Архив статей журнала
Современные экономические реалии жизни невозможны без постоянного предоставления разнообразных банковских продуктов и услуг клиентам коммерческих банков и без постоянного развития их инфраструктуры. Ключевые аспекты развития инфраструктурной составляющей банковского обслуживания заключаются в создании и развитии цифровой экосистемы. Развивая инфраструктуру банковского обслуживания в направлении создания собственных цифровых экосистем, банки становятся для своих клиентов таким центром, с помощью которого они могут удовлетворить все свои потребности и запросы, а также получить интересующую информацию. Банковская экосистема несёт в себя набор комплекса взаимосвязанных услуг, при обращении к которому клиенты обладают возможностями полностью удовлетворять имеющиеся потребности на единой интегрированной площадке. В связи с этим вопросы развития инфраструктуры банковского обслуживания приобретают первостепенное значение. Цель исследования заключается в изучении инфраструктуры банковского обслуживания клиентов коммерческих банков, анализе особенностей моделей банковского обслуживания и цифровых экосистем предоставления банковских продуктов и услуг современными банками. Для проведения исследования применялись такие методы, как сравнительный анализ, обобщение, дискуссионное обсуждение, методы моделирования. В статье авторами проведён анализ тенденций развития цифровой экономки и банковского сектора в целом, способствующий выделению пяти типов организации цифровой экосистемы для банков. Кроме того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что менеджмент банка, исходя из финансовых возможностей и выбранной модели стратегического развития, может выбирать различные варианты цифровых технологий, которые стимулируют улучшение технологической составляющей банковского обслуживания, решение различных проблем банковской деятельности, повышение эффективности функционирования и обеспечение оптимизации доходов и расходов. Результатом реализации на практике модели цифровой экосистемы банковского обслуживания будет инфраструктура, которая объединит на базе ИТ-платформы широкий спектр различных услуг, причём их провайдерами будут не только сами банковские учреждения, но также их дочерние структуры и сторонние компании.
Технологическая трансформация финансового сектора характеризуется двумя встречными тенденциями, которые оказывают значительное влияние на развитие сложившейся финансовой системы: массовое распространение цифровых валют и внедрение технологий открытого банкинга. Цель данного исследования - рассмотреть варианты взаимодействия этих двух факторов и спрогнозировать, что может произойти в результате их резонанса. Автором проработано несколько вероятных сценариев будущего развития мировой финансовой системы и сделаны выводы о том, что оба фактора имеют потенциал для дальнейшего роста и трансформации финансового ландшафта, однако реальное состояние финансового рынка в будущем определяется способностью современных компаний адаптироваться к изменениям, внедрять инновации и обеспечивать высокое качество сервиса. В выборе оптимального сценария развития финансовой системы страны ключевую роль играют конкуренция, сотрудничество и государственное вмешательство.
В настоящее время становится всё более актуальным вопрос создания корпоративных цифровых экосистем, так как именно этот формат обеспечивает бизнесу необходимую конкурентоспособность в условиях цифровой трансформации финансового сектора и экономики в целом. Большинство исследований сфокусировано на опыте крупных банков и компаний из отрасли информационных технологий и телекоммуникаций, поскольку как раз они активно развивают свои цифровые экосистемы, лидируя по размеру и темпам роста. Цель данной статьи - систематизация теоретических подходов и имеющегося практического опыта создания цифровых экосистем компаниями среднего размера из банковского сектора и других отраслей. Цифровые экосистемы до сих пор в основном создаются на материале компаний - цифровых гигантов - или других субъектов крупного бизнеса. При этом многие компании среднего бизнеса испытывают острую необходимость переформатировать свои бизнес-модели в цифровые экосистемы, и во многих отраслях уже имеется подобный опыт. Наблюдение этого опыта, осмысление и поиск закономерностей позволят компаниям из разных отраслей сформировать стратегию цифровой трансформации. Для эффективного переформатирования банковской системы необходимо как осознание преимуществ создания цифровых корпоративных экосистем, так и понимание спектра возможных направлений дальнейшего развития.
Успешное достижение стратегических целей банка зависит от эффективного применения определённых критериев, которые включают финансовые, операционные, клиентские и инновационные аспекты. Формулировка и достижение данных критериев определяют цель исследования. Для проведения данного исследования были использованы как общенаучные методы, такие как дедукция, индукции, анализ, так и специальные - системный подход и сравнительный статистический анализ. В статье обозначены основы цифрового банковского продукта. Синергия обозначенных основ способствует повышению качества работы банковского сектора. Описанные ключевые этапы разработки платформы цифрового банкинга и их успешная реализация должны стать неотъемлемой частью работы банков и привести к оптимизации данного сектора. Цифровые банковские услуги проложили путь к более быстрым, более эффективным и более доступным финансовым услугам. Поскольку технологии продолжают развиваться, мы можем ожидать ещё более инновационных цифровых продуктов в банковском секторе, которые смогут удовлетворить постоянно меняющиеся потребности и предпочтения клиентов.