Архив статей журнала
Статья посвящена вопросам изучения проблемы формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников при обучении иностранному языку. Цель статьи - показать возможность и целесообразность использования практико-исследовательского проекта как одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении десятиклассников лексической стороне речи иностранного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников для оптимизации процесса усвоения иноязычной лексики. Учитывая потребность десятиклассников к планированию, рефлексии и самоанализу, показана необходимость использования практико-исследовательского проекта как педагогической технологии для формирования метакогнитивных стратегий. В статье описаны виды метакогнитивных стратегий, проанализировано их положительное влияние на усвоение лексики иностранного языка, а также предложен адаптированный вариант практико-исследовательского проекта. Предлагается включение в процесс обучения десятиклассников иностранному языку формирование метакогнитивных стратегий на основе практико-исследовательского проекта, направленного на рефлексию собственной деятельности по усвоению лексики английского языка. В статье проанализировано опытное обучение, проведенное в МБОУ «Гимназия № 64 имени В. А. Котельникова» города Липецка с учащимися десятого класса на основе практико-исследовательского проекта «Как применение метакогнитивных стратегий повлияет на мое усвоение лексики английского языка?»: представлена анкета, проанализированы результаты анкетирования, предложены 5 вариантов кейсов для проведения практико-исследовательского проекта, описаны организация и результаты опытного обучения. Анализ литературы по проблеме исследования и проведенное опытное обучение показали, что практико-исследовательский проект может являться одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении иностранному языку, так как обучающиеся не только получают знания о метакогнитивных стратегиях, но и могут проверить их эффективность на практике в процессе изучения иностранного языка. Практические материалы статьи представлены на русском языке, так как они носят универсальный характер и могут быть использованы при обучении любому иностранному языку.
В настоящее время в связи с возрастающей распространенностью детской инвалидности инклюзивное образование рассматривается в качестве приоритетного направления национальных систем школьного образования. Особую озабоченность мирового сообщества вызывает увеличение детей с нарушением речи. Цель данного исследования: выявить особенности обучения иностранному языку младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В исследовании приняли участие школьники с признаками СДВГ, обучающиеся в 4-ых классах и изучающие английский язык. Базой исследования явилась ГУО «Средней школы № 18 г. Бреста». В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научных источников, проектирование игровых заданий, наблюдение, методическая рефлексия. В исследовании были использованы авторские разработки системы игровых упражнений на английском языке для учащихся 4-го класса начальной школы. В процессе теоретического анализа научных источников выявлены базовые принципы и дидактические условия эффективного обучения английскому языку младших школьников с признаками СДВГ. Апробирование авторской разработки системы игровых упражнений на английском языке для обучающихся 4-го класса начальной школы показало, что их использование способствует повышению уровня языковой подготовки учащихся с признаками СДВГ. Кроме этого отмечено, что игровая иноязычная деятельность младшего школьника в учебном процессе повышает мотивацию, концентрацию внимания ребенка, увеличивает возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает его коммуникативные навыки, помогает лучшему взаимодействию с обычными детьми класса, делает занятие более интересным и динамичным. Наблюдения в процессе апробации игровых упражнений на уроках английского языка свидетельствуют о повышении уровня языковой подготовки учащихся, также отмечается, что игровые упражнения мотивируют ученика, повышают концентрацию внимания, дают ему возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивают его коммуникативные навыки, помогают ему лучше взаимодействовать с обычными учащимися класса, делают урок более интересным и динамичным.