Архив статей журнала
В данной статье анализируется оппозиционный дискурс в каталонской культуре первой половины 1970-х гг., а также способы его выражения через художественные практики. Каталонские художники, музыканты и театральные деятели использовали язык искусства для обхода цензуры, создания альтернативного культурного пространства и консолидации протестных настроений. Особое внимание уделяется движению Nova Cançó («Новая песня»), а также театральным и визуальным стратегиям, способствовавшим распространению антифранкистских идей. В статье анализируются механизмы взаимодействия художественной и интеллектуальной среды с леворадикальными движениями, включая PSUC, MIL и другие организации. В работе исследуется связь между политическим активизмом и художественными практиками, демонстрируя, как культура становилась пространством свободы и сопротивления в условиях диктатуры.
Статья представляет исследование роли Кубы и ее влияния на каталонское национальное движение в конце XIX - начале XX вв. Были проанализированы сложные социально-политические процессы, формирование идентичности и развитие сепаратистских идей в контексте каталонско-кубинских взаимосвязей. Каталония поддерживала испанское правительство и кастильский национализм, пока он удерживал колонии, проводил протекционистскую политику и действовал в интересах каталонского капитала. Катастрофа 1898 г. оказала значительное влияние на каталонский национализм, спровоцировав развитие идеи о независимости региона и его стремление к большей автономии. Особое внимание уделено роли каталонских эмигрантов на Кубе, их влиянию на формирование сепаратистских организаций и финансовую поддержку движения за независимость. Исследование также отмечает значимость культурных обменов между Каталонией и Кубой в сохранении каталонской идентичности. Так же подчеркивается ключевая роль каталонских эмигрантов в развитии каталонского национализма и борьбе за автономию, а также их вклад в создание Статута Каталонии 1932 г.
В статье рассматривается сотрудничество Иосифа Бродского и Антони Тапиеса при создании книги художника (livre d’artiste) «Римские элегии» (1993), изданной галереей Эркер в Санкт-Галлене, Швейцария. Несмотря на значимость обеих фигур в мировой культуре, их совместная работа мало исследована. Основное внимание уделено междисциплинарному подходу, объединяющему литературный анализ поэзии Бродского и исследование визуальных элементов в литографиях Тапиеса. В тексте подчеркиваются общие темы в работах обоих авторов. Автор исследует, как рукописные тексты Бродского переплетаются с графическими символами и материалами, использованными Тапиесом, включая кресты и отпечатки рук. Кроме того, приводится анализ технических аспектов создания книги, таких как литографические процессы и материалы, что помогает выявить философские и культурные аллюзии. Статья также затрагивает политический контекст и личные переживания художников. Дополнительные исследования и интервью с участниками процесса восполняют существующие пробелы в информации о сотрудничестве двух выдающихся культурных деятелей.