Рассматривается общественная позиция Н. А. Бердяева 1940-х гг., когда его патриотизм принял форму открытой симпатии к советскому социализму. Это вызвало резкую критику у русского зарубежья, в большинстве своем настроенным антисоветски. Оценивая современность как кризисное завершение теллургического периода мировой истории, Бердяев считает возможным преодоление кризиса посредством социального переустройства (подобного тому, как оно есть в Советской России), руководствуясь ценностями нового профетического христианства, понимание которого было предложено русской мыслью последней трети XIX - начале ХХ вв. Эти обстоятельства позволяют философу думать о миссианской роли России в движении мира к новой эпохе.
Идентификаторы и классификаторы
Н. А. Бердяев полагал, что судьба истории была в то же время его судьбой, и свою биографию он замерял не событиями личной жизни, а историческими эпохами. Из противоборства с историей он выходил если не победителем, то определенно непобежденным.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. “В четвертом измерении пространства…”: Письма Н. А. Бердяева к кн. И. П. Романовой 1931-1947. Публ. В. Аллоя и А. Добкина // Минувшее. Исторический альманах. Кн. 16. М.; СПб., 1994. С. 209-264.
2. Бердяев Н. А. Выдержки из писем к госпоже Х // Новый журнал. 1954. № 6. С. 189-204.
3. Бердяев Н. А. На пороге новой эпохи // Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомeны к критике Откровения. СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. С. 156-326.
4. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики: Сб. научных трудов, 1937-1948. М.: Терра, 2013. 654 с.
5. Бердяев Н. А. Письмо Д. И. Чижевскому // Новый журнал. 2007. № 246. С. 212- 216.
6. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: “Книга”, 1991.
7. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.
8. Бердяев Н. А. Третий исход // Новый журнал. 1953. Кн. 32. С. 271-280.
9. Бердяев Н. А. Fritz Lieb.Russland unterwegs. Der russische Mensch zwischen Christentum und Kommunismus // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2001 / 2002. М., 2002. С. 710-718.
10. Ильин И. А. Подвиг лжи г. Бердяева // Ильин И. А. Собр. соч. [Доп. т. 6]. Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001. С. 152-156.
11. Карпович М. М. После победы // Новый журнал. 1945. № 10. С. 361-373.
12. Коряков М. В советском посольстве // Новый журнал. 1947. Кн. 17. С. 274-289.
13. Н. А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. Сост., вступ. ст. и прим. А. А. Ермичёва. СПБ.: Изд-во РХГА, 1994.
14. От редакционной группы // Новый журнал. 1942. № 1. С. 5-7.
15. Полторацкий Н. П. Русская идея Н. А. Бердяева // Мосты. 1961. № 7. С. 234-234.
16. Советский интеллигент. Лукавая двусмысленность. Открытое письмо Н. А. Бердяеву // Свободная мысль. 1947. № 6. С. 10-14.
17. Степун Ф. А. Письмо к Д. И. Чижевскому // Вопросы философии. 2010. № 1.
18. Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 12. Письма Г. П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М., 2008.
19. Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. Т. 9. Статьи американского периода. М., 2006.
20. Левицкий С. А. Памяти Н. А. Бердяева. Философский некролог // Посев. Еженедельник общественной и политической мысли. 1948. 25 апреля. № 17. С. 13-14.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование посвящено философско-математическим воззрениям выдающегося русского ученого Н. В. Бугаева. Цель - выявить особенности структурирования математического знания в его философских воззрениях. Актуальность данного исследования определяется тем, что, к сожалению, философские взгляды Н. В. Бугаева все еще остаются недостаточно изученными. В статьи анализируются основные работы мыслителя про философии математики. Показано, что идеи, представленные в этих трудах, позволяют говорить об отдельном направлении в истории русской философии, основанном на аритмологии и эволюционной монадологии. К основным характеристикам философских воззрений Н. В. Бугаева относятся взаимодополнительность материального и духовного, антиномичность прерывного и непрерывного, внимание к эстетическим и этическим вопросам, обоснование рассмотрения математики в философском контексте. На основе исследования классификации наук и структуры математического знания в философских воззрениях Н. В. Бугаева показано, что в его мировоззрении деление на непрерывный и прерывный анализ относится лишь к анализу функций, вся математика делится на блок, который основывается на непрерывности (математический анализ и геометрия), и блок, основой которого является дискретный анализ (синтез), дискретный блок включает: аритмологию, теорию вероятностей и теорию чисел.
В статье исследуется тематический фрагмент религиозно-философского содержания проекта общего дела Н. Ф. Федорова (1829-1903). Предметом аналитического рассмотрения является одна из опорных категорий философии космизма - «мировая скорбь». Методом содержательного анализа раскрывается нравственная интенция понятия мировой скорби, выявляется его активная функция в контексте задачи действительного решения вопроса «о смерти и жизни человека», онтологического преображения мира. В работе анализируется супраморалистическое понимание Федоровым топологии и сущности потустороннего мира. При этом, в историческом смысле, мировая скорбь в философии космизма принципиально отличается от «Великой скорби», принимаемой в христианской эсхатологии как апокалиптическое состояние мира. Отмечается, что супраморализм означает историческую смену этической парадигмы глобального общества в рамках системы «двух нравственностей» - фарисейской и мытарской. Подчеркивается, что философия общего дела призывает к подлинному просвещению, основанному на конкретном, деятельном знании; выдвигает требование «великого синтеза» науки, искусства и религии.
В статье анализируется понятие «политическая теология». Данное понятие вошло в язык юриспруденции и социально-политических наук благодаря Карлу Шмитту («Политическая теология», 1922). В своих работах немецкий теоретик указывал на генетическую и смысловую связь, существующую между теологическими и политико-правовыми установками. В рамках русской философской мысли интересующее нас понятие использовал еще в XIX столетии Михаил Александрович Бакунин. Один из основоположников анархизма рассматривал политику и теологию в качестве важнейших инструментов порабощения человека. В своих произведениях он требовал тотального ниспровержения государства и религии. Автор представленной статьи уделяет особое внимание двум наиболее развернутым версиям политической теологии в России второй половины XIX - начала XX в. Речь идет о концепциях Льва Александровича Тихомирова и Владимира Сергеевича Соловьёва. В контексте рассматриваемой эпохи данные концепции следует интерпретировать в качестве альтернативных. Они являют собой консервативную и либеральную версии политической теологии. Анализируются специфические черты этих концепций, выявляются основные пункты расхождения между ними. Особое внимание уделяется пониманию обоими мыслителями хилиазма - учения о Тысячелетнем царстве Божием на земле. Данное о учение имело в истории как свои религиозные, так и секулярные версии. Последние получили широкое распространение в духовной ситуации XIX столетия. Автор рассматривает преломление хилиастических установок в учении В. С. Соловьёва, а также радикальную критику хилиазма в философско-исторической и социально-политической концепции Л. А. Тихомирова. Библиогр. 15 назв.
В статье рассмотрены взгляды Н. С. Юлиной на нарративность сознания сквозь призму аналитической философии. Отмечено значительное влияние Юлиной на формирование отечественной традиции аналитического философствования, обозначены ее академический вклад и роль в становлении современных исследователей. Юлина через анализ философии Д. Деннета и его представлений о нарративной самости предлагает критическую интерпретацию заявленных автором позиций. В статье выявляются характерные черты англо-американского философского натурализма, представленные в работах Юлиной: ориентированность на естественные науки, каузальная замкнутость Вселенной, онтологический монизм. Рассмотрена аргументационная база Юлиной по выявлению имплицитной метафизики в натуралистической философии Деннета, подчеркнут процессуальный эволюционистский характер предложенного решения. Показано, что нарративная самость в заявленной онтологии является функциональной частью эволюционной машины. Выявляется практическая польза ракурса рассмотрения онтологических позиций Деннета, предложенного Юлиной, прежде всего для теоретических и методологических оснований психотерапевтической деятельности. Описаны эпистемологические следствия метафизической системы, подчеркивается роль культуры и языка. Обозначается практическое значение выявленной Юлиной позиции Деннета на нарративные практики, в частности, возвращение диалоговой психотерапии легитимности в рамках натуралистической картины мира.
В статье представлен анализ рефлексии и развития концепций и идей аналитической философии на российской сцене с 50-х гг. ХХ в. до настоящего времени. Они характеризуются не только глубоким анализом аналитической философии и современного позитивизма, но положительной оценки отдельных его наработок в сфере теории познания: проблем логики и математики, логических конструкций, «теоретико-познавательной нейтральности» неопозитивистов, теории чувственных данных; предмета философии как логического анализа языка; условий, необходимых для логически совершенного языка; проблем знака, значения и смысла, семантики и «теории описаний». Возможность передачи познавательного содержания науки в формализованных системах основана на гносеологических функциях знаков. Без совершенствования средства мышления - языка, создания новых терминов, новых языковых структур и т. п. - невозможен прогресс человеческого познания.
Иудео-христианская полемика была важным элементом средневекового христианского богословия. Расклад, или диспозитив, этого богословия на исходе средних веков составляет предмет данной статьи, сфокусированной на испанском материале XIII-XV вв. В условиях продолжавшейся Реконкисты еврейская средневековая мысль на полуострове пережила свой золотой век, оказав существенное влияние на христианскую теологию и культуру. Традиционный жанр христианской литературы Adversus Judaeos с начала XII в. меняет свой характер: в поле зрения христиан попадает Талмуд, используемый с двоякой целью - доказательства упорствования современных иудеев в своем «грехе», из-за чего доктрина «народа свидетеля» (Августин) утрачивает смысл, а также в качестве исторического свидетельства о Христе. В итоге знаменитых диспутов иудеи получили статус еретиков и вопреки римскому праву могли быть обращены или изгнаны. Период с 1391 по 1492 г., от севильских погромов до завоевания Гранады и эдикта «католических королей», стал временем ограничения, удушения, изгнания еврейской культуры с полуострова и началом нового этапа в истории Испании, превращение которой в новоевропейское национальное государство проходило под знаком средневековой идеологии «христианской державы» с ее телосом спасения душ подданных.
Статья посвящена феномену силы как одному из начал - началу движения. Основной интерес вызывает сила притяжения. Обнаруживается, что она мыслится в единстве с целевой формой причинности. Анализируются её важнейшие свойства, проблемы её познания и связь с пространством. Рассматривается, как она воспринималась в физике Аристотеля и в новоевропейской физике. Изучаются особенности физического подхода к трактовке сил. Сравниваются особенности представлений о притяжении галилеевского и ньютоновского направлений в физике.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru