Архив статей журнала
Кокшаровский холм является самым известным и наиболее изученным культовым памятником Среднего Зауралья. Он находится в границах Юрьинского неолитического поселения на южном берегу Кокшаровского торфяника и составляет с ним единое целое. Керамические комплексы и изделия сакрального назначения холма хорошо представлены во множестве публикаций. Каменный инвентарь публиковался частично и выборочно. В данной статье детально анализируется комплекс каменных изделий из центральной части Кокшаровского холма. На памятнике присутствует незначительная примесь мезолита и энеолита, но основная часть каменного инвентаря (около 90 %) относится к неолитической эпохе. Технология расщепления камня была ориентирована на получение пластин шириной 1,0-2,3 см (69 %). Среди пластин с вторичной обработкой преобладают пластины с ретушью со спинки (75 %). Для изготовления пластин предпочитали использовать слабоокремнелые породы камня: светло-серую слабоокремнелую породу и алевротуф. На памятниках Кокшаровского торфяника это сырье можно считать маркером эпохи неолита. Пластины служили заготовками для изготовления ножей, наконечников стрел, дротиков, скребков и острий. Двусторонняя ретушь использовалась для обработки наконечников стрел и ножей. Абразивная техника применялась при изготовлении топоров, тесел и ножей. Из других изделий на памятнике выявлены сверла, абразивы, лощила, пест, молоты, рыболовные грузила и заготовки орудий. Особо следует отметить наличие 200 фрагментов расколотых шлифовальных плит. Их фрагментарность и количество явно свидетельствуют об использовании плит в определенных ритуалах. Как и на любом культовом памятнике, на холме присутствуют значительные серии колотого камня, целых и расколотых галек. На памятнике использовалось около 20 видов минерального сырья, в основном местного происхождения. Почти на 40 % изделий сохранилась первичная корка. Следует добавить, что именно в центральной части холма обнаружена заметная серия изделий сакрального назначения: каменный молот в виде головы бобра, фрагменты неолитических сосудов с зооморфными налепами, глиняный «утюжок» и другие глиняные поделки.
На территории Среднего и Северного Зауралья широко известны необычные культовые насыпные холмы. Все пять известных холмов расположены в восточной низменной части Свердловской области. Это Кокшаровский холм на Юрьинском озере (Верхнесалдинский р-н), Усть-Вагильский холм на р. Тавде, Махтыльский холм на р. Сосьве и два холма на озерах Большой Вагильский Туман и Костюр (все - Гаринский р-н). Все холмы исследованы раскопками в разной степени. Наиболее исследованными являются Кокшаровский и Усть-Вагильский холмы. Частично изучен Махтыльский холм, с остальных холмов имеются небольшие разведочные комплексы. В статье приводится краткая характеристика культовых комплексов всех холмов. Подчеркиваются особенности и отличия жертвенных комплексов. Функционировать холмы начали в мезолите - неолите. На северных холмах присутствуют значительные комплексы неолита, энеолита, раннего железного века и средневековья. На Кокшаровском холме около 95 % находок относится к неолиту. Энеолит и средневековье представлены незначительными комплексами. Жертвенные комплексы состоят из двух частей. Основная масса жертвенных артефактов характеризует разные стороны хозяйственной и производственной деятельности древнего населения. Причем значительная часть артефактов была намеренно сломана. Ко второй части относится небольшое количество предметов неутилитарного характера. Именно они подчеркивают отличия между южным и северными холмами. На северных холмах отсутствуют «утюжки» и фигурные молоты. Молоты заменяются навершиями булав. Сосуды с рельефными налепами единичны. На южном холме полностью отсутствуют подвески, которые на северных холмах представлены сериями. На северных холмах заметно представлена глиняная пластика. Широко практиковалось окрашивание жертвенных предметов охрой. Выявленные различия не позволяют считать все холмы однотипными памятниками. Кокшаровский холм вместе с Юрьинским поселением являлся культовым памятником особого рода. Все холмы первоначально являлись родовыми святилищами, но со временем значение некоторых из них по разным причинам заметно менялось.