Архив статей журнала
Предметом данной статьи является влияние случаев домашнего насилия на переживаемые женщиной репродуктивные страхи. Репродуктивные страхи - это эмоциональные состояния - опасения, тревоги, боязнь и т. п., переживаемые женщиной в период подготовки к беременности, ее течения, родов и ухода за младенцем. Автор исследует домашнее насилие в широком смысле, то есть как насилие со стороны любого члена семьи. Применяется общепринятая среди исследователей классификация видов домашнего насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, использование детей для установления контроля над взрослой женщиной, пренебрежение основными нуждами. Ключевыми исследовательскими вопросами выступили: Каким видам домашнего насилия подвергаются женщины в период беременности и родов? Как женщины воспринимают и описывают эти ситуации? Как эти ситуации воспринимаются участницами сообщества и отражаются в комментариях? Кто чаще выступает субъектом насилия? Каковы последствия для женщины и младенца? Как ситуации домашнего насилия влияют на переживаемые женщиной репродуктивные страхи? Основным методом исследования выступил качественный контент-анализ тематических сообществ социальной сети ВКонтакте «Подслушано у беременных и мам», «Истории родов. Беременность и роды», «Подслушано у беременных». Для анализа отбирались посты, инициированные участницами группы в течение одного календарного месяца, в которых описывались ситуации домашнего насилия, а также комментарии к ним. Установлены случаи всех, кроме сексуального, видов домашнего насилия. Наиболее распространенными являются психологическое и экономическое. Триггерами для всех видов домашнего насилия становятся нужда и бедность, нерешенность жилищной проблемы, межличностные конфликты и развод. Фактором, усиливающим уязвимость женщин к домашнему насилию, становятся правовая и финансовая неграмотность. Впервые, на основе материалов социальных сетей показывается, что инциденты домашнего насилия усиливают репродуктивные страхи, и в перспективе могут приводить к корректировке репродуктивных установок и планов, отказу от рождения последующих детей. В качестве практических рекомендаций по предотвращению и снижению негативных последствий инцидентов домашнего насилия, а также снижению репродуктивных страхов, можно предложить усиление мер по обеспечению женщин актуальной правовой, психологической и финансовой информацией, а также создание системы реабилитации для лиц с посттравматическим синдромом.
С каждым годом растет количество пользователей социальных сетей в Интернете, представляющих собой не только средства коммуникации между пользователями и получения ими необходимой информации, но и средством политической коммуникации. Последние десять лет политические партии наращивают свое присутствие в социальных сетях транслируя политическую повестку. В настоящее время проблематично оценить эффективность действия коммуникации на пользователей социальных сетей политической повесткой. Не ясным становится вопрос, какое место занимает политическая агитация в социальных сетях на фоне других видов агитации, включая агитацию в средствах массовой информации. Гипотезой исследования является утверждение, что политическая агитация в социальных сетях влияет на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос на выборах Президента РФ. Методология исследования включает: метод контент-анализа, сравнительный анализ, а также метод сравнения и метод вторичного анализа данных. Целью работы является получение данных о воздействии кандидатов в Президенты РФ на сообщества в социальных сетях во время избирательной кампании на выборах в 2024 году. Задачами исследования являются: изучение политической коммуникации в социальных сетях кандидатов в президенты и влияние на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос в день голосования. Исследование проводится в период агитационной кампании с 17 февраля по 15 марта 2024 года. Новизной работы является получение конкретных данных, на основе которых сделан вывод об эффективности политической агитации в социальных сетях на выборах федерального уровня в России, в результате которого гипотеза о воздействии политической коммуникации в социальных сетях в агитационный период не подтвердилась.
В условиях глобальной интернетизации общества, когда растет влияние цифровых технологий не только в бытовой, общественной, но и в религиозной сферах, все больше актуализируется проблема изучения их воздействия на социально-политические процессы в обществе и жизнедеятельность отдельно взятых индивидов и групп. В статье анализируется репрезентация практики паломничества людей к могилам святых ((аулия), приуроченных в большинстве своем к сакрализованным памятникам археологии) в социальных сетях Интернета. Авторами предлагается изучить паломников как особую социокультурную группу на основе как традиционных полевых, так и новых методов онлайн-исследования (нетография) интернет-сообществ. В ходе исследования методами цифровой нетнографии была изучена интернет-группа «Sufi RB», созданная и модерируемая последователями Накшбандийского тариката Хакканийа. Анализ опубликованных материалов, а также активности аудитории группы, свидетельствует о высоком интересе акторов к суфизму и мероприятиям организуемых суфиями на святых местах - гора Нарыстау (Миякинский район), могилы Урал батыра (Белорецкий район), могилы Алдар батыра (Бурзянский район) и др. Лидерами сообщества в целях мобилизации последователей, ежегодно организовываются массовые мероприятий (до 10 тыс. чел) у святых мест и сакрализованных археологических объектов в Республике Башкортостан. В результате изучения полученных данных было выявлено, что в целевой аудитории сообщества наблюдается небольшое преобладание женщин над мужчинами и людей старше 50 лет над всеми остальными возрастными категориями подписчиков. Большинство акторов группы кроме столицы региона живут в населенных пунктах, находящихся в южной и юго-восточной частях региона. Полученные результаты практически полностью коррелируют с данными собранными в ходе экспедиционных выездов 2013-2018 гг. Положительный результат проведения исследования паломников как социокультурной группы при помощи методов цифровой нетнографии, дополненных результатами полевых изысканий позволяет считать ее эффективной и дает основания использовать ее в научных исследованиях. Наработанный религиозными интернет-сообществами опыт по построению организации взаимодействия людей и сакрализованных объектов археологического наследия, в интернет пространстве, можно использовать для развития туризма и т. д.