ISSN 1819-7426
Язык: ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архив статей журнала

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: ГЛАЗУНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Современные тенденции, связанные с внутренними и внешними угрозами, затрагивают вопрос защиты интересов Российской Федерации в финансовой сфере. Меры санкционного воздействия на Россию в течение 2022-2024 гг. показали, что безопасность в финансовой сфере является важнейшей составляющей национальной безопасности и государственного суверенитета, в первую очередь подвергающаяся негативному воздействию. В статье рассматривается понятие и содержание публично-правового механизма обеспечения безопасности в финансовой сфере (финансовой безопасности). Ограничив предмет исследования отдельными аспектами обеспечения безопасности в финансовой сфере, анализируя доктринальные исследования национальной безопасности государства и сфер ее проявления, многообразие используемой терминологии и положения действующего законодательства, автор приходит к выводу о том, что безопасность государства в финансовой сфере (финансовая безопасность) является составной частью безопасности государства в сфере экономики (экономической безопасности) и обеспечивается посредством реализации публично-правового образования властных полномочий в финансовой сфере. В статье выделяются ключевые проблемы, связанные с функционированием публично-правового механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в финансовой сфере. Обращается внимание как на общетеоретические проблемы, вызванные отсутствием научного единства по вопросу отраслевой природы механизма обеспечения безопасности в финансовой сфере, так и на проблемы правовой регламентации. Анализируются основные элементы публично-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, включая законодательные инициативы, функционал органов власти, а также взаимодействие между ними. Обосновывается утверждение о том, что сохранение стабильности и устойчивости в финансовой сфере может быть достигнуто в результате создания и развития государством системы правовых средств, при помощи которых осуществляется нормативное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с защитой национальных интересов и обеспечения финансовой безопасности.

Сохранить в закладках
СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРАВЕ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Маслов Кирилл Владиславович

В статье предпринята попытка выделить сущность национальной безопасности, осмыслить структуру и качество ее описания в правовых нормах. Отсутствие в науке единства взглядов на структуру национальной безопасности осложняет качественную управленческую деятельность органов публичной власти по противодействию возникающим угрозам. По результатам анализа юридической литературы синтезированы три основных научных подхода сущности национальной безопасности: статический (безопасность как состояние защищенности), динамический (безопасность как деятельность по минимизации угроз) и социологический (безопасность как уровень развития общества). Предложено определение национальной безопасности, основанное на подходе к ней как к уровню развития общественных отношений в государстве (его ключевых систем), при котором минимизированы угрозы реализации функций государства. По результатам анализа Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и иных стратегий констатировано отсутствие системного подхода к структурированию национальной безопасности. Отмечена значимость структурирования элементов национальной безопасности в зависимости от объекта, чье существование и развитие обеспечивается, то есть основных систем государства и его главных функции. По этому основанию в структуре национальной безопасности выделены военная, экономическая, социальная и политическая безопасность.

Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Кравцова Елена Александровна

Россия в ст. 1 Конституции Российской Федерации объявлена правовым государством, деятельность которого направлена на поддержание правопорядка и соблюдение прав и свобод граждан. Обеспечение функционирования России в качестве правового государства зависит от многих органов, однако наиболее важная роль в этом направлении деятельности отведена органам внутренних дел (далее - ОВД). Поэтому к кадровому составу ОВД предъявляются особые, повышенные требования, которые необходимо учитывать как при отборе кандидатов на службу в ОВД, так и при осуществлении сотрудниками ОВД практической деятельности. Повышение по службе должны получать сотрудники, показывающие высокие результаты на службе, обладающие необходимыми служебными и моральными качествами, организаторскими способностями и высоким уровнем ответственности.

Целью статьи является анализ нормативного регулирования формирования кадрового резерва в органах внутренних дел, выявление проблем нормативного и практического характера, возникающих при его формировании. В целях совершенствования нормативного регулирования, направленного на формирование кадрового резерва, автор предлагает внести изменения в отдельные положения приказа МВД России от 12 января 2021 г. № 5 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений».

Сохранить в закладках
ИНСТИТУТ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОБЛЕМ И КОЛЛИЗИЙ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ РЕШЕННЫХ ЗАКОНОМ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: КОВТУН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

В работе проанализированы основные коллизии, связанные с неточным пониманием сути, назначения и процессуальной формы реализации института временного приостановления производства по делу либо с практической стороной его применения в уголовном судопроизводстве России. В итоге обоснована несостоятельность утверждений уголовно-процессуальной доктрины о полном прекращении, в силу вынесения данного процессуального акта, уголовно-процессуальных отношений по делу, ибо во внимание, во-первых, не приняты акты, связанные с обжалованием, проверкой, отменой данных решений прокурором или судом, во-вторых, акты принятия и разрешения судом ходатайств следственных органов об установлении (продлении) срока действия мер процессуального принуждения, применяемых по данному делу (чч. 6-7 ст. 208 УПК РФ) и, в-третьих, акты процессуальной деятельности, связанные с розыском или установлением лиц, совершивших преступные деяния или скрывшихся от следствия или суда. Аналогично системно доказана правомерность иной процессуальной деятельности в рамках приостановленного следственным производством дела, особенно в части устранения следователем препятствий к дальнейшему движению уголовного судопроизводства и дела. Впервые в российской доктрине и практике раскрыты системные коллизии, связанные с установлением, исчислением и продлением процессуальных сроков-гарантий по приостановленному уголовному делу; дан анализ существенного нарушения прав и законных интересов лиц вследствие вынесения указанных актов. С качественно новых позиций раскрыты и уточнены основания для принятия акта о приостановлении производства по делу и система условий, легализующих принятие такого решения.

Сохранить в закладках
40 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ (К ЮБИЛЕЮ БЕЛГОРОДСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ИМЕНИ И. Д. ПУТИЛИНА) (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: АМЕЛЬЧАКОВ ИГОРЬ ФИЛИППОВИЧ

В статье представлен обобщенный опыт автора в период его руководства Белгородским юридическим институтом МВД России имени И. Д. Путилина с 2010 по 2022 гг. Подведены итоги деятельности института, обозначены ключевые векторы положительных преобразований, представлено авторское видение перспектив развития вуза в соответствии с задачами, поставленными Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Сохранить в закладках