Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.
В статье рассматривается проблема формирования исследовательской компетентности студентов педагогических направлений. Авторы ставят задачу повышения эффективности подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности посредством интеграции инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Выдвигается гипотеза о том, что экспериментально разработанный курс, основанный на применении интерактивных методов и технологий (педагогический квест, иммерсивный театр, сторителлинг, кейс-стади, деловая игра), способствует более эффективному формированию исследовательской компетентности по сравнению с традиционными подходами и технологиями. В статье анализируются недостатки традиционной системы подготовки студентов к научно-исследовательской работе (НИР), приводится авторское определение понятия «инновационные технологии формирования исследовательской компетентности», описываются структура и содержание разработанного курса «Научная статья: от идеи до публикации». Основное внимание уделяется практической реализации курса и анализу его влияния на мотивационный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты исследовательской компетентности студентов. Эмпирические данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о положительном влиянии курса на формирование исследовательской компетентности. Участники экспериментальной группы продемонстрировали повышение мотивации к научно-исследовательской работе, улучшение понимания методологии научного исследования, развитие навыков написания научных текстов, анализа данных и публичных выступлений. Отмечается преодоление психологических барьеров, связанных с научной деятельностью, и формирование позитивного отношения к НИР.
Целью исследования является изучение преемственности в формировании и развитии интеллектуальной одарённости у старших школьников и студентов вуза.
Рассматриваются вопросы преемственности развития интеллектуальной одарённости учащихся в процессе перехода от средней школы к высшему образованию. Одним из результатов исследования является выявление на примере Государственного университета просвещения структуры студенческого научного сообщества, его качественного состава. Установлены особенности динамики мотивации к интеллектуальной деятельности в зависимости от длительности активности в рамках студенческих научных исследований.
Статья показывает, что сегодня устойчивое стратегическое развитие управленческой команды обеспечивается комплексно и закрепляется в процессах организации деятельности по суверенизации системы образования. Автором выделены критерии оценки эффективности управленческих команд, к которым относятся: персональная ответственность за результат, согласованность, высокоэффективное взаимодействие, устойчивость, гибкость и др. В статье представлены результаты исследований, направленных на оценку работы управленческой команды в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». Также приводятся данные самодиагностики образовательных учреждений. Исследования охватывают все основные направления и условия инициативы «Школа Минпросвещения России», включая воспитание, творчество, знания, профориентацию, здоровье, роль учителя, команду школы и образовательную среду. Созданные в соавторстве дополнительные программы повышения квалификации подтвердили свою эффективность в повышении профессиональных компетенций управленческих команд.
Статья посвящена обоснованию и раскрытию сущности и содержания педагогической стратегии формирования профессионального патриотизма курсантов морского вуза. Автором выявлены факторы, подтверждающие актуальность темы исследования. Содержательно раскрыта степень разработанности темы. Выполнен анализ термина «педагогическая стратегия». Приведены результаты констатирующего эксперимента, подтверждающие необходимость теоретической разработки педагогической стратегии и последующего проведения формирующего эксперимента, направленного на привитие профессионального патриотизма курсантам морского университета. В исследовании раскрыта структура разработанной педагогической стратегии, выделены ведущие направления стратегии: образовательно-профессиональные, воспитательно-профессиональные и деятельностные, их составные компоненты. Научные положения статьи могут быть использованы преподавателями вузов при проведении педагогических исследований и организации воспитательной практики с учащейся молодёжью высших и средних учебных заведений.