Архив статей журнала
В статье рассматривается историческое развитие идеи служения Отечеству в российской духовной жизни, ее современное содержание и пути превращения в подлинную жизненную ценность для большинства граждан России, организующую и направляющую повседневную жизнь. Для исследования данной проблемы необходимо использование исторического, аксиологически-ценностного, интенционально-феноменологического, диалектического и общенаучного методов анализа и синтеза. В ходе исследования рассматривается парадигма развития России как суверенной державы. И в настоящий исторический период требуется активное участие большинства граждан в реализации государственных приоритетов, в связи с чем идея служения Отечеству как традиционной ценности имеет большое значение. Эта идея зародилась в глубокой древности и развивалась, обогащалась новыми чертами на всем протяжении истории России. Большую роль в превращении идеи служения Отечеству в реальную жизненную ценность играют образы героев, вышедших из народа и составляющих его важную основу. Служение Отечеству должно стать внутренней, институциональной идеей в сознании граждан, соответствовать современным параметрам России как многонациональной и поликонфессиональной страны.
Испытав в XX в. глубочайшие качественные трансформации, Россия в XXI в. обеспечивает в новых исторических условиях свое суверенное развитие. Для укрепления единства страны и сохранения ее духовной идентичности общество обращается к традиционным ценностям, прежде всего к идее служения Отечеству. Эта ценность, возникшая в древности, развивалась и дополнялась, преобразовывалась в ходе истории. Она должна иметь характеристики «всеединства», реально объединяя различные социально-политические подходы, национальные культуры и религиозные конфессии. Поэтому ценность служения Отечеству занимает ключевое место в парадигме становления современного, суверенного российского государства.
Результаты исследования могут применяться в идейно-воспитательной работе, преподавательской деятельности, а также в дальнейших исследованиях ментальных особенностей современного развития России.
В условиях современных идеологических и информационных вызовов важно находить привлекательные формы и методы актуализации, воспитания традиционных ценностей у молодежи. Цель исследования - изучить возможности применения метода photovoice (фотоголос) в сочетании с подходами смыслотворчества (sensemaking, Meaning-Making) для организации результативной воспитательной работы, описать алгоритм применения метода и выполнить исследование с использованием метода фотоголос по выявлению смысловых характеристик традиционных ценностей (патриотизм, гуманизм и гражданственность) в представлениях студенческой молодежи для оценки практической возможности применения теоретических результатов исследования в воспитательной работе.
Основными методами исследования явились анализ научных трудов по исследуемой проблеме, сравнительно-педагогический анализ опыта, фотоголос.
В статье представлен алгоритм применения метода photovoice во взаимодействии с подходом sensеmaking в изучении, выявлении и формировании смысловых характеристик традиционных ценностей. На примере результатов исследования с участием студентов российского (Вятский государственный университет) и белорусского (Белорусский государственный университет) вузов представлены результаты актуализации смысловых характеристик таких ценностей как гуманизм, патриотизм и гражданственность в представлениях студентов.
Новизна исследования определяется раскрытием возможностей применения метода photovoice в исследовательской, учебной и воспитательной работе с молодёжью. Использование метода photovoice в сочетании с подходами смыслотворчества существенно разнообразит воспитательный инструментарий учебно-воспитательного процесса, обеспечивая достижение поставленных целей наиболее результативным способом с позиции затрат ресурсов, мотивации участников, устойчивости полученных образовательных достижений.
Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей, педагогов, специалистов по работе с молодежью и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы со студенческой и учащейся молодежью, проектировании воспитательного компонента учебных занятий по различным дисциплинам.