотрудников полиции в зависимости от внешних и внутренних условий развития личности, к которым отнесены регион проживания, этнокультурные и профессиональные прессы, а также полоролевой и возрастной статусы и характерологические особенности респондентов. Выводы. Подтверждены статистически значимые различия ценностных переменных представителей регионов Российской Федерации с этнокультурными особенностями различных специальностей, разного пола и возраста, имеющих различный характерологический статус. Необходим учет мотивационноценностной специфики сотрудников при отборе и психологическом сопровождении подразделений правоохранительной системы.

Сохранить в закладках
Темпоральные особенности утомленности сотрудников органов внутренних дел (2025)
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Авторы: ДУХНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, БОРОДАВКО ЛЕОНИД ТРОФИМОВИЧ, КОРЗУНИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Служебно-деятельностные особенности: интенсивность, напряженность деятельности, необходимость решения оперативно-служебных задач в условиях неопределенности — являются условиями, способствующими развитию утомленности сотрудников органов внутренних дел. Другим немаловажным фактором, препятствующим и усиливающим данное состояние, выступают темпоральные характеристики личности сотрудника, к которым относятся отношение ко времени, его функции и временная направленность. Цель — выявление связей утомленности с временной направленностью, функциями и отношением ко времени у сотрудников с разным уровнем утомленности. Материалы и методы. Респондентами выступили 187 сотрудников органов внутренних дел (90 слушателей первоначальной подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России, а также 97 сотрудников со стажем служебной деятельности от 1 года до 10 лет, проходивших повышение квалификации в СПбУ МВД России). Использовался комплекс авторских психодиагностических опросников: «Субъективная оценка уровня утомленности личности», «Шкала субъективного отношения к времени», «Субъективная оценка временной направленности» и анкета «Оценка темпорального типа личности». Статистическими методами выступили анализ первичных описательных статистик, регрессионный и сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. У сотрудников с низким уровнем утомленности превалирует пластичное отношение ко времени в сочетании с мобилизующей функцией времени и ресурсной временной направленностью с доминированием ориентации на настоящее. Сотрудники с умеренным уровнем утомленности отличаются временной зависимостью — пристрастным отношением ко времени, которое выполняет ограничивающую функцию, и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на будущее. Для сотрудников с высоким уровнем утомленности характерно равнодушное отношение в сочетании с подавляющей функцией времени и фиксированной временной направленностью с доминированием ориентации на прошлое. Выводы. Отношение ко времени, временная направленность и функции времени выступают детерминантами утомленности, наиболее значимыми среди которых являются временная зависимость (пристрастное отношение ко времени), ограничивающая и подавляющая функции времени, а также фиксированная временная направленность на прошлое и будущее.

Сохранить в закладках
Правосознание российских граждан и их правовая активность в правоохранительной сфере: теоретико-правовой и социологический аспекты (2025)
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Авторы: Кожевников Владимир Валентинович

Среди различных общетеоретических проблем правосознания особую значимость приобретают его функции. Новизна заключается в том, что в концентрированном виде представлена авторская позиция по вопросу связи оценочного отношения граждан к полиции с их правовой активностью в сфере правоохраны. Материалы, результаты и обсуждение. Исследуются понятие и классификация функций правосознания. Акцентируется внимание на его оценочной функции, выделяются виды оценочных отношений. Обосновывается утверждение, что отношение к правоохранительным органам обусловливается преимущественно оценкой граждан деятельности полиции. Выводы. Общественное мнение граждан о правоохранительных органах формируется, прежде всего, на основе оценки деятельности полиции как органа, сотрудники которого являются более многочисленными по сравнению с другими правоохранителями и которые часто взаимодействуют с населением. Предложение о наличии связи между тем или иным отношением граждан к деятельности полиции и их правоактивным поведением в сфере правоохраны подтверждается результатами социологических исследований.

Сохранить в закладках
Представление о понятии психологического контакта в современной криминалистической парадигме (2025)
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Авторы: Соколов Андрей Борисович, Шаевич Антон Александрович

Одним из условий эффективного сбора сведений, лежащих в основе доказывания, является способность установления психологического контакта субъектом, осуществляющим расследование преступления, с лицом — носителем криминалистически значимой информации. В основе указанной деятельности лежит правильное понимание и толкование такого юридического термина, как «психологический контакт». Цель — изучение и уточнение понятия психологического контакта в контексте современной криминалистической парадигмы, позволяющего оптимизировать соответствующий вид деятельности, направленный на получение криминалистически значимой информации. Материалы и методы. Анализировались научные работы, посвященные теме психологического контакта, его пониманию и проблемам установления, опубликованные с 2019 г. по 2023 г. Мониторинг был проведен с применением инструмента «расширенный поиск» на сайте elibrary. ru. Результаты и обсуждение. Сегодня в криминалистической науке отсутствует единое, общепринятое понимание психологического контакта, условий, обеспечивающих его установление и эффективное применение. Подвергнуты анализу опубликованные результаты исследований ученых–криминалистов, занимающихся разработкой вопросов, связанных с понятием и сущностью психологического контакта. Изложено авторское мнение относительно сущности психологического контакта; приведены компоненты следственной компетентности, учет которых позволит оптимизировать деятельность по установлению психологического контакта. Выводы. Термин «психологический контакт» является скорее юридическим, нежели психологическим. Оптимальный процесс установления психологического контакта осуществляется с учетом четырех компонентов следственной компетентности: умения своевременно и точно определять верную тактику допроса; грамотного использования разнообразных тактических приемов; умения создать благоприятные объективные и субъективные условия допроса; общекультурной привлекательности следователя. Установление психологического контакта при ведении допроса всегда осуществляется в форме активного взаимодействия следователя и допрашиваемого, при этом представляется не тактическим приемом, а неким условием эффективного производства допроса, которое целесообразно достигать, поддерживать, а при необходимости восстанавливать и укреплять.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →