Архив статей журнала
Введение. В эпоху глобализации мировой экономики возрастает роль взаимовыгодного и конструктивного диалога в мировом профессиональном пространстве. В связи с этим приоритетную роль играет конструктивное речевое воздействие, в частности в конфликтных ситуациях, возникающих в педагогической деятельности. Цель исследования заключается в апробации модели формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Исследование основано на положениях концепций педагогической поддержки, коммуникативного, ситуационного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов к формированию и развитию когнитивных знаний, психологической устойчивости и педагогическим функциям в конфликтном коммуникативном воздействии обучающихся. Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ качественных и количественных результатов эмпирического материала, методическая интерпретация данных.
Результаты исследования. Разработана модель формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности, эмпирически обоснованы педагогические условия и апробирован дидактический инструментарий ее реализации. Содержание курса «Основы педагогического мастерства» дополнено учебно-методическим пособием «Коммуникативная конфликтология», содержащим образовательный модуль «Речевые тактики в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности педагога», в котором представлен коммуникативный практикум, направленный на расширение конфликтологических знаний, тактичное проявление и регулирование мотивов и потребностей в конфликтных ситуациях (выражать интерес к конструктивному разрешению конфликта, объективно и толерантно воспринимать коммуникативные намерения говорящего, контекст применения той или иной речевой формулы), речевых поступков (умение управлять процессом деструктивного речевого взаимодействия, создавать и поддерживать дружелюбную атмосферу, снижать степень непонимания между конфликтующими сторонами и уровень конфликтности).
Обсуждение и заключения. Формирование у будущего педагога опыта конструктивного урегулирования речевого поведения обучающихся в конфликтных ситуациях в рамках реализации обучающих, воспитательных и развивающих задач происходит благодаря применению в образовательном процессе игровых, моделирующих, личностно и социально ориентированных педагогических технологий, основанных на проблемном обучении.
Введение. В статье описывается методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях нарастающей сложности образовательной среды и разнообразия потребностей обучающихся.
Целью исследования является проектирование методической системы на основе комплекса подходов, позволяющей создать более адаптивные и гибкие условия для обучения и развития будущих учителей английского языка с учётом современных требований и вызовов в области образования.
Материалы и методы. В ходе исследования проведён теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по исследуемому вопросу, сравнительный анализ существующих концепций методических систем и моделей формирования профессиональных компетенций будущих учителей. В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и моделирования.
Результаты исследования. В результате теоретического и сравнительного анализа научных исследований, обобщения собственного практического опыта разработана методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе комплекса подходов, описаны ее ключевые компоненты, обеспечивающие комплексный и системный характер образовательного процесса, а также механизм их взаимодействия. Все компоненты системы представлены в четырёх блоках: целевой, содержательный, концептуально-методологический, результативный.
Обсуждение и заключения. Разработка методики формирования профессиональных компетенций будущих учителей английского языка на основе коммуникативного, когнитивного и синергетического подходов в процессе изучения специальных дисциплин с ориентацией на интеграцию дисциплинарного развития и прогрессивного формирования компетенций представляет собой перспективу дальнейшего исследования.