Архив статей журнала
Введение. Систему ценностных ориентаций личности считают основной детерминантой процессов социально-психологической адаптации. Ценностная структура оказывает существенное влияние как на развитие и становление личности, так и на регуляцию ее самосознания, когнитивно-эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте возникает максимальное напряжение адаптационных процессов и проявляется наиболее выраженная интолерантность к негативным средовым воздействиям. В связи с этим анализ ценностно-интенциональных механизмов и стратегий социально-психологической адаптации в этом возрасте представляется актуальным.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 300 мальчиков и девочек раннего подросткового возраста, у которых с применением уточненной методики Ш. Шварца и опросника К. Роджерса и Р. Даймонд «Социально-психологическая адаптация» оценивали систему ценностных ориентаций и уровень адаптированности. Статистическая обработка материалов включала расчет U-критерия Манна-Уитни и дискриминантный анализ (пошаговый метод Уилкса).
Результаты исследования. Исследована система ценностных ориентаций (включает 19 параметров) и уровень социальной адаптированности подростков. С применением статистических процедур выделены респонденты с высоким и низким уровнями адаптированности. Осуществлено сравнение ценностных показателей как между респондентами с разной степенью адаптированности, так и между подростками разных гендеров. Рассчитаны обладающие высокой дискриминативной способностью канонические функции, позволяющие с использованием аксиологических переменных разделить респондентов по степени их социальной адаптированности.
Обсуждение и заключение. Показано, что эффективность процессов социальной адаптации подростков улучшается по мере возрастания степени дифференцированности ценностных ориентаций, проявляющейся увеличением «разброса» их позиций в «поле» ценностного сознания. Установлено, что важнейшими факторами успешной социальной адаптации подростков являются доминирование основных группоцентрических ценностных ориентаций и уменьшение роли эгоцентрических интенций. Выявлена амбивалентность влияния на адаптированность гедонистической интенции, возрастание значимости которой в сочетании с доминированием группоцентрических ценностей способствует успешной социальной адаптации, а в сочетании с доминирующей позицией эгоцентрических ценностей становится фактором низкой толерантности к социальной фрустрации. Установлено дезадаптирующее влияние на процессы социальной адаптации ценностных ориентаций «репутация» (у мальчиков) и «самостоятельность» (у девочек). Выявлена ведущая роль группоцентрических ценностей в дискриминации адаптированности подростков.
Введение. Юношеский возраст характеризуется качественными преобразованиями ценностной сферы, ее оформлением в автономную и согласованную систему. Ценностные ориентации молодых людей быстрее перестраиваются и адаптируются к меняющимся социокультурным условиям, отражая общие тенденции трансформации общественной системы ценностей. Это определяет актуальность изучения содержания ценностных ориентаций молодежи, а также поиска новых методических подходов к их выявлению.
Материалы и методы. В работе использовалась авторская методика «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках», ориентированная на выявление предпочтения ценностей общественно значимой или эгоистической направленности. Исследование проводилось на выборке учащихся 16-19 лет; общее число респондентов – 387 человек (146 юношей, 241 девушка).
Результаты исследования. Ценностные ориентации учащихся юношеского возраста в значительной степени оформлены и имеют характер индивидуально конфигурированной системы. Общий вектор ценностной сферы юношей и девушек ориентирован в направлении общественно значимых и социально поддерживаемых ценностей. Наиболее ярко это проявляется в отношении ценностей «Учение, труд» и «Семья, родственники», отражающих специфику возрастных потребностей и интересов молодых людей. Существенные различия в ценностных ориентациях обусловлены гендерной принадлежностью респондентов: юноши предпочитают ценности коллективного дела и ближнего социума (семья, друзья), тогда как для девушек более привлекательны ценности индивидуалистические, а также относящиеся к внешнему кругу общения и деятельности. В общей структуре ценностных ориентаций категории «Деньги, богатство» и «Страна, Родина» получили неоднозначные оценки.
Обсуждение и заключения. Показана продуктивность использования метода пословиц для изучения ценностных ориентаций учащихся юношеского возраста. Согласованность полученных результатов с данными психологических и социологических исследований свидетельствует о том, что они фиксируют не только определенную стадию формирования ценностной системы молодых людей, но и отражают сложность ценностного самоопределения в современном обществе.