Архив статей журнала
В статье изложены результаты систематизации научных данных о степени разработанности технологий психолого-педагогической помощи в комплексной реабилитации детей со спинальной мышечной атрофией (СМА) в российском и международном опыте. Представлено современное состояние и актуальные направления психолого-педагогической помощи семье ребенка с редким генетическим заболеванием как один из методов комплексной реабилитации. Обозначены перспективы исследований в области изучения особых образовательных потребностей, определения критериев выбора образовательного маршрута и программы обучения детей с разным типом СМА. Выявлено, что дифференцированный подход в оказании психолого-педагогической помощи ребенку и родителям в рамках комплексной реабилитации позволит осуществить индивидуальный подбор методов восстановительного лечения для замедления патологического процесса и профилактики осложнений.
Вопросы реорганизации высшего образования, которые широко дискутируются в последнее время, требуют аналитического подхода к подготовке специалистов разных профилей обучения, в частности специалистов в сфере дефектологического и инклюзивного образования. Сокращение сроков обучения при системе бакалавриата негативно отражается на качестве освоения компетенций будущими дефектологами. В статье рассматривается значение медико-педагогического подхода к подготовке специалистов в сфере дефектологического образования. Совокупность медицинских и психолого-педагогических способов и приемов базируется на интегративном мышлении специалиста, направленном на изучение психофизического здоровья индивидуума и особенностей развивающейся личности в процессе получения образования, профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности. Переход к системе подготовки специалиста в сфере дефектологического образования поможет повысить эффективность освоения компетенций будущих дефектологов.