Статья: Стресс инноваций и устойчивость образовательных систем и субъектов образования (2024)

Читать онлайн

Введение. Несмотря на самоочевидность того, что инновации порождают стрессы для всех субъектов образования, являются потенциальными источниками дидактогений (психологических нарушений, возникающих в результате травм, нанесенных деформированными образовательными отношениями), исследований в этой области крайне мало.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ места стресса инноваций в системе проблем устойчивости современного образования и его субъектов. Новизна исследования связана с разработкой авторской интегративной концепции стресса инноваций в образовании.

Методика и методология исследования. Методы исследования – теоретический анализ и синтез актуальных проблем устойчивости современного образования и его субъектов в контексте представления о стрессах инноваций. В работе представлена попытка системного осмысления современного состояния исследований стресса инноваций в образовании и обеспечении его устойчивости по отношению к негативным результатам реформ и к иным угрозам.

Результаты. Чтобы уменьшить стресс и травмы, возникающие в ситуации образовательных инноваций, нужна направленная, развернутая, осознанная работа со всеми субъектами образования по предвосхищению, осознанию и рефлексии опыта инноваций в их жизни в целом и образовании в частности.

Выводы. Профилактика и коррекция стрессов инноваций связана с развитием прогнозирующих и антипационных способностей человека, наличие направленных усилий индивида и организации к предвосхищению и прогнозированию перемен помогает людям и учреждениям справляться с ними намного успешнее, использовать периоды кризисов для освобождения от деструктивных, но устойчивых в обычном состоянии аспектов их деятельности и развивать и формировать новые, конструктивные формы деятельности и отношений.

Ключевые фразы: социальная психология, педагогическая психология, общая педагогика, педагогика профессионального образования, СУБЪЕКТНОСТЬ, основное образование, дополнительное образование, стрессы инноваций, антиципация, предвосхищение, устойчивость образовательных систем, устойчивость субъекта образования
Автор (ы): Валеева Галина Валерьевна, Кривотулова Елена Владимировна, Арпентьева Мариям Равильевна
Журнал: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
377. Профессиональное и среднее специальное образование
Префикс DOI
10.20913/2618-7515-2024-4-6
Для цитирования:
ВАЛЕЕВА Г. В., КРИВОТУЛОВА Е. В., АРПЕНТЬЕВА М. Р. СТРЕСС ИННОВАЦИЙ И УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2024. Т. 14, № 4
Текстовый фрагмент статьи