Статьи в выпуске: 5

III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: ФАКТЫ, МИФЫ, МЕЧТЫ (ИЗ ХІХ СТОЛЕТИЯ - В ХХІ)»: ОБЗОР ДОКЛАДОВ И АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ (2024)
Авторы: Григорян Элиза Рудиковна

Целью статьи является обзор докладов, выводов и вопросов III Международной научной конференции «Святая Земля: факты, мифы, мечты (из ХІХ столетия — в ХХІ)», состоявшейся на базе Тюменского государственного университета 14 ноября 2024 г. и организованной в рамках научного проекта № 24-28-01063 «Провинциальное паломничество на Святую Землю: база данных, исследование, библиографический указатель», финансируемого Российским научным фондом. Данная конференция, ставшая третьей по счету в 2024 г., продолжила традицию междисциплинарного изучения Святой земли. С 2020 г., выступая в качестве научной площадки, аккумулировала ключевые направления современных исследований о Святой земле в разных аспектах. Святая земля как хронотоп в литературе и документах, как пространство деятельности Русской духовной миссии и ИППО, как объект иеротопии и как территория современных израильско-палестинских отношений. В рамках конференции выступили более двадцати участников из России, Беларуси и США. Были представлены исследования в области истории, филологии, культурологии, политологии, иеротопии, иудаики и израилеведения, которые взаимодополняли друг друга, способствовали комплексному осмыслению темы Святой земли в религиозной, культурной и исторической перспективах и расширили методологические горизонты изучения. Наиболее масштабной стала дискуссионная панель «Святая Земля в русской литературе и паломнических текстах», в докладах которой подчеркивалась важность культурно-исторического подхода. Панель «Иерусалим в истории и культуре: образы, символы и художественные интерпретации», в отличие от первой, сосредоточенной на русских паломниках и источниках, делала акцент на международных, кросскультурных и исторических трансформациях Иерусалима. Она объединила доклады по теме истории символа в мировой культуре с использованием различных научных подходов. Также были представлены две дискуссионные площадки об истории и личностях Русской духовной миссии в период с XIX по XX вв. В заключение конференции был проведен круглый стол «Паломнические практики рубежа веков: экономика, транспорт и повседневность», на котором участниками были актуализированы такие вопросы, как портретирование паломника; сохранность документов в регионах; тенденции изменения паломничества, связанные с развитием социокультурных и экономических условий; роль транспорта в изменении традиционных представлений о паломничестве. Конференция подтвердила устойчивую тенденцию к углублению междисциплинарного диалога и расширению нарративного спектра в изучении Святой земли.

Сохранить в закладках
Паломничество на Святую землю и Святую гору Афон в отчетах инспектора Московской духовной академии епископа Питирима (Нечаева) в 1960-е годы (2024)
Авторы: Каиль Максим Владимирович, Бурдуков Илья Витальевич, Василькова Наталья Вячеславовна

Статья с публикацией источников посвящена реконструкции обстоятельств и хода одного из первых «паломничеств» в Святую землю и на Афон представителей Московского патриархата Русской православной церкви. После возобновления контактов со Святой землей, произошедшего после первого посещения христианских святынь и восточных патриархов патриархом Алексием (Симанским) в мае-июне 1945 г. начались периодические контакты и ежегодные миссии, носившие официальное именование паломничества. Разумеется, это традиционное в христианском мире выражение религиозного чувства в условиях советской действительности и полного государственного контроля за контактами с заграницей претерпевало решительные изменения. Документы свидетельствуют, что отправлявшиеся в Иерусалим и на Афон православные переживали религиозный опыт, запечатленный в их сознании (и в очень редких случаях в личных записях — антропологически насыщенных источниках), но в гораздо более явленной форме такое паломничество представляло миссию, в которой сочетались как церковные мотивы (поддержание молитвенного общения, исторических и действительных современных контактов, расширение юрисдикции и канонического влияния), так и государственные дипломатические задачи (установление контактов и расширение круга лояльных и готовых ко взаимодействую с советскими церковными и государственными — политико-дипломатическими структурами и представителями). Само паломничество — миссия сопровождалось большим количеством формальностей, от паспортно-визового и финансового (валютного) обеспечения до многоступенчатой отчетности. Одним из принятых жанров была подготовка обстоятельного отчета по итогам поездки. Такие отчеты откладывались на хранение в Отделе внешних церковных сношений, направлялись в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. Несмотря на очевидное влияние самоцензуры авторов такие отчеты являются уникальными по полноте фактологической фиксации и фактически единственными источниками, позволяющими воссоздать историю особых паломничеств советской эпохи.

Сохранить в закладках
Паломничество членов Дома Романовых в Палестину: дневник состоящего при великом князе Сергее Александровиче подполковника М. П. Степанова 1881 года (2024)
Авторы: Софьин Дмитрий Михайлович, СОФЬИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, Сорокин Александр Анатольевич

Паломничество членов Российского императорского Дома Романовых (великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Константина Константиновича) в Палестину в 1881 г. привело к созданию Императорского православного палестинского общества и оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю русского присутствия на Ближнем Востоке. Общество возглавил великий князь Сергей Александрович. Впервые публикуется дневник, который во время поездки вел сопровождавший августейших особ офицер Генерального штаба М. П. Степанов, занимавший должность состоящего при великом князе Сергее Александровиче. Документ хранится в Архиве внешней политики Российской империи, в фонде Императорского православного палестинского общества. В дневнике характеризуется пребывание представителей русской царствующей династии в Иерусалиме, участие в православных богослужениях, подробно описываются поездки в Вифлеем и на реку Иордан. Даются характеристики многочисленных православных святынь и иных достопримечательностей Палестины, в некоторых случаях делаются экскурсы в историю. Упоминаются контакты с крупными церковными деятелями: предстоятелем Иерусалимской православной церкви патриархом Иерофеем, представителями высшего духовенства Иерусалимской церкви митрополитом вифлеемским Анфимом и архиепископом Иорданским Епифанием, а также иерусалимским патриархом Армянской апостольской церкви Исайей IV, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином. Кроме того, уделяется внимание контактам с представителями светских властей Османской империи — генерал-адъютантом султана Абд ал-Хамида II Ризой-пашой, губернатором Иерусалима Рауфом-пашой. Дневник М. П. Степанова представляет собой уникальный исторический документ, описывающий особо значимую веху в истории русско-палестинских связей и православного паломничества на Ближний Восток.

Сохранить в закладках
Записки о путешествии на Святую землю А. Ковальницкого и воспоминания Никанора (Каменского): к вопросу о стратегиях издания паломнических текстов в конце XIX — начале XX веков (2024)
Авторы: Шаповалов Михаил Сергеевич

Целью данного исследования является анализ различных стратегий публикации паломнических текстов конца XIX — начала XX вв. на примере путевых записок протоирея А. Ковальницкого и воспоминаний епископа Никанора (Каменского). В работе анализируются различные редакции паломнических текстов, выявляется степень участия издательств в их корректировке и определяется роль авторов в сохранении и трансформации своих работ. Источниковая база исследования включает публикации протоирея А. Ковальницкого в журнале «Странник» (1885–1891), его заметки в провинциальных епархиальных ведомостях и отдельных книгах (1886– 1913), а также публичные чтения «По Святой земле» (1911–1912). Воспоминания епископа Никанора представлены восемью самостоятельными заметками, опубликованными как в духовных изданиях (1893–1902), так и в отдельных книжных изданиях ИППО (1898, 1902, 1906). Исследование демонстрирует, что А. Ковальницкий использовал свои путевые заметки как основу для создания публицистических текстов и чтений, обращаясь к вопросам взаимоотношений православных с католиками, униатами и иудеями. Его тексты переиздавались в различных формах, что обеспечивало их актуальность на протяжении десятилетий. Епископ Никанор (Каменский), опираясь на свой высокий статус, интегрировал воспоминания в публичные выступления, что способствовало их систематическому распространению через духовную прессу и издательство ИППО, придававшее текстам идеологический характер. Результаты исследования позволяют глубже понять роль паломнической литературы как инструмента духовной и общественной деятельности, а также механизмов её распространения и адаптации в изменяющихся социальных и политических условиях Российской империи.

Сохранить в закладках
Паломничество в Палестину в начале ХХ в. по материалам журнала «Неа Сион» (2024)
Авторы: Петрунина Ольга Евгениевна

В статье разносторонне исследуется паломничество в Палестину в начале XX в., по материалам журнала «Неа Сион» («Новый Сион»), который с 1904 г. начал издавать Иерусалимский патриархат. Это издание является ценным источником для изучения разных аспектов паломнического движения в Святую землю в указанный период. В журнале содержится информация о национальной принадлежности, вероисповедании и социальном статусе паломников, уделяется особое внимание греческим и русским православным богомольцам. Анализ материалов издания показывает, что большинство паломников прибывали на Страстной седмице, часто путешествуя организованными группами при поддержке церковных властей и паломнических обществ. Журнал фиксирует колебания числа паломников, вызванные политическими событиями, такими как русско-японская война и Балканские войны. Хотя греки считали себя особенно близкими к Святым местам, количество греческих паломников часто оказывалось меньше из-за более развитых систем организации паломничества у других национальностей. Издание также освещает визиты видных религиозных и политических деятелей, включая членов королевских семей и высшее духовенство. Хотя основное внимание уделялось православным христианам, журнал иногда упоминал католических и мусульманских паломников. Патриарх Дамиан и редакция журнала неоднократно выражали обеспокоенность по поводу краткости многих паломничеств, что ограничивало посетителей лишь главными достопримечательностями Иерусалима, не давая времени на более широкое исследование библейских мест. Рост потока туристов, также отмеченный журналом, демонстрирует как религиозную, так и культурную значимость Палестины в начале XX в.

Сохранить в закладках