Цель. Анализ философских, правовых и этических аспектов трансгуманизма, исследование его влияния на человеческую природу и социальные процессы в контексте внедрения новых технологий, таких как генетические модификации, нанотехнологии и нейротехнологии.
Процедура и методы. Использованы методы сравнительного анализа и теоретического исследования. Осуществлён обзор философских концепций трансгуманизма, а также рассмотрены возможности и угрозы, связанные с применением новых технологий, таких как биопротезирование, искусственный интеллект и регенеративная медицина.
Результаты. Выявлены риски социального неравенства, угроза утраты традиционных человеческих качеств и возможные этические дилеммы, связанные с использованием технологий для изменения природы человека.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа способствует углублённому пониманию влияния трансгуманизма на общественные и правовые структуры, а также предлагает рекомендации для разработки социального и правового регулирования технологических изменений.
Цель. Рассмотреть и проанализировать, как в настоящее время меняются социальные и культурные практики в связи с активным внедрением технологий искусственного интеллекта и нейросетей в культуру и повседневную жизнь, какие положительные изменения и позитивные трансформации социокультурных практик можно отметить и как предсказать развитие этих тенденций, а также выделить проблемное поле этих изменений: какие проблемы и риски могут быть связаны с внедрением использования искусственного интеллекта (ИИ) в различные виды социокультурных практик и с «массовизацией» применения ИИ в разных сферах деятельности для решения различных задач.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом является кейс-метод как способ анализа конкретных ситуаций внедрения технологий ИИ в социокультурные практики. Методы сравнительного анализа и обобщения позволили выделить положительные стороны и проблемные вопросы, возникающие в результате такого внедрения.
Результаты. Был сделан вывод, что в целях максимально эффективного, этичного и «экологичного» внедрения ИИ в социокультурные практики нужно, чтобы этот процесс сопровождался формированием определённой нормативно-правовой базы, представляющей из себя ряд конкретизированных правил использования и ограничений. Авторами статьи были предложены некоторые варианты принципов и правил взаимодействия с ИИ в различных культурных практиках.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в возможности использования теоретических результатов статьи при внедрении технологий ИИ в различные социокультурные практики.
Цель. Определить новые направления возможного воздействия на личность со стороны средств массовой коммуникации с учётом использования технологий искусственного интеллекта.
Процедура и методы. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, институциональных связей общества, обеспечения свободы и безопасности личности.
Результаты. Рассмотрено возможное влияние искусственного интеллекта на сознание личности в рамках общего информационного воздействия в массовой коммуникационной среде. Спрогнозированы персонифицированный доступ субъекта информационного влияния на более глубинные уровни личностного существования и необходимость защиты личности от недобросовестного использования технологий искусственного интеллекта, совмещённых с использованием Больших данных.
Теоретическая и/или практическая значимость. Рассмотрение перспектив и значения использования искусственного интеллекта в сетевой масс-коммуникационной среде в связи с аспектами информационного воздействия на личность позволяет прогнозировать некоторые параметры влияния на личностное развитие. Впоследствии это может быть использовано при разработке соответствующих оптимальных форм взаимодействия личности со средствами массовой коммуникации нового поколения, оснащёнными технологиями искусственного интеллекта.
Цель. Выявить сущность процесса активного внедрения «искусственного интеллекта» в современном обществе, его цели и значение. Обосновать тезис, что идея создания «искусственного интеллекта», аналогичного человеческому разуму или превосходящего его, утопична, и, как всякая социальная утопия, разрушительна как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку соответствует антигуманным целям тотальной конвергенции человека и машины.
Процедуры и методы. Сопоставлены принципы сторонников неолиберального глобализма – трансгуманизма и их критиков – представителей современной консервативной мысли.
Результаты. Авторы обосновывают тезис, что поиск ответов на вечные философские вопросы – как оставаться человеком и сохранять государство и его институты, что лежит в основании человеческого мышления и отличает его от человеко-машинных систем – относится к области религиозной и философской антропологии, утверждающих онтологизм человеческого интеллекта, существование двух уровней познания – рассудочного и разумного. ИИ – это инструмент, который может компилировать из того, что в него вложили. Выяснено, что главная задача при создании ИИ заключается не в превосходстве над естественным интеллектом человека, а в его разрушении и тем самым уничтожении человека. С консервативных позиций политика «новых западников» по всеобщей цифровизации рассматривается как угроза национальной безопасности и «второй фронт» борьбы за суверенитет.
Теоретическая и/или практическая значимость обусловлена необходимостью суверенизации и мобилизации сфер социальных наук и образования для осмысления проходящего в мире глубинного перелома и выбора правильных решений с опорой на принципы русской философской традиции.