Архив статей журнала

ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 3 (48) (2024)
Авторы: АНТОНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ЛОЩАКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, ШАЛАМБЕРИДЗЕ С.З., ЛЕВИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье рассматриваются актуальность и проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в медицинском вузе. Рассмотрены организационные и психолого-педагогические проблемы преподавания предмета «Безопасность жизнедеятельности» в медицинском вузе. Отмечены особенности медицинского вуза в сфере социальной безопасности, рассмотрены исторические и современные аспекты формирования безопасного образа жизни обучающихся. В статье приведены ссылки на актуальные вопросы стратегии национальной безопасности России и показана связь национальной стратегии с системой высшего образования в России. Приведены методологические подходы к определению готовности к безопасному поведению. Уточнено содержание методологического и личностного подхода к понятию готовность. Дано определение готовности к безопасному образу жизни обучающихся. Подчеркнута возрастающая роль дисциплины «Физическая культура» в преодолении проблем сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового и безопасного образа жизни студентов. Уточнена роль смежных дисциплин в формировании здоровьесберегающего и безопасного поведения обучающихся. Отмечена необходимость согласования сохраняющих здоровье и формирующих безопасность компетенций между образовательными и профессиональными стандартами. Опубликованы результаты исследования проблем готовности студентов к обучению и деятельности в сфере социальной безопасности. Определены подходы к совершенствованию образования в области безопасности жизнедеятельности в медицинском вузе. Указано, что мотивация студентов к формированию личности безопасного типа находится на недостаточном для современных требований уровне, что подтверждает необходимость психолого-педагогического сопровождения при обучении вопросам безопасности. Подчёркнута необходимость обновления содержания и форм образования в области безопасности жизнедеятельности. Отмечено, что современное понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности его поведения и поступков.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)
Выпуск: № 4 (49) (2024)
Авторы: ВИНОГРАДОВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, ЛОЩАКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, АНТОНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

В статье рассматривается история развития здорового образа жизни в России. Приводятся исторические примеры обращения ученых древности к проблемам сохранения и укрепления здоровья, а также здоровому образу жизни. Показана организующая роль такого события, как крещение Руси, в развитии организованного здорового образа жизни населения. Приводятся данные исторических источников о преобладании в стране сельского населения и аграрных способов хозяйствования в конце XVII - начале XVIII века. Показана важность государственного значения охраны здоровья населения. Приведены данные ученых, которые стояли у истоков развития здорового образа жизни в России, отмечен их личный вклад в данный процесс. Также в статье раскрываются особенности современного сельского образа жизни. Представлены результаты анкетного опроса жителей сельских поселений Сокольского района Нижегородской области по проблемам сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни, а таже получения образования. Приводятся материалы изучения некоторых личностных особенностей сельских подростков 15-16 лет по опроснику Басса-Дарки и методике Спилбергера-Ханина. Данные представлены в диаграммах и таблице. Показано, что сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и несколько повышенной агрессивности через такие проявления, как чувство вины и вербальная агрессия. Полученные в ходе исследования данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации в сельской местности, позволяют отнести старших подростков сельских школ к группе риска девиантного поведения и нарушений соматического, психического и социального здоровья.

Сохранить в закладках