Архив статей журнала
В статьи рассматривается условный цикл текстов-стихов Д. А. Пригова «Евгений Онегин» (1978) и примыкающих к нему стихов, с звучащей в них пушкинской мотивикой. В работе показано, что имя Пушкина для Пригова является национальным штампов. «концептом», который утратил сущностное значение русского поэта. Имя Пушкина воспринимается концептуалистом Приговым как знак, утрачивающий собственную семантику. Но превращающийся в некий стертый «дорожный знак» на пути концептуального отражения (фиксации) действительности. Установлено, что форма стиха, его графика принципиально важна для писателя-художника.
В статье рассмотрены несколько поэм Тимура Кибирова, поэта, которого критика, как правило, относится критикой к московским концептуалистам. В работе показано, что дружба с Д. А. Приговым или Л. Рубинштейном не делает Кибирова концептуалистом в точном смысле слова. Продемонстрировано, что Кибиров преодолевает рамки концептуального искусства, вставая на путь восприятия русской классической традиции, наследуя лучшим образцам отечественной поэзии. На примере «Послания Льву Рубинштейну» в ходе анализа показаны сентиментальные составляющие поэзии Кибирова.
В статье детально рассматривается повесть Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» и на фоне постмодерноконцептуалистских практик конца 1990-х годов (В. Сорокин, С. Гандлевский, В. Курицын и др.) выявляются особенности поэтики, этики, эстетики прозаика. В работе показано, что в отличие от писателей-концептуалистов (в частности, В. Сорокина) рассказы и повести Пелевина (особенно ранние его тексты) активно пронизаны смыслом и содержанием, понятным рядовому (неподготовленному) читателю. В атмосфере советского и постсоветского художественного бытия Пелевин умеет соединить реальное и ирреальное, не упуская контента смысла и идеи (от которых декларативно отказались концептуалисты).
В статье рассматриваются тактики и стратегии работы постмодернистов Л. Десятникова и В. Сорокина, авторовсоздателей оперы «Дети Розенталя». В работе показано, какие не(анти)соцреалистические приемы используют писатели, чтобы обновить новизну восприятия банальных во многом человеческих истин. Форма становится способом реновации глубинного содержания.