Архив статей журнала

Употребление терминов «экофилософия» / «экософия» в работах англоязычных авторов (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Рочняк Елена Владимировна

Цель. Анализ специфики использования терминов «экофилософия» / «экософия» в современном англоязычном философском дискурсе.

Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал контентанализ. Были изучены работы Мэтью Хрулью (Австралия), Алана Дренгсона (Канада), Нэнси Хаффман Ши, Элизабет Саторис, Гэри Снайдера и Джона Гриффина (США).

Результаты. По итогам исследования делается вывод, что экофилософия, в том числе в англоязычном исследовательском пространстве, не просто выходит на уровень одного из научных направлений, а получает статус определённого типа концептуально-мировоззренческого пространства.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в методологическое основание такой активно развивающейся направленности философской мысли, как экофилософия. В русскоязычный научный оборот вводится новый материал по исследуемой теме.

Сохранить в закладках
Обман как социокультурный код. Лицедейство и сказка (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Пихновский Вадим Владимирович, Евстифеева Елена Александровна, Григорьева Дарья Дмитриевна

Цель. Оценка лицедейства как разновидности обмана, взятого в его негативных коннотациях, и как явления противостояния правде – ценностной универсалии социальной жизни.

Процедура и методы. Представлен социально-философский анализ обмана в ряду релевантных понятий (правда, ложь, лицедейство, трикстер) и как константы социальных отношений. С использованием феноменологического и герменевтического подходов показано, что лицедейство как одна из практик обмана в масштабе своём обнаруживается в обществе массовой культуры.

Результаты. Изучение механизмов лицедейства как разновидности обмана показало, что данная практика является константой общественных и межличностных взаимоотношений

Теоретическая и/или практическая значимость работы состоит в проблематизации и концептуализации лицедейства как практики обмана, что имеет важное значение для понимания трансформации социальных отношений в условиях вызовов современности.

Сохранить в закладках
Сущность, структура и эволюция феномена «физическая культура человека» (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Лахтин Артём Юрьевич

Цель. Анализ содержания, структуры и эволюции феномена «физическая культура человека».

Процедура и методы. Осуществлён социально-философский анализ феномена «физическая культура человека». На базе диалектического подхода, взаимосвязи общего, особенного и единичного проанализированы его содержание и структура. Принципы развития и всеобщей связи, единства исторического и логического, социального детерминизма использованы при рассмотрении эволюции феномена «физическая культура человека».

Результаты. Автор выявил сущность понятия «физическая культура человека» и дал характеристику её базовому, профессиональному и спортивному уровням. Определяя здоровье как ведущую ценность физической культуры человека, он обосновал оздоровительно-рекреативную, оздоровительно-реабилитационную и гигиеническую функции физической культуры человека. Было выявлено, что физическая культура человека изменялась под влиянием различных социально-экономических, политических и духовных факторов. Проведённый анализ такой эволюции позволил сделать вывод, что в настоящее время физическая культура человека ориентирована на обеспечение всестороннего развития личности для её успешного функционирования и развития в условиях информационного общества.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии содержания, структуры феномена «физическая культура человека», а также в её эволюции от момента зарождения в первых человеческих общностях до современного общества.

Сохранить в закладках
Сущность, структура и эволюция феномена «физическая культура человека» (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Лахтин Артём Юрьевич

Цель. Анализ содержания, структуры и эволюции феномена «физическая культура человека».

Процедура и методы. Осуществлён социально-философский анализ феномена «физическая культура человека». На базе диалектического подхода, взаимосвязи общего, особенного и единичного проанализированы его содержание и структура. Принципы развития и всеобщей связи, единства исторического и логического, социального детерминизма использованы при рассмотрении эволюции феномена «физическая культура человека».

Результаты. Автор выявил сущность понятия «физическая культура человека» и дал характеристику её базовому, профессиональному и спортивному уровням. Определяя здоровье как ведущую ценность физической культуры человека, он обосновал оздоровительно-рекреативную, оздоровительно-реабилитационную и гигиеническую функции физической культуры человека. Было выявлено, что физическая культура человека изменялась под влиянием различных социально-экономических, политических и духовных факторов. Проведённый анализ такой эволюции позволил сделать вывод, что в настоящее время физическая культура человека ориентирована на обеспечение всестороннего развития личности для её успешного функционирования и развития в условиях информационного общества.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии содержания, структуры феномена «физическая культура человека», а также в её эволюции от момента зарождения в первых человеческих общностях до современного общества.

Сохранить в закладках
Традиционные ценности: концепция, подходы, идеологемы (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: ГУРЬЯНОВА АННА ВИКТОРОВНА, Тимофеев Александр Вадимович

Цель. Проанализировать концепцию традиционных ценностей через призму различных существующих подходов к её интерпретации, а также в контексте базовых идеологем, мировоззренчески обусловивших её формирование.

Процедура и методы. В работе последовательно рассматривается путь современного российского общества к концепции традиционных ценностей, начавшийся с осознания дефицита «духовных скреп» и завершившийся утверждением на законодательном уровне их развёрнутого перечня. Анализируются различные подходы к интерпретации традиционных ценностей, начиная с деструктивных, по разным причинам отказывающих им в смысловой значимости и актуальности, и заканчивая конструктивными, трактующими ценности с конкретно-исторических или более ёмких философских позиций. Выделяются и анализируются наиболее значимые идеологемы как мировоззренческие основания концепции традиционных ценностей. Для реализации заявленных направлений исследования в работе комплексно применяются методы анализа и синтеза, исторический и логический методы, диалектический метод, системный метод, методы аналогии и экстраполяции.

Результаты. В исследовании показано, что в отношении перечня российских традиционных ценностей существуют различные интерпретационные подходы, наиболее продуктивным из которых признан философский подход, ориентирующий на максимально ёмкое, интегративное восприятие искомого феномена. Формирование традиционных ценностей связано с рядом обусловивших их мировоззренческих оснований – идеологем, важнейшими из которых представляются «Москва – Третий Рим» и «Православие. Самодержавие. Народность». Данные идеологемы на долгое время предопределили вектор развития России, специфику национального сознания её народа и формирующуюся у него систему ценностей. Их можно считать полноценным воплощением «русского духа», который направлял народ России на протяжении всего пути его исторического развития, гарантировал сохранность его фундаментальных мировоззренческих констант при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с рассмотрением традиционных ценностей с позиций различных сложившихся подходов к их интерпретации и критической оценкой этих подходов. Теоретически значимым является также осмысление мировоззренческих оснований традиционных ценностей в формате обусловивших их появление идеологем. Практическая значимость исследования обусловлена самой рассматриваемой в нём проблематикой – традиционными ценностями, представляющими собой нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, выступающие фундаментом развития современного российского общества. Рассмотрение традиционных ценностей как коллективных представлений о самом важном и значимом для нашего народа способствует их интеграции в сознание и мировоззрение россиян, превращает их в практическое руководство к действию для граждан современной России.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Бондарева Яна Васильевна, Колесниченко Юлия Викторовна, Каргин Николай Николаевич, Костадинович Даниэла

Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции практики, дать определение категории «практика» в современной редакции.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. Выявлен функционал практики, который представлен рядом существенных позиций, без которых невозможны не только развитие, но и само существование общества. Представленные функции, безусловно, органично связаны друг с другом, они дополняют друг друга, составляя тем самым образуя сложную, многоуровневую систему функций практики. Рассмотренные функции в той или иной степени подвигают нас к осознанию практической (и праксиологической) натуры философии, а также практических возможностей философского (общенаучного) алгоритма познания, которые на сегодняшний момент, к сожалению, остаются недооценёнными.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

Сохранить в закладках
Воплощение идей русского космизма в эргодизайне среды жизнедеятельности (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Кузьменко Александр Анатольевич

Цель. Целью данного исследования является осмысление воплощения идей русского космизма в эргодизане среды жизнедеятельности.

Процедура и методы. Основные исходные научные знания автор почерпнул из исследований Брянской научно-философской школы социально-техногенного развития мира, используя междисциплинарный, системный, социотехноприродный, исторический и эргоцентрический подходы, а также общенаучные методы.

Результаты. Проведённый анализ показал, что русский космизм, представляющий собой уникальное философское направление, ориентированное на интеграцию человека с космосом и природой, оказал существенное влияние на формирование нового научного направления в проектировании среды жизнедеятельности – эргодизайна. Сегодня эргодизайн представляет собой подход, стремящийся к гармонизации взаимодействия человека с прочими элементами системы через создание удобных и безопасных условий жизни. Основная цель эргодизайна, основанного на идеях русского космизма, заключается в создании эргономичных, экологически сбалансированных пространств жизнедеятельности на глобальном, национальном и локальном уровнях, что, в свою очередь, способствует гармонизации общественных и природных процессов. Однако в условиях глобальных вызовов требуется переосмысление методологии эргодизайна. Его вектор должен сместиться в сторону проектирования не просто экологически сбалансированных пространств, а биосфероориентированной предметно-пространственной среды жизнедеятельности, в основе которой лежат природоподобные системы, изделия и технологии. Только такая трансформация эргодизайна способна привести к гармонизации общества, техносферы и биосферы. Статья исследует системные принципы эргодизайна, раскрывает его значение для современного проектирования и рассматривает его культурно-философские аспекты, а также особенности, делающие эргодизайн важным инструментом для гармонизации условий жизнедеятельности в сложном социотехноприродном мире.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в формировании социально философского подхода к осмыслению роли русского космизма в эргодизайне гармоничных предметно-пространственных социотехноприродных сред жизнедеятельности.

Сохранить в закладках
К вопросу о ценности человека в контексте проектной деятельности (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Бакурадзе Андрей Бондович

Цель. Выявление ценности, места и роли человека в проектной деятельности.

Процедура и методы. С точки зрения диалектического и аксиологического подходов проанализированы сущность и содержание социального проектирования. С целью выявления ценности человека в проектной деятельности использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Применение методологии системно-интегративного подхода позволило рассмотреть проектную деятельность как целостный процесс, а ситуационного подхода – обнаружить особенности мотивации к проектной деятельности различных категорий её участников.

Результаты. С позиций аксиологического подхода дана характеристика социального проектирования и обосновано влияние на него ценности человека как высшей ценности-цели. Выявлено, что ключевыми смыслами проектной деятельности являются общественная польза и удовлетворение потребностей участников проектов, которые диалектически взаимосвязаны. При этом условиями успешного осуществления проектной деятельности выступают гармония между общественной пользой проекта и его ориентацией на потребности и цели участников проектной деятельности, а также признание человека в качестве ценности на протяжении всех этапов проектирования.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании ценностей человека и общества как аксиологических оснований проектной деятельности и их влияния на процесс и результаты социального проектирования на различных его этапах.

Сохранить в закладках
К вопросу о современных социально-философских подходах становления и развития философии управления как практической теории (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Арутюнян Каринэ Сергеевна

Цель. Осуществить социально-философский анализ, обоснование и выявление специфики философии управления.

Процедура и методы. Автор использует системный и сравнительный подходы, позволяющие детально рассмотреть проблему исследования. Данная работа – развитие методологической базы социальной философии, теории управления для дальнейшего внедрения в управленческую деятельность, а также определения нового предметного поля философии управления – управленческого сознания менеджеров.

Результаты. Развитие философии управления как практической теории было рассмотрено как результат связи теории и практики управления с одной стороны, и социальной философии – с другой.

Теоретическая и/или практическая значимость работы заключается в раскрытии авторского подхода в определении философии управления. Практическая составляющая – это определение роли философии управления для теории управления и социальной философии, учитывающей значение антропологического подхода.

Сохранить в закладках
У истоков воображаемой логики (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Петрович Игорь Петрович

Цель. Выявить предпосылки и отправные идеи, которые позволили русскому учёному Н. А. Васильеву разработать одну из первых систем логической многозначности – воображаемую логику. Обосновать тезис о поэтических идеях казанского мыслителя как об эвристических подсказках, позволивших преодолеть инерцию традиционной логики и приспособить её нуждам и требованиям познания.

Процедура и методы. В основе работы – индуктивное обобщение фактов истории и культуры, сравнительно-исторический метод, общенаучный метод синтеза и анализа, биографический принцип, принцип трансцендентального единства сознания личности.

Результаты. В ходе исследования удалось определить место, занимаемое поэтическим творчеством в становлении логической и социально-философской концепции Н. А. Васильева. Обращение к поэзии позволило обнаружить истоки социальных и логико-философских взглядов Васильева. Символизм, будучи системой поэтического мышления, сформировал идеи, подтолкнувшие Васильева к созданию первой в истории неклассической многозначной системы логического исчисления.

Теоретическая и/или практическая значимость. Сделанные в статье выводы позволяют понять истоки логических открытий Н. А. Васильева, уточнить детали его творческой биографии.

Сохранить в закладках
Антропологический смысл события в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера: историко-философский анализ (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Мирошкин Михаил Сергеевич

Цель. Раскрытие экзистенциального смысла бытия как неповторимого события человеческого существования в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в результате проведённого историко-философского анализа его творческого наследия.

Процедура и методы. Используются методы диалектического и герменевтического исследования во взаимосвязи со сравнительным и историко-философским анализом неклассической специфики философских оснований фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

Результаты. Основополагающим принципом существования бытия в его антропологическом исполнении является событие (Ereignis), осмысленное в качестве глубинного измерения времени, которое в каждом его мгновении проявляется в форме вот-бытия (Dasein). Уникальная специфика феномена человека фундаментальным образом проявляется через временность его существования в качестве основания обретаемой им через неё собственной подлинности в нетождественной форме самоопределения, позволяющая таким образом приобщиться к извечно сбывающемуся бытию. В связи с этим проведено различие между классическим пониманием в истории философии бытия как Sein и неклассическим как Seyn, обозначенным в рамках концептуальной позиции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггером в качестве «бытiя», которое сутствует, олицетворяя собой бесконечное множество сбывающихся во взаимосвязи с друг другом различных событий. Метафизически статичная конструкция осмысления бытия как капитала проявляется в форме постава, который преодолевается через экзистенциальное переосмысление феномена человека и его образно идеализированного «я» как вместилища событийно складывающихся свершений в форме вот-бытия. Таким образом, событие в качестве просвета бытия объявляется источником неограниченной свободы человека, которая выстраивается из принятия им собственной смертности как фундаментального условия неповторимой единственности возникновения и обретения экзистенциальной ценности осмысленно выстраиваемой самости в процессе её безграничной индивидуации.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты проведённого исследования могут быть использованы в качестве расширенного представления об экзистенциальном содержании феномена человека и его всевозможных отношений с бытием для дальнейшего углублённого теоретического осмысления неизведанных ранее горизонтов его уникальной самоактуализации. В том числе выявленные результаты исследования могут поспособствовать совершенствованию теоретических знаний в области истории философии, онтологии и антропологии, а также их прикладному использованию в области экзистенциальной психотерапии.

Сохранить в закладках
Чувство, и-разум безсмертия: по-настоящему – по-русски (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Калитин Пётр Вячеславович

Цель. Выявить всесторонние особенности русского чувства и разума личного безсмертия в историко-философском контексте.

Процедура и методы. Логико-семантически и герменевтически проанализирован корпус текстов соответствующих авторов: от А. С. Пушкина до о. Сергия Булгакова и И. А. Ильина.

Результаты. Сделан вывод об антиномично-истинной специфике русского чувства и разума личного безсмертия в их метафизическом, социофилософском и антропологическом измерении.

Теоретическая и/или практическая значимость. Актуализирована традиционная отечественная ценность личного безсмертия в его православно-секулярном и особенно воительном аспекте.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →