Архив статей журнала

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ УПАКОВОЧНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ К МНОГОКРАТНОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ В ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА (2025)
Выпуск: № 1, Том 5 (2025)
Авторы: Чалых Татьяна Ивановна, Кирш Ирина Анатольевна, Губанова Марина Ивановна, Безнаева Ольга Владимировна, Овсянников Сергей Алексеевич

Предприятия торговли, перерабатывающие предприятия и рядовые потребители оставляют значительное количество отходов упаковки, которая требует переработки. Для этого в экономике замкнутого цикла государство устанавливает определенные требования, связанные, среди прочего, с кратностью повторной переработки, которая определяется природой материалов. О полимерах, а именно полиолефинах, установилось мнение, что их невозможно перерабатывать более 2–3 раз вследствие значительной потери технологических и эксплуатационных свойств. В работе приведены результаты экспериментальных исследований многократной экструзионной переработки полиэтилена и полипропилена в течение 10 последовательных циклов. Каждый цикл переработки сопровождался измерением физико-механических свойств (относительное удлинение при разрыве и разрушающее напряжение), измерением показателя текучести расплава, изменением химической структуры и показателя желтизны для исходных и переработанных полимеров. Предложено оценивать пригодность материалов к многократной переработке не по отдельным единичным показателям, а по совокупности свойств, которые в итоге определяют как технологические свойства и способность к переработке, так и эксплуатационные свойства, и устойчивость к старению. Нами рассмотрены шесть единичных показателей (для исходных образцов их принимали за единицу), и совокупное свойство – критерий технологического старения (площадь составленного многоугольника). При этом площадь многоугольника исходного образца принимали за 1, или 100%, а площадь получаемого многоугольника после каждого цикла переработки находили отношением к исходному значению. Как это принято в практике полимерных исследований, критерием пригодности считали отклонения в суммарной величине, не превышавшие ±20%. Это позволило определить количество циклов переработки полиэтилена как 9, а полипропилена как 8, что превышает установленные нормативные значения.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПАКЕТОВ (2025)
Выпуск: № 2, Том 5 (2025)
Авторы: Чалых Татьяна Ивановна, Корнева Елена Сергеевна, Попандопуло Дмитрий Григорьевич

В работе обсуждается проблема использования полимерных материалов для формирования транспортных грузопакетов, что является необходимой стадией в системе логистики. Эта технология используется при отгрузке товаров от производителей и в распределительных центрах крупных предприятий торговли. Показано, что основной метод скрепления пакетов на поддоне с помощью стретчпленки приводит к большим затратам материальных ресурсов и увеличивает объем отходов предприятий торговли. Проведена экспертиза разных образцов полиэтиленовой пленки, использованной для скрепления транспортного пакета. Обсуждаются результаты сравнительных исследований свойств первичной и вторичной стретч-пленки в процессе опытной эксплуатации при перевозке груза. Предложены более экономные решения для формирования пакета с применением вторичных полимеров. Обсуждается возможность альтернативного подхода к формированию транспортных пакетов с применением многократного применения скрепляющих эластичных лент.

Сохранить в закладках