ISSN 1819-2777
Языки: ru · en

ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ

Архив статей журнала

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ СОРОКОВЫХ ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА И СОВЕТИЗАНСТВО Н. А. БЕРДЯЕВА (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Ермичёв Александр Александрович

Рассматривается общественная позиция Н. А. Бердяева 1940-х гг., когда его патриотизм принял форму открытой симпатии к советскому социализму. Это вызвало резкую критику у русского зарубежья, в большинстве своем настроенным антисоветски. Оценивая современность как кризисное завершение теллургического периода мировой истории, Бердяев считает возможным преодоление кризиса посредством социального переустройства (подобного тому, как оно есть в Советской России), руководствуясь ценностями нового профетического христианства, понимание которого было предложено русской мыслью последней трети XIX - начале ХХ вв. Эти обстоятельства позволяют философу думать о миссианской роли России в движении мира к новой эпохе.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Н. В. БУГАЕВА (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Епифанова Наталья Сергеевна

Исследование посвящено философско-математическим воззрениям выдающегося русского ученого Н. В. Бугаева. Цель - выявить особенности структурирования математического знания в его философских воззрениях. Актуальность данного исследования определяется тем, что, к сожалению, философские взгляды Н. В. Бугаева все еще остаются недостаточно изученными. В статьи анализируются основные работы мыслителя про философии математики. Показано, что идеи, представленные в этих трудах, позволяют говорить об отдельном направлении в истории русской философии, основанном на аритмологии и эволюционной монадологии. К основным характеристикам философских воззрений Н. В. Бугаева относятся взаимодополнительность материального и духовного, антиномичность прерывного и непрерывного, внимание к эстетическим и этическим вопросам, обоснование рассмотрения математики в философском контексте. На основе исследования классификации наук и структуры математического знания в философских воззрениях Н. В. Бугаева показано, что в его мировоззрении деление на непрерывный и прерывный анализ относится лишь к анализу функций, вся математика делится на блок, который основывается на непрерывности (математический анализ и геометрия), и блок, основой которого является дискретный анализ (синтез), дискретный блок включает: аритмологию, теорию вероятностей и теорию чисел.

Сохранить в закладках
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ. РЕФЛЕКСИЯ И РАЗВИТИЕ. (1957-Н/В) (2024)
Выпуск: Т. 25 № 3 (2024)
Авторы: Колесников Анатолий Сергеевич

В статье представлен анализ рефлексии и развития концепций и идей аналитической философии на российской сцене с 50-х гг. ХХ в. до настоящего времени. Они характеризуются не только глубоким анализом аналитической философии и современного позитивизма, но положительной оценки отдельных его наработок в сфере теории познания: проблем логики и математики, логических конструкций, «теоретико-познавательной нейтральности» неопозитивистов, теории чувственных данных; предмета философии как логического анализа языка; условий, необходимых для логически совершенного языка; проблем знака, значения и смысла, семантики и «теории описаний». Возможность передачи познавательного содержания науки в формализованных системах основана на гносеологических функциях знаков. Без совершенствования средства мышления - языка, создания новых терминов, новых языковых структур и т. п. - невозможен прогресс человеческого познания.

Сохранить в закладках
Н. А. БЕРДЯЕВ И СЛАВЯНОФИЛЫ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2024)
Авторы: Шапошников Лев Евгеньевич

В статье рассматривается отношение Бердяева к идейному наследию славянофилов. Выявляются противоречия в его оценке этого течения: с одной стороны, высоко оценивается значение идей славянофильства в развитии национального самосознания, в разработке оригинального русского богословия и самобытной философии; с другой - мыслитель критикует славянофилов за излишнюю погруженность в народные традиции, за своеобразное понимание роли общины в отечественной истории, за отсутствие пророческих и эсхатологических мотивов. В статье подчеркивается, что обращение русских мыслителей к эмпирической жизни народа не только не умалило значимость славянофильства, но и делало философские размышления представителей этого течения более полными и фундаментальными.

Сохранить в закладках
ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРСОНАЛИЗМА ЭММАНЮЭЛЯ МУНЬЕ В КОНТЕКСТЕ КАНТОВСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2024)
Авторы: Михалёв Денис Владимирович

Статья посвящена исследованию роли и места трудовой и социально-политической деятельности человека в процессе становления его в качестве личности, как они понимаются в персонализме Эмманюэля Мунье и в философской антропологии Иммануила Канта. Анализируются такие понятия персонализма Мунье, как «воплощение» и «сопричастность». Раскрывается положение этих понятий в учении Мунье о личностном развитии человека. Проводится компаративистский анализ рассматриваемых понятий в контексте кантовской системы философской антропологии. В частности, сопоставляется смысловое содержание понятий «воплощение» и «сопричастность» с учением Канта о раскрытии технических и прагматических задатков человека. Делаются выводы о значительной схожести взглядов обоих философов на взаимосвязь трудовой и социально-политической деятельности человека с его духовно-нравственным развитием. Выявляются отличительные особенности взглядов Канта и Мунье на рассматриваемые философско-антропологическую и социально-философскую проблематики, исследуются концептуальные различия этих взглядов.

Сохранить в закладках
ПРИНУЖДЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ: ИСТОРИЯ ОБ АНАКСАГОРЕ В КОММЕНТАРИИ ПСЕВДО-НОННА НА ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА (2024)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2024)
Авторы: Щербаков Михаил Иванович

В статье рассматриваются проблемы взаимосвязей между различными традициями рукописей комментария 36 Псевдо-Нонна к четвертому слову Григория Богослова. Комментарий Псевдо-Нонна характеризуется большой вариативностью: в некоторых рукописях отсутствуют historiae, которые есть в других. Большая вариативность не помешала некоторым исследователям предположить наличие единого комментария, который использовал автор. Historia 36. IV в части традиции представлена единственным заголовком к весьма неясному отрывку четвертого слова (or. 4.72), где перечисляются различные философы и поэты, среди которых упоминается загадочный ремень Анаксагора. Ранняя сирийская рукопись несколько проясняет смысл or. 4.72, другие греческие рукописи приводят иной текст. Не существует уверенности, насколько эти комментарии проясняют суть дела. Проблемой оказывается вариативность 36. IV: высказывались предположения, что исходный текст был сокращен или что изначально существовало несколько архетипов. Более вероятно, что Псевдо-Нонн не знал, как объяснить отрывок из Григория Богослова, а поэтому оставил для традиции один заголовок.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ДРУГОГО В ФИЛОСОФСКОМ САМОКОНСТРУИРОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2024)
Авторы: Жукова Екатерина Алексеевна, БОРЗОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА, Филичева Надежда Викторовна

В статье рассматривается философское конструирование личности, проиллюстрированное примером создания автобиографии. Вопреки расхожему мнению о том, что автобиография как самоотчёт или саморефлексия производится в абсолютном одиночестве, автор статьи обращает внимание на важнейшую роль Другого в этом процессе. Жизненная траектория человека событийно нагружена и хронологически упорядочена, она выстраивается через переживание, осмысление, понимание социального мира. В первой части статьи исследуется интерсубъективный опыт, где взаимоотношения с Другим оказывают непосредственное влияние на формирование авторского Я. Новое авторское Я, сформированное через опыт Другого, концептуализируется в статье как alter ego автора. Во второй части статьи демонстрируется рождение художественного образа в виртуальном мире посредством этико-эстетического сценария репрезентации личности. Реализация этого сценария также не представляется возможной без Другого. Этические и эстетические компоненты трансформируют alter ego в героя, в самостоятельный перцептивный образ, в новую форму, которая может быть вписана в культурную память. Идея автора как Другого воплощается в автобиографии.

Сохранить в закладках