Архив статей журнала

«Намучатся – научатся»: непростой путь к образованию православных жителей Речи Посполитой в первой половине XVII в. (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Василенко Мария Юрьевна

Предметом исследования данной статьи является образование православных жителей Речи Посполитой в первой половине XVII в., которое рассматривается как важный инструмент сохранения культурной идентичности в условиях религиозных конфликтов, вызванных Брестской унией 1596 г. Акцент сделан на том, как систематическое насилие и преследования со стороны католиков и униатов воздействовали на образовательные инициативы, проводимые православными братствами. Рассматриваются следующие вопросы: организация православного образования, отражение образовательной проблемы в религиозной полемике и трудности, с которыми сталкивались учащиеся православных школ. Перед братскими школами стояла сложная двойная задача: было необходимо не только вступить в конкуренцию с иезуитскими коллегиумами, но и бороться за сохранение собственной веры как таковой. Освещается противостояние между православной и католической образовательными системами, а также последствия систематических нападений на братские школы, организованных католиками и униатами. Исследование проводится на основе текстологического анализа жалоб духовенства и шляхты, сочинений полемической литературы и распросных речей мещан с использованием историко-сравнительного, историко-типологического и историко-системного методов. Научная новизна заключается в том, что в статье затрагивается малоизученная тема религиозного насилия, связанного с образованием православных на территории Речи Посполитой, с привлечением в том числе архивных материалов распросных речей, что даёт уникальную возможность исследовать мнение не только элиты, но и народных масс по интересующему вопросу. В результате исследования автор пришёл к выводу, что духовенство, шляхта и рядовые мещане по-разному воспринимали насилие против учащихся православных школ. Для последних нападения на школы - очередной жестокий акт насилия, но для первых двух - это угроза не только для личной безопасности, но и для будущего православного вероучения. Особый вклад автора в исследование темы состоит в том, что на основе рассмотрения интеграции эмоциональных и рациональных аргументов в жалобах различных слоев населения осуществляется попытка увидеть, как образование и вера становились плотно взаимосвязанными в условиях межконфессионального конфликта. Подчеркивается, что образование в указанный период не только выполняло функцию передачи знаний, но и становилось важным инструментом социальной дисциплинаризации.

Сохранить в закладках
Хор a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова: фольклор и композитор (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Шубина Анастасия Владимировна

Предметом данного исследования выступает проблема «фольклор и композитор» как одна из актуальнейших в современной отечественной музыкальной культуре. Объектом исследования является рассмотрение современных методов композиторской работы с фольклорным источником. Целью настоящей статьи является изучение претворения русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» в хоре a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как атрибутирование литературно-текстового источника; раскрытие особенностей хорового письма композитора. Выявляется ряд ключевых позиций: состав исполнителей, формообразование, хоровая фактура. Особое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с методом цитирования в неофольклорных произведениях отечественных композиторов. Автор констатирует, что на данный момент широкая палитра средств музыкальной выразительности открывает фактически безграничные возможности при синтезе традиции и инновации, что вносит постоянные обновления как индивидуальный авторский стиль, так и в общее развитие неофольклоризма. Методология заключается в синтезе исторического и теоретического метода. На его основе выявлены исторические предпосылки возникновения «новой фольклорной волны» в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века. Отдельное внимание уделено роли И. Ф. Стравинского Исследовательский опыт направлен на установление взаимосвязей между русским фольклором и развитием современной отечественной хоровой музыки. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма глубокой связи фольклора и профессиональной академической музыки в современном отечественном искусстве. В частности, такая позиция стала определяющим фактором для творчества московского композитора второй половины ХХ - начала XXI века Юрия Анатольевича Евграфова. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования хора a cappella «Как реку перейти?». Новизна исследования заключается в том, что впервые представлены материалы о преломлении фольклорных тенденций в хоровом творчестве a cаppella Ю. А. Евграфова. Акцентируется внимание на необходимости изучения исторических и теоретических аспектов становления и развития неофольклорных стилевых тенденций в современной отечественной хоровой музыке. В этом отношении именно достижения Московской композиторской школы, и, в частности, хорового творчества a cappella Ю. А. Евграфова, становятся знаковым явлением.

Сохранить в закладках
Влияние гностицизма катаров (альбигойцев) на формирование куртуазной культуры в Европе через двор Алиеноры Аквитанской как опыт культурной гегемонии элитарной культуры (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Пожаров Алексей Игоревич

Статья посвящена исследованию влияния гностических и дуалистических идей катаров (альбигойцев) на становление куртуазной культуры в Европе XII века, когда наблюдается активный рост городов, формирование новой придворной культуры и усиление роли образованного дворянства как носителя светского кода. В этот период усиливается культурная роль женщины, в южнофранцузских областях, где куртуазная поэзия превращает даму в фигуру, определяющую символическую вертикаль ценностей. Объектом анализа выступает культурная трансформация эзотерических религиозных смыслов в светские формы поэтики, символики, придворного ритуала. Предметом исследования является интерпретация куртуазной любви как формы сакрализованного служения, близкой по своей структуре к гностической инициации. Автор рассматривает такие аспекты темы, как антропология катаров, дуалистическое мировосприятие, метафизика любви и поэтический дискурс трубадуров. Особое внимание уделяется поэзии как символической системе, воспроизводящей структуру гностического мифа: иерархии света и тьмы, избранничества, страдания и отказа от мира как пути внутреннего восхождения. Куртуазная культура рассматривается как канал культурной гегемонии, посредством которого эзотерическое знание закрепляется в элитарной норме поведения и чувства, превращаясь в инструмент символической власти. Методология исследования основана на междисциплинарном синтезе философского, историко-религиоведческого, культурологического и литературоведческого анализа. Герменевтика Ганса Йонаса реконструирует структуру гностического духа как экзистенциального отказа, критика власти у М. Фуко анализирует куртуазную поэтику как механизм нормализации. Используется инструментарий школы «Анналов» и семиотика Ю. Лотмана, рассматривающая куртуазную поэзию как носитель глубинных смыслов. Научная новизна исследования заключается в уточнённом анализе механизмов культурной трансляции гностико-дуалистических представлений в куртуазную эстетику и символику. Проанализирована структура куртуазной поэзии как формы сакральной репрезентации: страдание, дистанция, избранничество и обрядовое служение в поэтике трубадуров соотнесены с гностическим мифом об отчуждённой душе и её возвращении к свету. Особое внимание уделено языку любви как ритуальному коду, встраивающему духовную аскезу в придворную норму поведения. В работе прослеживается, как куртуазная культура преобразует эзотерическое знание в устойчивую элитарную дисциплину чувствования и символического порядка. Таким образом, исследование демонстрирует, как эстетика становится каналом легитимации эзотерической антропологии в светском контексте феодального общества.

Сохранить в закладках
Градостроительное нормирование и регулирование размещения театральных учреждений в крупнейших городских агломерациях (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Карпенко Елена Александровна, Виленский Михаил Юрьевич

Театральная инфраструктура играет ключевую роль в устойчивом развитии современных мегаполисов, выступая не только культурным центром, но и важным драйвером урбанистической трансформации и социокультурного развития городских территорий. Пространственная организация театров, включая их местоположение и архитектурные решения, находится в прямой зависимости от действующих нормативно-правовых механизмов и регулирующих инструментов. В центре исследования - анализ того, как на сегодняшний день нормативные и градостроительные документы определяют формирование сети театральных учреждений, учитывая планировочные особенности мегаполисов. Объект исследования - нормативно-правовая база градостроительного регулирования, а также стратегические документы в области развития театрального дела, определяющие принципы размещения театральных учреждений в крупнейших российских агломерациях на всех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном. Методология исследования сочетает анализ фактического размещения театров с изучением нормативного регулирования. Такой подход позволяет выявить как пространственные закономерности, так и системные проблемы в организации культурной инфраструктуры. Актуальность обусловлена переориентацией с управленческих на пространственно-средовые принципы организации культурной инфраструктуры, что особенно значимо для динамично развивающихся агломераций. Исследование показало, что действующие нормативы размещения театров, опирающиеся на устаревшие количественные показатели (число мест, количество театров и формальная доступность), игнорируют современные вызовы - субурбанизацию, новые театральные форматы и реальные зоны культурного притяжения, что снижает их роль в развитии городской среды. Нормативные документы не учитывают комплексные архитектурно-градостроительные критерии, необходимые для гармоничного включения театров в городскую среду. Особую проблему при этом представляет двойственность регулирования театра (как учреждения культуры и объекта градостроительной деятельности) порождает дисбаланс между количественными нормативами и качеством культурного пространства.

Сохранить в закладках
К идее трансформации модели сценической площадки: театральный потенциал современного БДТ им. Г. А. Товстоногова (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Батаршин Роман Раифович

Закрепившаяся в искусствоведческом лексиконе терминологическая пара «театральное пространство» и «пространство театра» весьма широко употребима, она драматически определяет разницу подходов к изучению различных явлений, в том числе, и современного театра. В данной статье рассматривается проблема формирования театрального потенциала не столько с позиции организации пространства в целом, сколько с применением особой профессиональной, театроведческой, «оптики» - взгляда на технологические особенности самих сценических подмостков. Автор статьи анализирует опыт старта деятельности последнего десятилетия современного Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова под руководством А. Могучего (2013-2023) с точки зрения влияния результатов осуществленной реновации комплекса реконструированного здания на открывшийся потенциал возможностей формирования нового имиджа театра. Применимый в данной статье исторический метод исследования позволяет изучить проблему шире: от технологии конструирования новой сценической площадки к идее технологии конституирования нового театра. Методологической базой статьи стали монографии историков и теоретиков театра, а также интервью практиков современного театрального процесса. В орбиту исследования вошёл обзор организационно-технологического процесса переустройства типа сценической площадки БДТ в период с 2011 по 2014 гг. Автор выдвигает гипотезу о том, что перемены, связанные с самой архитектоникой театрального здания и переосмыслением возможностей техники сцены академического театра, прямым образом обернулись и буквальным знаком начала рубежа новых страниц летописи БДТ им. Г. А. Товстоногова. Настоящий исследовательский материал представляется уникальным и претендует на первую попытку научного осмысления значимости специфики модели сценической площадки на последующие художественно-творческие произведения, определяющие динамику развития театрального процесса в исторической перспективе. Научная новизна проблемного поля претендует на мысль о взаимовлиянии технологических процессов на результаты театрально-драматического действования.

Сохранить в закладках
Водевильная традиция в драматургии Б. Рацера и В. Константинова. Структура жанра в водевиле «Стихийное бедствие» (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Исакова Полина Александровна

Объектом настоящего исследования выступает водевильный жанр в драматургии Бориса Рацера и Владимира Константинова, чье творчество пользовалось широкой популярностью у зрительской аудитории в советском театре 1970-1980-х гг., но при этом оставалось на периферии научного и критического внимания. Несмотря на наличие вклада этих драматургов в развитие отечественного театра, их пьесы редко становились предметом анализа, а жанровая специфика их произведений оставалась практически неизученной. В качестве предмета исследования выбрана пьеса «Стихийное бедствие», являющаяся типичным примером советского водевиля. Автор предпринял попытку восполнить пробел в изучении наследия соавторов, сосредоточив внимание на структурных и жанровых особенностях водевиля, представленного в творчестве Рацера и Константинова. В работе рассматриваются характерные черты комического и музыкального начала, взаимодействие сценического действия с элементами сатиры, а также особенности драматургического построения, отражающие специфику водевиля. Статья основана на использовании метода структурализма, культурно-исторического, сравнительно-исторического, описательного, аналитического и других методов. Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на изученность жанра водевиля XIX века и первой половины ХХ века театроведами, серьезным упущением является отсутствие внимания к драматургам второй половины ХХ века, в творчестве которых присутствует водевильная тематика и к которым, безусловно, относятся Владимир Константинов и Борис Рацер. Результатом исследования стали игровые стратегии указанных драматургов на сюжетном и стилевом уровнях, впервые обнаруженные и изученные в рамках данной статьи. В сюжетном плане соавторы использовали популярную водевильную тематическую группу (матримониальные отношения), в которой сочетали темы сватовства; ссоры любящих супругов; брака по расчету; ухаживания за невестой в состязательном ключе; взаимоотношения влюбленных, которым мешают внешние препятствия. Автор изучает как сюжетно-композиционную структуру пьесы, так и язык указанного водевиля, который стал необходимым компонентом создания комического эффекта. Легкость диалога, насыщенного каламбурами, метафорами, афоризмами, игрословием, который составляет основу в пьесе, дает необходимую искрометность и выразительность реплик героев. Репрезентация реприз Константинова и Рацера демонстрирует игру ума, которая находила выражение в игре слов.

Сохранить в закладках
Опыт реконструкции интеллектуальной культуры дворян на материале усадебных библиотек (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Емельянова Вера Павловна

Предметом исследования является интеллектуальная культура представителей дворянского сословия Российской империи XIII - первой половины XIX в. Исследование являет собой попытку реконструкции культурных практик интеллектуальной элиты просвещенного нобилитета указанной эпохи на основе выявленных круга чтения и читательских практик. Особое внимание уделяется усадебным книжным собраниям, поскольку указанная эпоха знаменуется расцветом усадебной культуры, когда большая часть представителей дворянского сословия, получив личную свободу от необходимости нести государственную и военную службу, перемещается в загородные имения. Это приводит к перераспределению интеллектуального капитала внутри страны и возникновению нового уникального феномена “государств в государстве” - усадеб со своим часто замкнутым микрокосмом. В значительной степени автономная и фактически не коммуницирующая с церковной или академической интеллектуальными элитами, усадебная культура, однако, продолжает свое развитие, демонстрируя плоды установившихся внутрисословных интеллектуальных практик, в частности, непрерывного самообразования. Личные библиотеки с самого начала служившие основой данного процесса, меняются в соответствии с новыми потребностями представителей нобилитета. В основе проведенного исследования - метод культурной реконструкции, предполагающий восстановление элементов интеллектуальной культуры нобилитета в указанный период на материале каталогов усадебных библиотек, архивных и эго-документов (мемуаров, писем), а также материальных источников (интерьера усадеб). Методология исследования предполагает выявление и контент-анализ источников, компаративные исследования каталогов библиотек, биографический подход. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что, во-первых, усадебные библиотеки со второй половины XVIII в. стали центрами накопления житейского, практического, научного знания, способствуя поддержанию и развитию культуры дворянской интеллектуальной элиты, рассредоточившейся от столицы по всей территории Российской империи, во-вторых, развитие интеллектуальной культуры усадьбы с ведущей ролью личных книжных собраний приводило к возникновению меценатства, поддержке образования и научно-техническому развитию на разноудаленных от центра территориях страны. Новизна работы выявляется во введении в научный оборот новых источников, данных о нахождении в книжных собраниях усадебных библиотек тех или иных изданий, а также в интеграции результатов исследований и источников, прежде использовавшихся в отдельных областях различных наук.

Сохранить в закладках
Оборона Ломбардии 1705 г. Ситуативные успехи герцога Вандома и перспективные неудачи Евгения Савойского (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Кутищев Александр Васильевич

Объектом исследования является военное искусство периода войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). Предметом научного поиска выступают отдельные аспекты военного дела эпохи: разработка замысла и определение плана кампании, стратегия и тактика ведения боевых действий, формы и методы достижения оперативных целей. Автор уделяет особое внимание роли маневра и полевого боя, а также обеспечению надежной логистики и линий сообщения между войсками и тылом. Целью статьи является выявление особенностей европейского военного искусства начала XVIII века. В центре статьи - боевые действия между франко-испанской армией герцога Ж. Вандома и имперскими войсками Евгения Савойского в Северной Италии летом - осенью 1705 года. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна заключается в том, что в статье с привлечением мемуарно-эпистолярных и военно-исторических источников представлена отдельная военная кампания, до сих пор не нашедшая отражения в отечественной историографии. В результате исследования автор пришел к выводу, что в военных действиях в Ломбардии в 1705 г. проявились как типичные, так и специфические черты военного искусства эпохи. Особенность проявилась в активном решительном характере военных действий, в настойчивости и целеустремленности таких военачальников, как герцог Л.-Ж. Вандом, принц Евгений Савойский. Типичными чертами стали склонность к сковывающему методизму и шаблону в управлении, доминирование логистики над оперативными задачами, преобладание маневрирования на коммуникации противника над полевым сражением, позиционный характер войны.

Сохранить в закладках
Пешеходство и бег: гуманистический потенциал и культурная преемственность. Часть первая (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Канныкин Станислав Владимирович

Предметом изучения является культурное содержание ходьбы и бега и особенности исторической трансляции метафизических составляющих указанных “техник тела”. Исследование практически направлено на популяризацию данных видов локомоции как общедоступных средств развития физической культуры личности. В статье предлагается различать пять целевых видов бега, опирающихся на соответствующие им разновидности ходьбы: ходьба/бег для удовольствия; ходьба/бег для здоровья; ходьба/бег для личностного развития; ходьба/бег для достижения политических целей; ходьба/бег как спортивные практики. Названия представленных видов движения конкретизируют выражение их гуманистического потенциала, а способом его сохранения и развития в истории человечества является культурная преемственность, которая осмысливается с опорой на содержание понятий «(телесно) воплощенная память», «универсалии культуры», «традиции», «актуализация традиции», «новации». В первой части статьи эксплицированы гуманистический потенциал и культурная преемственность двух первых видов ходьбы/бега. В качестве методологии предметной области исследования были использованы исторический метод, метод категоризации, дескриптивный метод, метод анализа. Установлено, что бег для удовольствия формируется на основе свободного (не вынужденного практически) пешего движения, перешедшего в игровую форму, то есть осуществляемого исключительно ради достижения порождаемых беговой локомоцией и не обретаемых вне ее телесно-психических состояний, которые нравятся человеку. Преемственность здоровьеформирующих ходьбы и бега заключается в том, что оптимально подобранная беговая активность интенсифицирует оздоровительные свойства ходьбы, позволяя за тоже время движения добиться большего терапевтического эффекта. Своеобразие положительного воздействия бега на организм человека усматривается в прыжковой составляющей данного вида локомоции (что отсутствует в других циклических видах движения), благодаря которой бегун достигает значительного биомеханического резонанса, имеющего выраженный оздоравливающий эффект. В рамках здоровьеформирующих ходьбы и бега осмысляется и массово практикуется промежуточная форма движения - бег трусцой (jogging), отчетливо проявляющая как физическую, так и культурную связь этих видов перемещения. Автор приходит к выводу, что историко-культурный процесс преемственности различных целевых разновидностей ходьбы и бега имеет вектор движения ко все большему достижению человеком телесно-духовного совершенства и расширению сфер свободы личности, в чем усматривается значительный гуманистический потенциал рассматриваемых видов локомоции.

Сохранить в закладках
Пешеходство и бег: гуманистический потенциал и культурная преемственность. Часть вторая (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Канныкин Станислав Владимирович

Предметом изучения является культурное содержание ходьбы и бега как антропологически универсальных видов локомоции и особенности исторической трансляции метафизических составляющих указанных “техник тела”. В статье исследуются пять видов бега, опирающихся на соответствующие им разновидности ходьбы: ходьба/бег для удовольствия; ходьба/бег для здоровья; ходьба/бег для личностного развития; ходьба/бег для достижения политических целей; ходьба/бег как спортивные практики. Названия представленных видов движения конкретизируют выражение их гуманистического потенциала, а способом его сохранения и развития в истории человечества является культурная преемственность, которая осмысливается с опорой на содержание понятий «(телесно) воплощенная память», «универсалии культуры», «традиции», «актуализация традиции», «новации». Во второй части статьи эксплицированы гуманистический потенциал и культурная преемственность ходьбы и бега, используемых для личностного развития, для достижения политических целей и в качестве спортивных практик. В исследовании были использованы исторический метод, метод категоризации, дескриптивный метод, а также метод анализа. В аспекте личностного развития фиксируется наиболее глубокая конкретизация понятия «гуманистический потенциал ходьбы/бега», достигаемая на основе исследования особого рода опыта, открывающегося человеку посредством длительного цикличного телесного напряжения и не доступного «чистому» сознанию. Политическое содержание ходьбы эксплицируется на основе трех предпосылок пешеходного движения: борьбы за увеличение досугового времени, за доступ к территориям для прогулок и за свободу перемещения. Политическое измерение беговых практик обеспечили такие свойства беговой локомоции (в сравнении с ходьбой), как более выраженные энергозатратность и скорость, игровое начало и заметность бегущего. Спортивное содержание ходьба приобретает в конце XVIII века, когда становятся популярными денежные пари на пешее преодоление значительных открытых (а позже - шестисуточных закрытых) дистанций, демонстрирующие выдающуюся выносливость представителей выходящей на арену мировой истории буржуазии. Наследующая стайерскому пешеходству современная увлеченность сверхмарафонскими дистанциями становится частью новой культуры потребления, ориентированной на придание уникальности собственному жизненному проекту и разделяемой в основном представителями среднего класса, в системе ценностей которого укоренилось удовольствие от дисциплинированного тела, здоровье стало сферой индивидуальной ответственности, а успех понимается перфекционистски - как достижение новых ступеней совершенства и расширение своих возможностей.

Сохранить в закладках
Сицилия между эпохами: от власти Секста Помпея к реорганизации Августа (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Ленчук Владислав Юрьевич

Предметом исследования в данной статье является исторический процесс трансформации Сицилии в конце I века до н. э., охватывающий период правления Секста Помпея и последующую административную реорганизацию, проведенную Октавианом Августом. Рассмотрены последствия гражданских войн Римской республики для социально-экономического положения острова, включая разрушения городов, упадок сельского хозяйства и демографический кризис. Анализируются меры, предпринятые Октавианом после поражения Секста Помпея, включая конфискацию имущества, депортацию оппозиционных элементов, основание римских колоний, изменения налоговой системы, социальные и административные реформы. Исследование направлено на выявление закономерностей перехода Сицилии от состояния политического и экономического упадка к интеграции в административную систему Римской империи, с учетом культурных и экономических аспектов. Методологическая основа исследования включает анализ античных письменных источников, археологических данных, сравнительный анализ литературы, а также историко-системный и структурно-функциональный подходы для выявления закономерностей переходного периода Сицилии от республиканского к имперскому управлению. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии проводится комплексный анализ переходного периода в истории Сицилии, когда правление Секста Помпея сменилось административной реорганизацией, проведенной Октавианом Августом. Подробно прослежены взаимосвязи между политической нестабильностью, экономическим упадком и восстановительными реформами, а также оценены масштабы влияния этих реформ на социально-экономическую и культурную структуру острова. В работе показано, что карательные меры Августа сочетались с программой колонизации, введением фиксированных налогов и восстановлением инфраструктуры, что позволило Сицилии восстановиться и интегрироваться в административную систему Римской империи. Особое внимание уделено сочетанию репрессивных и созидательных мер в стабилизации региона, обеспечении его долгосрочной устойчивости и формировании новой социальной базы.

Сохранить в закладках
Концептуально-теоретические предпосылки рассмотрения импрессинга как социокультурного феномена (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Викторова Елена Викторовна

Объектом исследования выступает импрессинг - феномен со сложной биосоциокультурный природой. Упоминания о нем в научной литературе, учитывая его «близкородственную» связь с импринтингом, вызывают прежде всего ассоциации с биосоставляющей его природы. Однако обращает на себя внимание возрастающий в последнее время интерес к импринтингу/импрессингу представителей широкого круга социально-гуманитарных дисциплин. Перенесение акцентов в биосоциокультурной природе импрессинга с его биосоставляющей на социокультурную становится очевидным и необходимым. Однако выход понятия «импринтинг/импрессинг» за пределы естественно-научного знания, как правило, не сопровождается какой бы то ни было рефлексией концептуально-теоретических оснований рассмотрения стоящего за ним феномена в социально-гуманитарном предметном поле. Соответственно предметом представленного исследования выступают концептуально-теоретические предпосылки рассмотрения импрессинга как социокультурного феномена. Анализу и синтезу подвергнуты современные научные представления о сложном единстве природы, общества, культуры и о месте человека в нем, могущие служить теоретической основой социокультурного исследования импрессинга. В разработке концептуальных основ изучения импрессинга, исходя из специфики современного социокультурного знания, применены дедуктивный, аксиоматический методы и метод аналогии. К основным результатам работы можно отнести, во-первых, выявленные тенденции в современном знании о культуре и человеке в ней, позволяющие утверждать, что социокультурный анализ импрессинга имеет под собой теоретико-методологические основания. Ключевой из описанных тенденций является представление о многогранном и неустойчивом взаимопроникновении природного начала, социальности и культуры. Особый акцент ставится на тенденции к рассмотрению культуры как продукта психики и психики человека как природно-культурного явления. Во-вторых, на основании тенденций, выявленных в современном социокультурном знании, и по аналогии с ними предложены концептуальные основания рассмотрения импрессинга как сложного биосоциокультурного феномена, в функционировании которого ключевую роль играет социокультурный компонент. Сделаны выводы о направлениях дальнейшего изучения импрессинга, которое предполагается дискуссионным, но необходимым. Рассмотрение концептуальных оснований исследования импрессинга как социокультурного феномена представляется новым и теоретически значимым для социогуманитарных наук в целом, поскольку открывает возможности более плодотворного многоаспектного осмысления малоизученного феномена.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →