Архив статей журнала
В статье рассматривается размещение производственно-хозяйственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В качестве примера приводится отраслевая структура и территориальное расположение производства товаров и услуг исправительных колоний ГУФСИН России по Ростовской области. Основной метод исследования - это построение картограмм (географических карт с нанесением экономико-статистической информации). По отраслям производства (швейной, деревообрабатывающей промышленности, металлообработке, производству продуктов питания) построены картограммы по региону с отображением исправительных колоний. Анализ с использованием картограмм показал пространственное размещение отраслей производства и его концентрацию на территории региона. В статье затрагивается проблема интеграции производственно-хозяйственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в экономику региона. Речь идет не только об экономике Ростовской области, но и о новой интегрированной структуре - Содружестве «Донбасс». Делается вывод о необходимости оптимизации пространственного размещения производства учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом протекающих интеграционных процессов в регионе.
В статье рассматривается критерий обоснованности и его соотношение с критериями законности, мотивированности при применении усмотрения в рамках деятельности администрации исправительного учреждения. Делается вывод о том, что ситуация, в которой применяется усмотрение администрации исправительного учреждения, должна быть самым полным образом исследована, а ее признаки (элементы) должны быть изложены в соответствующем акте. При этом особо обоснованными должны быть негативные изменения в рамках усмотрения, то есть для ухудшения положения лица и ограничения его прав должны всегда существовать веские причины. С целью соблюдения критерия обоснованности решения могут привлекаться специально уполномоченные лица, в том числе ситуационно организованные дисциплинарные комиссии, что необходимо для формирования более объективного мнения о каждой конкретной ситуации.
В статье приведены теоретические обоснования необходимости управления кадровым резервом, в том числе в системе государственного управления. Проанализирована кадровая ситуация в уголовно-исполнительной системе и определены основные проблемные аспекты формирования кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, а также сформулированы предложения по совершенствованию работы с кадровыми резервами. Затронутая тема актуальна тем, что в современных социально-экономических и политических условиях основной целью кадрового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний является сохранение и укрепление кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы. В механизме достижения этой цели важнейшей задачей является формирование и эффективное использование кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний для своевременного удовлетворения потребностей системы в квалифицированных управленческих кадрах. Проведенный анализ позволил обосновать комплекс мер по совершенствованию работы с кадровым резервом территориальных учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, включающий в себя предложения по увеличению денежного довольствия сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников); стимулированию сотрудников, зачисленных в кадровый резерв; увеличению числа программ профессионального обучения сотрудников. Системный подход к формированию и подготовке резерва руководящих кадров учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний обеспечит создание эффективной системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы.
В России одними из самых распространенных наказаний на протяжении всего периода существования были наказания, связанные с лишением свободы и изоляцией от общества. В процессе исполнения этих наказаний могут и возникают проблемы их реализации. Ключевой проблемой в рассматриваемой сфере является совершенствование мер по противостоянию действиям, дезорганизующим деятельность исправительных учреждений. Советское законодательство на протяжении нескольких десятков лет меняло концепцию уголовной ответственности за действия, связанные с дезорганизацией деятельности исправительных учреждений. В статье рассматриваются историко-правовые тенденции развития уголовной ответственности за насильственные действия в отношении осужденных (заключенных) и персонала учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, на разных исторических этапах. Работа построена на анализе научной литературы и законодательных актов, закрепляющих меры ответственности за действия, связанные с дезорганизацией деятельности исправительных учреждений. Целью работы являлась постановка проблемы уголовной ответственности за дезорганизацию деятельности исправительных учреждений на научное обсуждение.