Архив статей журнала
В статье представлены основные вехи развития социологии на Дальнем Востоке. В хронологической последовательности прослеживается институционализация региональной социологии в советский, перестроечный, и современный периоды. На основе материалов Государственного архива Хабаровского края и архива Дальневосточного института управления - филиала Президентской академии в Хабаровске, вторичного анализа научных источников, представлений дальневосточных социологов-участников описываемых событий, рассматриваются исторические факты и события, отражающие процесс становления и развития социологической науки и практики на дальневосточных территориях. Представлено становление социологии с начала 90-х гг. ХХ в. как учебной дисциплины, формирующей как социологическое мышление у будущих и действующих управленцев по специальностям и направлениям подготовки, так и опыт выпуска профессиональных социологов. Актуализирован вклад социологов из числа научно-педагогических работников учебных заведений как представителей дальневосточной социологической школы, внесших существенный вклад в организацию и проведение эмпирических социологических исследований в разные временные периоды ее и развития. Оценки и выводы авторов о отечественной социологической науке на Дальнем Востоке позволяют правильно усвоить ее исторические уроки для научного обеспечения деятельности органов власти и управления по дальнейшему социально-экономического развитию Дальнего Востока России и повышению качества жизни его населения.
В статье раскрываются проблемы отношения жителей Хабаровского края к этническим мигрантам через призму толерантности, как одного из вариантов формирования ценностных установок, определяющих содержательную сторону процессов адаптации принимающего сообщества и мигрантов к изменениям, вызванным интенсивным притоком граждан других государств на территорию края. Анализируются различные теоретические подходы, обосновывающие толерантность как ценностную категорию не как равнозначную безразличию или беспрекословному принятию иного мировоззрения и образа жизни, а, как позицию, которая дает возможность жить в соответствии с собственным мировоззрением среди других в собственной уверенности для открытого сравнения с другими и не избегая мировоззренческой конкуренции. Выявлены условия и факторы формирования толерантности в социальной среде региона через понятия терпимости, границ толерантности, этнической идентичности, форм проявления этнической толерантности и интолерантности. Сформулирована современная трактовка толерантности, которая позволит развивать социо- культурную традицию предотвращения проявлений насилия и агрессии, становясь объектом социального управления. Представлены результаты социологических опросов населения Хабаровского края, где определены наиболее значимые идентификационные характеристики жителей территориального сообщества, определено, какое значение в менталитете жителей Хабаровского края занимает толерантность; выявлена степень проявления этнической толерантности по отношению к мигрантам. Основные результаты социологического исследования и сформулированные на их основе выводы могут быть использованы для совершенствования программ адаптации этнических мигрантов с целью предотвращения конфликтов и социальной напряженности.