В статье рассмотрена проблема становления проблемы полового воспитания в школьном естественнонаучном образовании, начиная с рубежа XIX-XX веков. Осмысление опыта прошлого, анализ вклада методистов-биологов в теорию и методику обучения и воспитания способствует обогащению современной предметной методики преподавания. Одной из задач проведенного исследования являлся анализ сущности и содержания полового воспитания в разные исторические периоды. Это позволяет выявить проверенные временем подходы к реализации полового воспитания учащихся, созвучные традиционным ценностям российского общества. Высказанные учеными идеи и положения могут быть реализованы в настоящее время с учетом контекста современной образовательной ситуации. На основе теоретического изыскания определены этапы становления и развития полового воспитания в истории методики обучения биологии в школе. В статье представлены результаты исследования современного состояния обсуждаемой проблемы в школьной практике, проведенного с помощью анкетирования учителей биологии и учащихся. Существенное внимание при этом уделено значению полового воспитания и анализу содержания курса биологии, являющегося предметной основой полового воспитания школьников.
Современное образование в России переживает эпоху масштабных изменений, вызванных стремительным развитием цифровых технологий. Цифровизация образования затрагивает все уровни образовательного процесса: от методов преподавания до взаимодействия педагогов и технологий, предъявляя новые требования к профессиональной компетентности учителя. В этих условиях дополнительное профессиональное образование учителя становится практически единственным источником повышения цифровой грамотности и адаптации к цифровой образовательной среде и современным цифровым образовательным технологиям. Актуальность темы обусловлена не только необходимостью технического освоения цифровых инструментов, но и необходимостью в осмыслении изменений в профессии учителя, сохранении гуманистических ценностей и профессиональной идентичности учителя. Рефлексивно-антропологический подход предлагает целостную методологию, ставящую в центр образовательного процесса человека и использующую рефлексию как средство профессионального роста. Цель научной статьи - раскрыть сущность рефлексивно-антропологического подхода и показать его роль в дополнительном профессиональном образовании учителя в условиях цифровизации образования. Цифровизация образования открывает новые возможности личностного и профессионального развития учителя, ставя перед ним ряд серьезных вызовов. С одной стороны, цифровые образовательные технологии предоставляют учителю доступ к огромному объему информации, интерактивным образовательным ресурсам и новым формам организации учебного процесса. Они позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, учитывать особенности и потребности каждого обучающегося, а также создавать мотивирующие учебные ситуации. С другой стороны, эра цифровизации в образовании требует от учителя новых цифровых компетенций и умений, таких как: владение цифровыми образовательными технологиями, умение критически оценивать цифровую информацию, создавать цифровой контент, организовывать дистанционное обучение и обеспечивать безопасность в цифровой образовательной среде. Решение этих проблем требует от учителя осознанного и рефлексивного подхода к использованию цифровых образовательных технологий, а также постоянного самообразования и самосовершенствования.