В статье рассматривается размещение производственно-хозяйственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В качестве примера приводится отраслевая структура и территориальное расположение производства товаров и услуг исправительных колоний ГУФСИН России по Ростовской области. Основной метод исследования - это построение картограмм (географических карт с нанесением экономико-статистической информации). По отраслям производства (швейной, деревообрабатывающей промышленности, металлообработке, производству продуктов питания) построены картограммы по региону с отображением исправительных колоний. Анализ с использованием картограмм показал пространственное размещение отраслей производства и его концентрацию на территории региона. В статье затрагивается проблема интеграции производственно-хозяйственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в экономику региона. Речь идет не только об экономике Ростовской области, но и о новой интегрированной структуре - Содружестве «Донбасс». Делается вывод о необходимости оптимизации пространственного размещения производства учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом протекающих интеграционных процессов в регионе.
Идентификаторы и классификаторы
Вопросам размещения производительных сил региона посвящен значительный пласт научных работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Эффективное размещение производства, в полной мере учитывающее его принципы и факторы, лежит в основе экономического роста как конкретного региона, так и всего государства [7, 8]. Современные концепции региональной экономики переходят к рассмотрению не только материальных, но и нематериальных факторов размещения производства (природных, экономических, рудовых) [1, 2, 8]. К последним следует отнести размещение производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений, имеющих своей целью исправление осужденных.
Список литературы
1. Айзард У. Некоторые исследования в области регионального развития и сотрудничества и некоторые вопросы региональной науки, не имеющие ответов // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. Вып. 1-2. С. 61.
2. Авцинова А. А., Макаров И. Н. Оптимизация пространственного размещения производства как база развития периферийных регионов // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 9. С. 2121-2132. EDN: KETHJW
3. Белова Т. Н., Башкатова И. Ю. Оценка структурных сдвигов в производственном секторе ГУФСИН России по Ростовской области // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31(1-4), № 2. С. 94-103. EDN: RSSREJ
4. Белова Т. Н. К вопросу об эффективности производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений // V Международный пенитенциарный форум “Преступление, наказание, исправление” (приуроченный к проведению в 2021 г. в Российской Федерации года науки и технологий): сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 17-19 нояб. 2021 г.): в 9 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2021. Т. 4. С. 11-16. EDN: MRUGWH
5. Белова Т. Н., Слюняев Д. В. Моделирование товарной стратегии производственной деятельности исправительного учреждения // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28(1-4), № 2. С. 276-283. EDN: CAPKHO
6. Белова Т. Н., Бекаристанов М. А. М. Эффект масштаба в производственно-хозяйственной деятельности учреждения уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2021. Т. 29(1-4), № 2. С. 237-244. EDN: SNKHDD
7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
8. Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. № 1. С. 57-81. EDN: OYMTUF
9. Романова О. А., Акбердина В. В. Методологическая практика формирования высокотехнологичного сектора экономики и создания новых рабочих мест в индустриальном регионе // Экономика региона. 2013. № 3(35). С. 152-161. EDN: RBXPAD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В деле защиты прав человека значимым является возмещение вреда, причиненного преступлением. Данная конституционная обязанность государства в определенной степени обеспечивается действующим законодательством, в том числе уголовным и оперативно-розыскным. Однако практика исполнения исковых требований при отбывании осужденными наказаний свидетельствует о низком уровне возмещения вреда. Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет установить неиспользованные резервы. Цель проведенного исследования заключалась в рассмотрении процесса обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершения преступлений, как задачи осуществления оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний в виде лишения свободы. Предлагаются конкретные меры по совершенствованию уголовного законодательства и законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях.
В статье исследуются проблемы борьбы с мобильным мошенничеством в России. Анализируются статистические данные, характеризующие развитие мобильного мошенничества в нашей стране. Изучаются особенности мобильного мошенничества, его сильные стороны, в том числе такой прием, как социальная инженерия. Рассматривается разновидность мобильного («тюремного») мошенничества.
В статье рассмотренны виктимологические особенности, проявляющиеся в процессе пенитенциарной преступности. Классифицированы детерминанты виктимологического характера пенитенциарной преступности, а именно ключевые детерминанты правового и организационного характера. Проанализированы факторы, способствующие совершению преступлений осужденными, отмечены проблемные стороны. Выявлены особенности виктимной составляющей в причинном комплексе пенитенциарной преступности. Предлагается активизировать научные исследования в сфере виктимности преступности осужденных, а также меры оперативно-розыскной профилактики преступности, обусловливаемой виктимностью потенциального потерпевшего.
В статье рассматривается критерий обоснованности и его соотношение с критериями законности, мотивированности при применении усмотрения в рамках деятельности администрации исправительного учреждения. Делается вывод о том, что ситуация, в которой применяется усмотрение администрации исправительного учреждения, должна быть самым полным образом исследована, а ее признаки (элементы) должны быть изложены в соответствующем акте. При этом особо обоснованными должны быть негативные изменения в рамках усмотрения, то есть для ухудшения положения лица и ограничения его прав должны всегда существовать веские причины. С целью соблюдения критерия обоснованности решения могут привлекаться специально уполномоченные лица, в том числе ситуационно организованные дисциплинарные комиссии, что необходимо для формирования более объективного мнения о каждой конкретной ситуации.
Процессуальный и ведомственный контроль руководителя следственного органа выступает одним из средств обеспечения законности и обоснованности процессуальных решений, принимаемых должностными лицами по разрешению заявлений (сообщений) о преступлениях в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Мониторинг правоприменительной практики показал, что руководителями допускаются просчеты в организации указанного направления деятельности, влекущие за собой нарушение уголовно-процессуального законодательства, а равно неэффективную защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. В ходе исследования разработан механизм контроля для руководителя органа предварительного следствия районного уровня, направленный на обеспечение законности и обоснованности принимаемых следователями решений по материалам доследственных проверок, а также обеспечение полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах первичного учета, и соблюдение порядка своевременной постановки на статистический учет процессуальных решений, принимаемых по данным материалам.
В статье приведены теоретические обоснования необходимости управления кадровым резервом, в том числе в системе государственного управления. Проанализирована кадровая ситуация в уголовно-исполнительной системе и определены основные проблемные аспекты формирования кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, а также сформулированы предложения по совершенствованию работы с кадровыми резервами. Затронутая тема актуальна тем, что в современных социально-экономических и политических условиях основной целью кадрового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний является сохранение и укрепление кадрового потенциала уголовно-исполнительной системы. В механизме достижения этой цели важнейшей задачей является формирование и эффективное использование кадровых резервов учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний для своевременного удовлетворения потребностей системы в квалифицированных управленческих кадрах. Проведенный анализ позволил обосновать комплекс мер по совершенствованию работы с кадровым резервом территориальных учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, включающий в себя предложения по увеличению денежного довольствия сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников); стимулированию сотрудников, зачисленных в кадровый резерв; увеличению числа программ профессионального обучения сотрудников. Системный подход к формированию и подготовке резерва руководящих кадров учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний обеспечит создание эффективной системы управления персоналом уголовно-исполнительной системы.
В статье рассматриваются различные походы к оценке достоверности показаний и их место в следственном и судебном производствах Германии, где судебная психологическая экспертиза достоверности показаний с 1954 года является одним из признанных видов экспертизы. Дается краткая характеристика методических принципов Statement Validity Assessment как методики, являющейся сегодня основой судебной психологической экспертизы достоверности показаний в Германии.
Борьба с налоговыми преступлениями требует использования сложных стратегий, основанных на таких принципах, как разработка и внедрение унифицированных стандартов и механизмов противодействия налоговым преступлениям и экономического стимулирования добровольного соблюдения законодательства. Цель статьи - рассмотрение экономической и правовой специфики глобального и национального характера противодействия налоговым преступлениям на примере Организации экономического сотрудничества и развития для поиска новых эффективных механизмов, основанных на более тесном международном сотрудничестве и унификации национального законодательства. Результаты показали наличие прямой корреляции между различиями в национальном законодательстве, противодействующем незаконным действиям налогоплательщиков, а эмпирические данные, полученные преимущественно в рамках проведения полевых и лабораторных экспериментов, демонстрируют важность учета социальных, культурных и психологических аспектов, которые оказывают прямое влияние на восприятие налоговой преступности в странах.
В статье раскрывается актуальность исследования развития как парадигмы социальной психологии, рассматривается сущность социально- психологического подхода к его пониманию. Анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении становления современной социальной психологии. С их преодолением связаны перспективы данной отрасли. Автор приходит к выводу о том, что важной задачей является создание общей теории социальной психологи. Теория развития - составная частью названной теории, они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективном становлении современной социальной психологии.
В статье представлен анализ конституционно-правовых аспектов регулирования нового для отечественной правовой системы института пробации, который проведен по следующим направлениям: исследование системы законодательства о пробации и ее отраслевого характера; уточнение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в отношении мероприятий, охватываемых системой пробации; систематизация принципов пробации на основе конституционных норм и положений. Установлено, что идеи ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, не являются принципиально новыми для отечественного законодательства. Модель российской системы пробации в формате, получившем законодательное закрепление, опирается на опыт международного сообщества и зарубежных стран. Представляя собой сложный междисциплинарный феномен и комплексный правовой институт, система пробации включает в себя широкий перечень вопросов, относящихся как к исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что отражает принцип федерализма в ее организации. Система законодательства о пробации охватывает нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня. Конституционные принципы пробации включают в себя принципы гуманизма, федерализма, социального характера государственности, самостоятельности органов местного самоуправления, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равенства.
В статье исследуется деятельность духовенства в системе пенитенциарной пробации осужденных в России. Рассматриваются зарубежные аспекты такой деятельности. Отмечаются перспективы развития тюремного служения и пробации. Указывается, что передовой международный опыт в этой области, особенно тех государств, которые долгое время практикуют данную форму сотрудничества, крайне необходим. Показано, что священник в рамках исправительного учреждения физически не в состоянии в полном объеме выполнить возложенные на него задачи. В силу этого возникает необходимость привлечения к сотрудничеству его добровольных помощников (мирян). В действующем российском законодательстве данный вопрос не урегулирован. Между тем в отдельных европейских государствах этому уделяется большое внимание. Кроме того, определены перспективы развития рассматриваемого направления деятельности.
В статье рассматриваются проблемы уголовно-правового воздействия на общественно опасные деяния, не являющиеся преступлениями, но представляющие опасность для общества. В настоящее время уголовное законодательство не имеет в своем арсенале достаточных средств воздействия на такие деяния. Предполагается включить указанные меры в уголовное законодательство.
Издательство
- Издательство
- Академия ФСИН России
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- Сенная ул., 1
- Юр. адрес
- Сенная ул., 1
- ФИО
- Никитюк Сергей Михайлович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priemnaya.apu@fsin.uis
- Контактный телефон
- +7 (491) 2272112