Архив статей журнала
В статье на основе этнографических опубликованных источников ХVIII - начала ХХ в., документальных источников 1920-1930-х гг. из архивных собраний центральных и региональных архивов, а также экспедиционных материалов конца ХХ - начала ХХI в. у коми- пермяков исследуются особенности бытования этнонимов, конструирование нового официального этнонима для народа в первые годы советской власти, а также этнокультурные процессы, отражающие особенности развития народа и использование этнонимов в ХIХ - начале ХХ в. Отмечается, что в ХVIII - начале ХХ в. бытовало два этнонима для обозначения народа. Один из них - пермяки - был официальным называнием народа и использовался в общественном дискурсе, был единственным, применявшимся в публикациях на русском языке, а также при составлении словарей и первых букварей на коми-пермяцком языке. Второй этноним - коми - фиксировался исследователями, однако был эндоэтнонимом, в общественной сфере в основном его употребление было ограничено научной и научно-популярной литературой. Такая особенность в использовании двух этнонимов была характерна в тот период для многих народов Поволжья и Урала. Этноним пермяк в этот период применялся и в качестве самоназвания народа и в этой форме сохранился у периферийных групп коми-пермяков вплоть до начала ХХI в. Переломным моментом в становлении этнонима коми-пермяки является период 1920-х гг., когда начинается его формирование, а затем широкое распространение и принятие народом. Это происходит одновременно с процессами национально-государственного устройства пермяков Пермской губернии и создания Коми-Пермяцкого национального округа Уральской области. Для 1990-х гг. наиболее активные дискуссии и широкое распространение новых этнонимов были характерных для периферийных групп коми-пермяков, получивших локальные номинации коми-язьвинцы и коми-зюздинцы, но в каждой из групп этнические процессы имели разные векторы и привели к различным результатам. В настоящее время при устоявшейся традиции использования этнонима тем не менее периодически возникают дискуссии как о статусе народа, так и о его названии. Изучаемые явления становления и бытования этнонимов являются отражением сложных и динамичных этнических процессов.