Архив статей журнала

К ВОПРОСУ О РОЛИ ТЕМБРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: ЛИМИТОВСКАЯ АННА ВАЛЕНТИНОВНА

Статья посвящена выявлению коммуникативного потенциала тембра, который автор рассматривает с традиционных музыковедческих позиций как характерную «окраску» звучания музыкального инструмента или певческого голоса.

Отсутствие в отечественном и зарубежном музыкознании системных исследований этом направлении обусловливает актуальность настоящей работы.

В качестве методологической основы аналитических размышлений избран семиотический подход, конкретизирующийся в определении музыкального знака В. В. Медушевского.

Принципиально важным для выявления знаковых свойств художественного тембра становится отделение собственно звукового начала музыки от интонационного и композиционно-логического (Е. В. Назайкинский).

В результате исследования автор приходит к выводам о том, что тембр музыкального инструмента или певческого голоса - это не только эстетический феномен, который обусловливает художественную выразительность музыкального звука.

Принимая участие в процессах формирования, хранения и воссоздания звуковой семантики в музыкальных текстах, тембр является понятным для всех акустическим кодом, знаком, обеспечивающим успешность музыкальной коммуникации.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: ЯВЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ТЕРМИН (2025)
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Авторы: ЛИМИТОВСКАЯ АННА ВАЛЕНТИНОВНА

Цель статьи - прояснить и систематизировать сформировавшиеся к настоящему времени представления о феномене музыкального текста и выявить особенности его репрезентации в научном дискурсе.

Автором представлен содержательный анализ основных наблюдений, положений и обобщений, отражённых в отечественных исследованиях музыкального текста второй половины XX - начала XXI века.

Выявлено, что многие его определения имеют противоречивый, а порой и взаимоисключающий характер. Отсутствие однозначной идентификации и размытость понятийных границ обусловливает необходимость многократных реинтерпретаций словосочетания «музыкальный текст» в музыковедческих исследованиях.

В статье предпринята попытка привести музыкальный текст в статус конкретно-однозначного термина, структурирующего и уточняющего содержательное наполнение понятия. Обобщая существующие в теоретическом музыкознании взгляды, автор предлагает рассматривать музыкальный текст как знаковую систему, которая фиксирует и транслирует музыкальное содержание в графической (нотный текст) и звуковой (акустический текст) формах. Углублённые исследования акустического текста определены как новое, перспективное направление научных изысканий на пути к постижению содержания музыки.

Сохранить в закладках