Введение. Статья посвящена интерактивным методам обучения, применяемым в преподавании экономических дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В ней рассматриваются, описываются и анализируются возможности использования игровых технологий для повышения интерактивности процесса обучения и мотивации обучающихся независимо от уровня получаемого образования.
Постановка задачи. Цель исследования заключается в анализе применяемых в рамках образовательного процесса методов и приемов интерактивного обучения, которые зарекомендовали себя как эффективные формы организации образовательного процесса в области экономических дисциплин. Также рассматривается обоснованность использования методов в обучении социально-гуманитарным предметам, что позволяет оценить их роль и значимость в современном образовательном контексте.
Методика и методология исследования. При написании статьи и обработке аналитических материалов использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент. Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования обучающихся, результаты которого позволили оценить их отношение к внедрению и использованию интерактивных методов обучения.
Результаты. В рамках исследования подтверждено, что интерактивные методы, применяемые в процессе обучения вызывают интерес у обучающихся, влияют на повышение академических результатов и учебную мотивацию в рамках подготовки по направлениям высшего образования и специальностям среднего профессионального образования.
Выводы. На основе анализа влияния интерактивных методов обучения целесообразно рекомендовать более широкое и активное их применение в образовательном процессе. Это поможет улучшить обучение, повысить его эффективность и подготовить выпускников, способных успешно адаптироваться к требованиям современной профессиональной среды.
Введение. Проблематика применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании, несмотря на свою теоретическую и практическую актуальность, остается малоизученной. Современные исследования практически не рассматривают проблематику современных проблемы нейроцифровых технологий в образовании системно. Исследователями показано, что многие идеи нейродидактики в инклюзивно ориентированном профессиональном образовании на сегодняшнем этапе развития деструктивны: технологиям не хватает процессуальной и идеологической прозрачности и ориентации на основные задачи педагогики как практики поддержки (само) развития человека.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ современных проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании. Новизна исследования заключается в разработке интегративной теории применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании. В работе отражена попытка интегративного изучения проблем применения, разработки и совершенствования нейротехнологий в современном инклюзивно ориентированном профессиональном образовании.
Результаты. В современном образовании профессиональное становление людей с ОВЗ и иными особенностями образовательных потребностей перестали рассматриваться как нетипичные, необычные или эксклюзивные прецеденты. Практики и теоретики решают задачи их практического разрешения, обнаружения и реализации путей и методов профессионального, личностного и межличностного развития, социализации, поддержки и развития в конкретных условиях жизнедеятельности. Значительная часть исследователей и педагогов в инклюзивно ориентированном образовании связывают надежды с разработкой, внедрением и совершенствованием цифровых, в том числе нейроцифровых технологий, в том числе для налаживания контактов и преодоления социальной изоляции (эксклюзии и сегрегации) людей с ОВЗ. Однако, применение современных нейроцифровых технологий в инклюзивно ориентированном профессиональном образовании способно породить ряд деструктивных последствий, если при их разработке, использовании и совершенствовании не будут учитываться социально-культурные, психолого-педагогические и духовно-аксиологические аспекты такого «улучшения» и коррекции. Это особенно важно в контексте выбора идеолого-теоретической модели инклюзии: компенсирующей или интегрирующей.
Выводы. Перспективы исследований создания, применения и улучшения нейроцифровых технологий в дидактическом инклюзивно ориентированном образовательном диалоге мы можем увидеть в контексте создания и расширения для студентов с ОВЗ путей стимулирования их возможностей и задатков, коррекции имеющихся нарушений, задержек и иных нарушений в развитии для построения результативных, успешных взаимоотношений с социумом: в вузе. на будущей работе, дома и т. д. Коррекция и профилактика вторичных и третичных дефектов развития и функционирования психики и организма в целом позволяет людям с ОВЗ достичь самореализации и самоактуализации. Важно также понимать, что использование, создание и улучшение имеющихся нейроцифровых технологий в значительной степени лимитировано наличием потенциальных опасностей, главная из которых - превращение человека в машины, объект, а не субъект культуры. Постчеловеческий гибрид или киборг как биоробот, управляемый извне при помощи инвазивных и неинвазивных устройств / нейроинтерфейсов – не только фантастическая угроза, но образ, напоминающий педагогам и обществу о том, что образование должно развивать человека как субъекта, в том числе субъекта ценностной оценки профессионального труда и иных аспектов его жизнедеятельности.
Введение. Проблематика профилактики, коррекции и снятия стресса инноваций, управления им в целях предотвращения и преодоления дестабилизации образовательных отношений и системы образования в целом, несмотря на свою теоретическую и практическую актуальность остается малоизученной. Современные исследования практически не рассматривают проблематику этапов управления стрессом инноваций в контексте задач обеспечения устойчивости образовательных систем к этим стрессам. Исследователями России показано, что стресс инноваций дестабилизирует и приводит к потере устойчивости образования и всего сообщества, блокирует роль образования как социального лифта, превращает профессиональную элиту страны и мира в маргинализированный класс работников, ценность которого только декларируется.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. Новизна исследования заключается в продолжающейся разработке интегративной теории стресса инноваций в образовании, а именно в изучении процессуальных компонентов (этапов) обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций. В работе отражен одна из стадий интегративного изучения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций.
Результаты. Управление стрессом инноваций в образовании предполагает осуществление ряда этапов обеспечения устойчивости образовательных систем к стрессам инноваций: прогнозирования течения и последствий, планирования внедрения инновации и сбора данных о результатах внедрения и возможностях текущих изменений; мотивации образовательной системы и ее членов к инновации, подготовки и организации инновации с учетом вероятных стрессов, их позитивных и негативных последствий; запуска инновации, осознания ее текущих процессов, достижений и затруднений, координации инновации и стрессами, возникающими в процессе внедрения и осуществления новации, профилактика эскалации стресса инноваций; рефлексии и контроля результатов внедрения инновации и стрессов, возникших в результате реформирования образовательной системы, работа по коррекции с конфликтами, кризисами, коллапсами и иными следствиями эскалации стресса инноваций.
Выводы. Антипационно-профилактическая работа коллектива непосредственно включенных в ситуацию стейкхолдеров образования по предвосхищению, осознанию опыта инноваций в наибольшей мере отвечает за решение задачи предотвращения эскалации соответствующего стресса. Минимизация как угашение стрессов инноваций – процесс и результат целенаправленной, многоуровневой многоаспектной рефлексивно-исследовательской работы всех субъектов и стейкхолдеров образования по удержанию и/или возрождению базовых ценностно-целевых опор образования, а также осознанию, рефлексии опыта инноваций в образовании и иных сферах. Перспективы исследования на наш взгляд связаны с системным описанием этапов и типов стресса инноваций в образовании.
Введение. Проблема управления стрессом (предотвращения его эскалации и принятие мер по минимизации), несмотря на очевидную значимость, изучена недостаточно. Современные исследования в большей мере рассматривают инновации, отдавая дань научной и политической моде, как феномен обеспечения устойчивости системы. На практике же инновации в современном образовании несут в себе значительное число противоречий и проблем, способных разрушить образование как таковое. Цель таких «новаций», многие из которых лоббируются на надгосударственном уровне, – формирование общества, в котором образование не выполняет ни функций развития индивида, ни функций развития групп и сообщества в целом. Такие псевдоновации не снижают, а увеличивают напряженность в сообществах (происходит эскалация стресса инноваций), разрушая образование.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ процессов и условий управления (эскалации и минимизации) стрессом инноваций для обеспечения устойчивости образовательных систем. Новизна исследования заключается в продолжающейся разработке интегративной теории стресса инноваций в образовании, а именно: в изучении процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций для обеспечения устойчивости образовательных систем.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем. В работе представлена попытка интегративного изучения процессов и условий эскалации и минимизации стресса инноваций в обеспечении устойчивости образовательных систем.
Результаты. Управление стрессом инноваций в образовании – процедуры и итоги воздействия субъекта управления на его различные стороны и уровни, себя и иных стейкхолдеров с целью улучшения его форм и содержаний, процессов и результатов, профилактики эскалации и минимизации имеющихся проявлений стресса. Планирование сопротивления, оценка направлений и процессов восстановления образования и его субъектов, удержание как сохранение наиболее ценных и важных характеристик и функций образования и возрождение как поиск и исследование возможностей преобразования системы требуют развернутого, рефлексивного, интерсубъективного диалога субъектов образования. На основе такого диалога может быть принято решение о судьбе новации, мерах и условиях минимизации негативных последствий и профилактики эскалации стресса инноваций.
Выводы. Управление стрессом инноваций – системная, рефлексивная активность различных субъектов образования, направленная на минимизацию стрессов инноваций и профилактику их эскалации в целях обеспечения устойчивости образовательных систем. Перспективы исследования, на наш взгляд, связаны с системным описанием таких условий, когда особенности деформаций ценностно-целевого уровня образовательных отношений будут задавать состояние остальных уровней (смыслов и значений, технологий и методов образования).
Введение. Качество обучения в системе среднего профессионального образования зависит, прежде всего, от кадрового обеспечения: профессиональной компетентности педагогов – мастеров производственного обучения учебных заведений и наставников – руководителей производственной практики студентов на предприятии. В связи с этим актуализируется проблема подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и наставников предприятий. Одним из путей решения проблемы, как показывает опыт, является формирование организационно-управленческих умений и основ психолого-педагогических компетенций в условиях проведения практики, когда трудоустраиваются по два студента, один из которых – успешно успевающий студент – становится наставником студента слабоуспевающего. В этом случае студент-наставник выступает потенциальным кадровым резервом для возможной будущей деятельности наставника, мастера производственного обучения, руководителя среднего звена.
Постановка задачи. Описание опыта формирования и развития организационно-управленческих, наставнических умений в процессе наставнической деятельности студентов колледжа в период производственной практики на предприятии.
Методика и методология исследования. В исследовании применялись методы анализа научной литературы, диссертационных исследований, обобщения педагогического, производственного и собственного опыта, педагогического наблюдения, формулирования выводов.
Результаты. Обобщение опыта организации практики, положительные изменения в формировании организационно-управленческих компетенций у практиканта-наставника показывают эффективность разработанной методики и позволяют формировать кадровый резерв будущих мастеров для учебных заведений среднего профессионального образования, наставников практики и потенциальных руководителей среднего звена для предприятий.
Выводы. Уточнены функции мастера производственного обучения и руководителя практики на предприятии; разработана модель формирования наставнических умений студента в период прохождения практики. Представлена организационно-структурная модель организации практики и выявлены условия взаимодействия учебного заведения среднего профессионального образования и предприятия в процессе формирования наставнических умений студентов-наставников.
Введение. Создание в 1940 г. государственных трудовых резервов СССР сопровождалось формированием специфической социокультурной среды, которая до настоящего времени остается практически не изученной.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление устойчивых, целостных образов учащихся, составляющих основу их «парадного портрета», заданных официальной государственной идеологией и практикой функционирования системы государственных трудовых резервов как совокупности характерных черт поведения и поступков, а также ментальных установок этой социальной группы.
Методика и методология исследования. Методологической базой исследования выступали концепции исторической имагологии, структурно-семиотического направления теории рецепции. В работе применялся синтез макро- и микроподходов исторического исследования, направленных на реконструкцию целостных образов учащихся на основе методов контент-анализа различных источников: официальных нормативно-правовых и делопроизводственных документов, газетных публикаций, художественной литературы и советских плакатов.
Результаты. 1. Выделено четыре устойчивых, целостных образа учащихся системы государственных трудовых резервов, в основе которых лежали поведенческие практики и ментальные представления, составляющие их «парадный портрет». 2. «Парадность» представлена идеальными образами, недостижимыми обычным человеком со своими интересами, жизненными условиями, потребностями. 3. Несмотря на формирование специфической социокультурной среды и обособленности учащейся рабочей молодежи, выделенные образы «парадности» были типичными и ничем не отличались от большинства социальных групп советского общества.
Выводы. Результаты исследования представляют реконструкцию целостных образов учащихся и могут использоваться при исследовании повседневности и социокультурного портрета учащейся молодежи в советский период.
Введение. Несмотря на самоочевидность того, что инновации порождают стрессы для всех субъектов образования, являются потенциальными источниками дидактогений (психологических нарушений, возникающих в результате травм, нанесенных деформированными образовательными отношениями), исследований в этой области крайне мало.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ места стресса инноваций в системе проблем устойчивости современного образования и его субъектов. Новизна исследования связана с разработкой авторской интегративной концепции стресса инноваций в образовании.
Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез актуальных проблем устойчивости современного образования и его субъектов в контексте представления о стрессах инноваций. В работе представлена попытка системного осмысления современного состояния исследований стресса инноваций в образовании и обеспечении его устойчивости по отношению к негативным результатам реформ и к иным угрозам.
Результаты. Чтобы уменьшить стресс и травмы, возникающие в ситуации образовательных инноваций, нужна направленная, развернутая, осознанная работа со всеми субъектами образования по предвосхищению, осознанию и рефлексии опыта инноваций в их жизни в целом и образовании в частности.
Выводы. Профилактика и коррекция стрессов инноваций связана с развитием прогнозирующих и антипационных способностей человека, наличие направленных усилий индивида и организации к предвосхищению и прогнозированию перемен помогает людям и учреждениям справляться с ними намного успешнее, использовать периоды кризисов для освобождения от деструктивных, но устойчивых в обычном состоянии аспектов их деятельности и развивать и формировать новые, конструктивные формы деятельности и отношений.
Введение. В настоящее время вопросы подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности приобретают особую актуальность, выступая не только экономической составляющей развития современного общества, но и основой жизнедеятельности государства, развития и самоутверждения личности. Современному рынку труда необходимы профессионально мобильные кадры, умеющие принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь, способные к успешной и эффективной самореализации в изменяющихся социально-экономических условиях при поиске, планировании, выборе и устройстве профессиональной карьеры.
Постановка задачи. Учитывая представленность различных аспектов целесообразности применения цифровых образовательных ресурсов в профориентации, задачей статьи является анализ возможностей и востребованности профориентационного портала Кузбасса «Профориентир» с определением мер повышения качества оказываемых порталом профориентационных услуг и перспектив развития данного информационного профориентационного ресурса.
Методика и методология исследования. В основе исследования лежат ключевые принципы коннективизма в их интерпретации к условиям цифрового обучения [7]. Исследования проводились в 2022 – 2023 гг. путем сбора информации, анкетирования, анализа полученных результатов. Респондентами стали 17831 пользователей портала «Профориентир» (обучающиеся, родители, педагоги). Для анализа востребованности разделов портала использованы анкеты слушателей, мнения пользователей портала, полученные посредством обратной связи, активности посетителей портала. При приведении результатов исследований в наглядную форму применены методы агрегирования и консолидации данных.
Результаты. С 2016 г. информационным профориентационным ресурсом Кузбасса является созданный на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования профориентационный портал «Профориентир», цель которого – профинформирование различных целевых групп, содействие в построении образовательно-профессионального маршрута. Качество услуг по сопровождению профессионального самоопределения, которые оказываются пользователям посредством портала, обеспечивается рядом характеристик: доступной навигацией, отсутствием регистрации, бесплатным пользованием предоставленной информацией и прохождением диагностики с получением результатов.
Выводы. Развитие профориентационного портала Кузбасса «Профориентир», актуализация его ресурсов будут способствовать повышению успешности и эффективности профессионального самоопределения обучающихся с учетом требований регионального рынка труда.