Архив статей журнала

ТАТАРСКАЯ АРХЕОГРАФИЯ И АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КГУ В 1963-1990 ГГ.: ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА М. А. УСМАНОВА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Усманова Диляра Миркасымовна

В статье дан обзор личного архива Миркасыма Абдулахатовича Усманова в части документов, непосредственно связанных с археографическими аспектами его деятельности. Ценность этих документов вытекает из нескольких факторов. Будучи одним из инициаторов и основателей археографических экспедиций, М. А. Усманов как никто другой мог аккумулировать у себя документы, всесторонне освещающие историю татарской археографии во второй половине ХХ столетия. Во-вторых, в частных архивах ученых, как правило, сохраняются разнообразные документы личного происхождения (записные книжки, личная переписка с заинтересованными персонами, фотографии и пр. свидетельства), редко хранящиеся в официальных книго- и архивохранилищах. В-третьих, будучи выдающимся источниковедом М. А. Усманов понимал важность и ценность самых разнообразных документов. Отдельные документы и свидетельства (подчас, казалось бы, даже самые незначительные) составляют в совокупности единый источниковедческий комплекс, без которого, как правило, всесторонняя и всеобъемлющая история невозможна. Публикация приурочена к двум юбилеям: 90-летию М. А. Усманова (1934-2010) и 60-летию Археографической экспедиции Научной библиотеки Казанского университета (1963-1990). В целом, в течение 25 лет персональная судьба ученого и судьба татарской археографии были неразрывно связаны, что зафиксировано в многочисленных документах, сохранившихся в личном архиве ученого. В данной статье будет дан обзор различных документов и свидетельств из личного архива ученого, имеющих отношение к истории восточной археографии в Казанском университете и даже шире, в Российской Федерации.

Сохранить в закладках
"... ЦАРЕВИЧА АЛЕЯ И ПРОЧИХ ПОБЕДИ..." (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕТОПИСНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ЗАХВАТЕ СИБИРА БЕКОМ СЕЙДЯКОМ) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Солодкин Янкель Гутманович

Небольшая глава Основной редакции Есиповской летописи, посвященная вступлению султана Али в Сибир (Искер) и захвату вскоре этого города беком Сейдяком, до настоящего времени не подвергалась специальному анализу. Предположительно восходящая к свидетельствам служилых татар (йомышлы) Тобольска либо местных казаков и стрельцов русского происхождения, эта глава во многом риторична. Впоследствии она часто подвергалась правке, главным образом стилистической. Лишь Погодинский летописец содержит оригинальные данные о количестве сыновей Кучума, убитых по воле Сейдяка, не отличающиеся, однако, достоверностью. В Распространенной редакции Есиповской летописи встречается указание на «иностранных» «агарянских людей», благодаря которым бек из династии Тайбугидов овладел Сибиром, но оно не обнаруживает зависимости от какого-то нового источника и, поскольку об «агарянах» часто идет речь в этой разновидности «Сказания» Саввы Есипова, отражает лишь художественную манеру анонимного книжника XVII в. Возможно, тобольские летописцы, говоря о победе Сейдяка над Али в 1585 г., имели в виду, что наследник Бекбулата, причем, не исключено, по договоренности с Кучумом, заставил ханского сына оставить Сибир.

Сохранить в закладках
"ЗАПОЗДАЛЫЙ ПРИКАЗ" УСМАНОВА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Хамидуллина Гульназ Ленаровна, Низаметдинова Лейсан Димовна

Публикация основана на архивных документах, воспоминаниях и автобиографии Шамиля Хайрулловича Усманова (1898-1937) - революционера, участника гражданской войны, редактора газеты «Красная Армия» (1919-1921), политического деятеля, принимавшего активное участие в латинизации татарского языка и основании радиовещания в Татарстане, писателя и драматурга, чей жизненный и творческий путь, полный исторических событий, открытий, глобальных изменений, триумфа и падения, был оборван в разгар репрессий. В Государственном архиве Республики Татарстан хранится оригинал его пьесы «Запоздалый приказ» (1935 г.), напечатанный на яналифе. Вокруг данного произведения возникло множество противоречий (по истечении почти 90 лет пьеса даже не была полностью переведена на русский язык), и оно стало для автора роковым. Шамиль Усманов стал жертвой предубеждений и подозрений в период 1930-х гг., когда еще молодой Советский Союз был омрачен повсеместными политическими репрессиями. Материалы статьи позволяют погрузиться в подробности трагической судьбы Шамиля Усманова - человека, который не боялся быть первооткрывателем, и узнать о деталях жизни общества советского периода.

Сохранить в закладках
ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ "КОМСОМОЛ - СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ" И УЧАСТИЕ В НЕМ МОЛОДЕЖИ ТАТАРИИ (1969-1975 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Садыкова Римма Барыевна

Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол - сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.

Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕРРОРА (1937-1938 ГГ.) В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Гассиева Мадина Александровна

Личность И. Сталина в истории России является спорной и неоднозначной, политические и социально-экономические преобразования в Советском Союзе 30-х гг. персонифицировались в образе вождя и характеризуются по праву как сталинский период правления страной, которые вызывают интерес в науке и имеют также противоречивую оценку. Анализируя советскую эпоху необходимо руководствоваться событиями, которые могли повлиять на ее политику. В данной статье рассмотрены различные мнения исследователей на причины сталинских репрессий в 1937-1938 гг., при этом охарактеризована советская политика и сложная общественно-политическая ситуация, которая сложилась к началу Великой Отечественной войны. Среди основных причин развязывания карательной кампании против мирных граждан страны можно назвать военную угрозу извне, ускоренное развитие экономики и становление нового строя. Массовые репрессии привели к невосполнимым людским потерям, но истинные причины, масштабы и последствия этого феномена не нашли однозначного и обоснованного ответа в современной историографии. При написании статьи автор руководствовался общенаучными методами: анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение, а также принципами историзма, объективности и научности. Такой подход не только предоставил возможность объективно рассмотреть историческое прошлое и выработать на этой основе некоторые положения, но и избежать идеологизации исследования. Статистический метод позволил установить причинно-следственную связь событий и их динамичность во времени. Использование автором аналитического метода позволило придать работе уровень теоретических обобщений.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) О БОРЬБЕ С МУСУЛЬМАНСКИМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (1927-1928 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Исхаков Салават Мидхатович

Многие ключевые вопросы советской государственной политики в сфере свободы совести мусульманского населения не освещены в историографии из-за отсутствия тех или иных документов, исходивших из высших органов власти, прежде всего из Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС. Цель данной статьи - рассмотреть на основе ряда впервые вводимых в научный оборот архивных материалов и с применением историко-генетического, сравнительного, нарративного методов исследования религиозную политику Политбюро ЦК ВКП(б) в отношении мусульманского населения СССР во второй половине 1920-х гг., показать, как преломлялась эта политика на низовом уровне ее исполнителями, а также как ее воспринимали представители мусульманского мира в Татарстане. Впервые представлена секретная директива Политбюро ЦК ВКП(б) по борьбе с мусульманским религиозным движением, которая разрабатывалась в течение 1926-1928 гг. Это постановление положило начало тайной политике советского государства в отношении мусульманского населения СССР. В этой директиве содержатся тезисы, которые, с одной стороны, отражают реальную историческую ситуацию, показывающую прочность религиозного сознания мусульманских масс и их стремление сочетать преподавание светских предметов и обучение исламскому вероучению, с другой - содержат разного рода выдумки большевистских идеологов и пропагандистов в отношении ислама, мусульманских священнослужителей и их деятельности. Религиозная политика, основанная на установках большевистских идеологов и решениях высших партийных и государственных органов СССР, которая касалась регулирования различных аспектов деятельности религиозных объединений и права граждан верить или не верить, очень скоро противоречила советской Конституции 1918 г.

Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. С. ГУБАЙДУЛЛИНА ПО ПРИВЕДЕНИЮ НОРМ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В СООТВЕТСТВИЕ С СОВЕТСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ (НАЧАЛО 1920-Х ГГ.) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Мухамадеев Алмаз Раисович, Сафин Артур Рустемович

Статья, подготовленная на основании архивных материалов и соответствующей литературы, имеет своей целью выявить роль и степень деятельности Г. С. Губайдуллина в составе Шариатской комиссии при Народном комиссариате юстиции Татарской Республики в начале 1920-х гг. Учреждение Шариатской комиссии было обусловлено желанием найти компромисс и точки соприкосновения между исламским правом и советскими законами того периода. Анализ работы учреждения показал, что этот видный общественный деятель и ученый являлся активным членом комиссии и ее плодотворным сотрудником. Как человек, знающий исламское право и исторически сложившийся быт татарского народа, он подготовил несколько соответствующих докладов и другие материалы по деятельности комиссии. Выступления касались исторически сложившихся норм права у татарского народа с раннего Средневековья по 1920-е гг., включая кыпчаков, волжских болгар, золотоордынского периода, татарских ханств и более поздних периодов. Как правило, ученый делал акцент на шариатском праве. Указанные материалы были впервые введены в научный оборот автором статьи из фондов Государственного архива Республики Татарстан в их первоначальном виде. Работа Шариатской комиссии фактически не привела к каким-то реальным изменениям в советском законодательстве, что надо считать явлением закономерным. Вместе с тем, несмотря на отсутствие ожидаемых результатов, нельзя отрицать роль комиссии в изучении и выявлении многовековых правовых норм татарского народа. Как сам факт учреждения этой комиссии, так и формы, итоги работы ее членов, получили в советской историографии неоднозначное толкование, как правило, отрицательное. На сегодняшний день ситуация меняется, доклады Г. С. Губайдуллина в составе этой комиссии, как и другие его труды имеют несомненную ценность. Само же учреждение и деятельность Шариатской комиссии можно считать неординарной и смелой инициативой властей Татарской Республики 1920-х гг.

Сохранить в закладках
"ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ НЕОБХОДИМО СТРОГО УЧИТЫВАТЬ ОБЫЧАИ И РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИХ РЕЛИГИИ..." (МУСУЛЬМАНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ЛАГЕРЕ ПУХХАЙМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Гилязов Искандер Аязович

История Первой мировой войны, одной из крупнейших трагедий ХХ в., изучена и изучается неравномерно. Она нередко остается словно в тени истории Второй мировой войны. Между тем, Первая мировая война не только стала крупным военным конфликтом, но кардинальным образом изменила ход исторического развития, по-настоящему перекроила политическую карту мира. Одной из недостаточно изученных страниц истории Первой мировой войны продолжает оставаться история плена, в том числе и изучение судьбы российских военнопленных на территории Германской империи. В статье представлена история одного из лагерей военнопленных, расположенного в г. Пуххайме: его создание, численность трудовая повинность, быт военнопленных, соблюдение международных конвенций по правам военнопленных. Особое внимание уделено мусульманским военнопленным, в свете общего стремления Германской империи к розыгрышу «исламской карты» в годы Первой мировой войны. В отличие от так называемых «пропагандистских» лагерей в Вюнсдорфе, в которых мусульманские военнопленные были даже провозглашены «гостями кайзера», в Пуххайме они не получали особых льгот. Тем не менее религиозная принадлежность военнопленных в лагере обязательно учитывалась. Это проявлялось во внимании администрации на соблюдение религиозных обрядов - особенно в дни праздников или при погребении скончавшихся в лагере военнопленных. В статье приведены фотографии, характеризующие внутреннюю жизнь в лагере, а также список российских солдат-мусульман, похороненных на так называемом «русском кладбище» в Пуххайме.

Сохранить в закладках
НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА ТЕТЮШИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1646 Г. (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Пашина Екатерина Владимировна

Российского государственного архива древних актов, охарактеризован состав населения Тетюшского уезда и города Тетюши в частности. Описание приводится по трем категориям: служилые люди, посадское и слободское население, духовенство. Отдельно повествуется о помещичьем землевладении и вотчинном хозяйстве Тетюшского Покровского монастыря. Исходя из полученных статистических данных, сделан вывод о том, что преобладающим населением в Тетюшах в середине XVII столетия являлись служилые люди, большинством из которых были представители рати, т. е. Тетюши, основанные в 1571 г. в качестве военной заставы на укрепленных засечных чертах, по-прежнему выполняли роль крепости.

Сохранить в закладках