Архив статей журнала
В статье автор рассматривает развитие института поручительства в отношении такой меры пресечения, как присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, с позиций ее исторического становления и законодательного регулирования. Взаимосвязь таких мер пресечения проявляется не только в том, что уголовно-процессуальный закон закрепляет в статьях, регламентирующих применение указанных мер, обязательства в отношении подозреваемого или обвиняемого. При реализации такой меры, как присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, в случае нарушения обязательств лиц, которым несовершеннолетний был отдан под присмотр, применяются взыскания, прямо предусмотренные положениями ч. 4 ст. 103 УПК РФ, относящиеся к личному поручительству. В сущности, объединяет эти меры пресечения обстоятельство, которое состоит в том, что на подозреваемого или обвиняемого должно оказываться воздействие со стороны третьих лиц для его надлежащего поведения, заключающегося в обеспечении этими лицами поведения, которое сводится к явке подозреваемого или обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд и для выполнения иных целей и задач процессуального принуждения.
В статье исследуется изменение российского законодательства по противодействию экстремистским проявлениям, предусматривающее ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Одной из возможных причин изменения законодательства Российской Федерации, регламентирующего ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, рассматривается ответная реакция на деятельность зарубежных стран, направленную на декриминализацию военных преступлений нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.
В статье рассматриваются ключевые особенности правового регулирования деятельности благотворительных организаций и осуществления ими бухгалтерской отчетности. Рассматриваются вопросы возможности легализации пожертвований в форме криптовалюты, налогообложения благотворительных организаций и др. Результаты исследования позволили подробно охарактеризовать процесс отчетности бухгалтерских организаций и выявить в данном процессе проблемы правового характера.
Автором аргументированы ряд предложений по дополнению действующего правового регулирования деятельности благотворительных организаций, реализация которых позволит более детально регламентировать как порядок осуществления благотворительными организациями деятельности, так и порядок ведения ими бухгалтерской отчетности, что повысит уровень прозрачности и законности деятельности данных субъектов, а также систематизирует работу следователя при анализе документационного обеспечения благотворительной деятельности.
Статья посвящена рассмотрению критериев пенализации преступлений, связанных с незаконными производством, сбытом или пересылкой наркотиков. Автором сформулировано понятие критерия пенализации наркопреступлений, проведен анализ существующих предпосылок для усиления карательного потенциала санкции статьи 228.1 УК РФ. Акцентируется внимание на важности учета существующих критериев пенализации с целью своевременного реформирования уголовного законодательства, в частности пенализации наркопреступлений.
В статье предпринята попытка описания фискальной политики империи Юань (Китай). В силу малоизученности истории Китая периода династии Юань большое значение имеют исследования источников монгольского права этого периода, в том числе многочисленных указов монгольских хаганов. Обращение к правовым памятникам позволяет сделать вывод о функционировании разветвленной системы государственного налогообложения. Изучение особенностей фискальной системы говорит о социально-экономическом укладе крупного средневекового государства с многочисленным населением, проживающим на территориях с различными природно-климатическими условиями. Начальный этап формирования налоговой системы связан с понятием, отраженным иероглифом «кэ». Этимология и семантика передачи данного понятия сопряжены с понятиями, сформировавшимися в монгольском обществе. С развитием товарно-денежных отношений происходило усложнение налоговой функции государства: частичная замена натурального налога денежными взысканиями. Значительную долю в налоговом обложении дворов составляли шелка. В дальнейшем налоговый интерес государства был направлен на добычу природных ресурсов, серебра, золота и других материалов. В целях стабильного функционирования фискальной системы власть использовала разные меры как репрессивного, так и стимулирующего характера. Эффективность и устойчивость налоговой системы обеспечивались силами внутренних войск, наделенных карательными функциями.
В статье анализируется проблема сохранения исторической памяти в деятельности отечественной полиции. В качестве примера рассматривается опыт функционирования уездной полицейской стража Российской империи. Автор приходит к выводу о том, что руководство страны и ведомства стремилось к конструированию общего исторического нарратива внутри полиции как особой корпорации, а также закреплению и сохранению в памяти отечественного общества образа самой полиции на примере героических поступков ее представителей.
Статья посвящена особенностям эволюции механизма правового регулирования статуса иностранных граждан в Российском государстве в IX-XVII веках. Анализируются изменения в правовом регулировании режима пребывания и проживания иноземцев на протяжении истории отечественной государственности от Древней Руси до Московского царства XVII века. Раскрываются причины пристального внимания к иностранцам со стороны русских властей, введения жестких мер по отношению к ним, строгой регламентации права въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на территории России. Рассматриваются не только комплекс ограничительных мер, осуществляемых властями по отношению к иноземцам, и законодательные гарантии их правовой защиты, но и значение, которое имела служебная, торговая деятельность иностранцев в жизни страны.
В условиях современных вызовов и угроз эффективность работы органов публичной власти становится критически важной для устойчивого развития государства. В статье автором исследуются ключевые проблемы, связанные с функционированием и взаимодействием органов публичной власти по обеспечению национальной безопасности, а также формулируются рекомендации, направленные на оптимизацию работы государственных институтов и укрепление межведомственной координации.
В статье рассматриваются понятие, признаки, причины социально негативных (фоновых) явлений, взаимосвязанных с преступностью, предложена их классификация. Анализируются тенденции и последствия таких явлений. Особое внимание обращено на детерминирующие факторы пьянства, наркотизма, самоубийств, проституции, отражена взаимообусловленность таких явлений с преступностью. Предложены меры по их устранению и минимизации.
В статье рассматриваются проблемы изучения общественного мнения как одного из важнейших оценочных критериев деятельности органов внутренних дел. Обращается внимание на различные этапы реформирования системы оценки деятельности правоохранительных органов, а также проблемы, возникающие в процессе изучения общественного мнения, и влияние различных объективных и субъективных факторов на его результаты. В частности, отмечается, что правоприменительная деятельность органов внутренних дел охватывает настолько широкий круг граждан, что даже при эффективной работе сотрудников ОВД существует большая вероятность негативных оценок за счет наличия в числе респондентов лиц, имеющих проблемы с законом. В связи с этим абсолютизация значения опросов общественного мнения в процессе оценки деятельности органов внутренних дел вряд ли целесообразна.
В то же время при всех сложностях и проблемах общественное мнение, безусловно, продолжает оставаться одним из важнейших оценочных критериев деятельности органов внутренних дел, а одной из приоритетных управленческих задач руководителей всех уровней является формирование позитивного отношения населения к деятельности подчиненных служб и подразделений.
Достижение целей государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на повышение доверия граждан к правоохранительной системе. Для обеспечения социального благополучия государство должно всемерно заботиться о политическом доверии граждан, определяющее значение в котором принадлежит доверию полиции.
Исследование посвящено изучению особенностей публично-правового регулирования общественного доверия полиции, поиску связи между доверием граждан полиции и административной деликтностью в виде неповиновения законным распоряжениям и требованиям сотрудников полиции.
Аргументируется вывод о том, что конституционные и отраслевые нормы в полной мере обеспечивают регулирование доверительных отношений граждан и государства, а также обеспечивают контроль государства за исполнением государственными служащими установленных для них ограничений и запретов.
Показано, что общественное доверие и поддержка граждан есть принцип деятельности полиции и основной критерий оценки эффективности ее деятельности, но не презумпция доверия сотруднику полиции.
Установлено, что повышение доверия граждан полиции в вопросах защиты личных и имущественных интересов приводит к снижению административных правонарушений в виде неповиновения законным распоряжениям и требованиям сотрудников полиции.
В статье исследуется парламентаризм в России сквозь призму транспарентности. На основе анализа Конституции РФ, конституционного законодательства, конституционно-правовой и политологической доктрины определяется состояние российской парламентской деятельности с позиции народного представительства.
Целью исследования является определение подходящей модели представительства интересов для российской системы общества в ходе проводимых конституционных преобразований.
Такая цель достигается посредством анализа научной литературы, нормативных актов и судебной практики, рассмотрения методики анализа эффективности парламентской деятельности, поиска предпосылок для открытого и прозрачного функционирования модели народного представительства в российской правовой системе, выведения транспарентной модели представительной системы общества, оценки целесообразности регулирования лоббизма и предложений по совершенствованию его конституционно-правового регулирования.