Архив статей журнала
В статье рассматривается тема ограничений в книжной сфере в библиотеках России и США на современном этапе. Рассмотрены особенности законодательной системы России, которая напрямую связана с ограничениями на распространение спорной литературы. Охарактеризованы случаи изъятий и ограничений в американских школьных библиотеках. Основанием критериев сопоставления ограничений выступили организационные основы, роль государственных и общественных организаций, особенности их взаимодействия и мотивы запретов на ту или иную литературу. На основе выборки примеров, которую определили хронологические рамки и сфера их распространения, проводятся параллели между библиотеками США и России. В результате исследования делается вывод о том, что современное состояние нормативно-правовой базы этих стран имеет как много общих черт, так и различий. Так, в этих странах действует маркировка информационной продукции, велико влияние родительских комитетов и групп, которые способны оказывать значительное давление на государство, тем самым поощряя принятие тех или иных законов, схожи и причины, по которым хотят оградить детей от тех или иных произведений. Но несмотря на то, что в США действует ряд неправительственных организаций, следящих за соблюдением Первой поправки к конституции США и отслеживающих случаи книжной цензуры, в последние годы учащаются случаи, когда материалы исключаются из американских библиотек под давлением общественности вопреки положениям Американской библиотечной ассоциации. Тогда как в России из открытого доступа могут быть исключены материалы только по решению суда и в соответствии с действующими в стране законами.