Целью данного исследования является анализ различных стратегий публикации паломнических текстов конца XIX — начала XX вв. на примере путевых записок протоирея А. Ковальницкого и воспоминаний епископа Никанора (Каменского). В работе анализируются различные редакции паломнических текстов, выявляется степень участия издательств в их корректировке и определяется роль авторов в сохранении и трансформации своих работ. Источниковая база исследования включает публикации протоирея А. Ковальницкого в журнале «Странник» (1885–1891), его заметки в провинциальных епархиальных ведомостях и отдельных книгах (1886– 1913), а также публичные чтения «По Святой земле» (1911–1912). Воспоминания епископа Никанора представлены восемью самостоятельными заметками, опубликованными как в духовных изданиях (1893–1902), так и в отдельных книжных изданиях ИППО (1898, 1902, 1906). Исследование демонстрирует, что А. Ковальницкий использовал свои путевые заметки как основу для создания публицистических текстов и чтений, обращаясь к вопросам взаимоотношений православных с католиками, униатами и иудеями. Его тексты переиздавались в различных формах, что обеспечивало их актуальность на протяжении десятилетий. Епископ Никанор (Каменский), опираясь на свой высокий статус, интегрировал воспоминания в публичные выступления, что способствовало их систематическому распространению через духовную прессу и издательство ИППО, придававшее текстам идеологический характер. Результаты исследования позволяют глубже понять роль паломнической литературы как инструмента духовной и общественной деятельности, а также механизмов её распространения и адаптации в изменяющихся социальных и политических условиях Российской империи.
The aim of this study is to analyze different publishing strategies for pilgrimage texts in the late 19th — early 20th centuries, using the travel notes of Archpriest A. Kovalnitskiy and the memoirs of Bishop Nikanor (Kamenskiy) as case studies. The research examines various editions of pilgrimage texts, identifies the extent of editorial intervention by publishers, and explores the role of authors in preserving and transforming their works. The source base includes A. Kovalnitskiy’s publications in the journal Strannik (1885–1891), his notes in provincial diocesan reports and separate books (1886–1913), as well as his public readings Through the Holy Land (1911–1912). Bishop Nikanor’s memoirs are represented by eight independent notes published both in religious periodicals (1893–1902) and as separate books by the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) (1898, 1902, 1906). The study demonstrates that A. Kovalnitskiy used his travel notes as a foundation for creating journalistic texts and public readings, addressing issues of Orthodox relations with Catholics, Uniates, and Jews. His texts were republished in various formats, ensuring their relevance for decades. Bishop Nikanor (Kamenskiy), leveraging his high clerical status, integrated his memoirs into public speeches, which facilitated their systematic dissemination through religious press and IOPS publishing, adding an ideological dimension to the texts. The findings of this research contribute to a deeper understanding of pilgrimage literature as a tool of spiritual and social engagement, as well as the mechanisms of its dissemination and adaptation in the changing social and political context of the Russian Empire.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
В XIX веке паломническая литература занимала важное место в духовной и культурной жизни Российской империи. К середине XIX века среди авторов паломнической литературы стали появляться «неизвестные провинциальные» писатели «второго эшелона» [Александрова-Осокина, 2018. С. 6], что сделало её широко распространённым явлением. Особенно важную роль в этом процессе, начиная со второй половины XIX века, играла быстро развивающаяся периодическая печать, в том числе провинциальные издания. В 1880-х и 1890-х годах наблюдался всплеск интереса к путевой литературе в газетах и журналах. Как отметила О. М. Скибина, этот бум «буквально захлестнул русское писательское сообщество, которое, исследовав Запад, обратилось к Востоку, создав огромное количество различных «путевых заметок», «писем издалека», «новых экскурсий» и так далее» [Скибина, 2014. С. 89].
In the 19th century, pilgrimage literature held a significant place in the spiritual and cultural life of the Russian Empire. By the mid-19th century, “unknown provincial” writers of the “second tier” [Alexandrova-Osokina, 2018. P. 6] began to emerge among the authors of pilgrimage literature, making it a widespread phenomenon. A particularly important role in this process, starting from the second half of the 19th century, was played by the rapidly developing periodical press, including provincial publications. The 1880s and 1890s witnessed a surge in travel-related newspaper and magazine literature. As O. M. Skibina noted, this boom “literally swept over the Russian writing community, which, having explored the West, turned to the East, producing a vast number of various ‘travel sketches,’ ‘letters from afar,’ ‘new excursions,’ and so on” [Skibina, 2014. P. 89]
Список литературы
1. Александрова-Осокина О.Н. Паломническая проза 1800-1860-х годов: Сакральное пространство, история, личность. М.: Флинта, 2018. -432 с. (На русском языке).
2. Балдин, К.Е. Паломнические воспоминания конца XIX - начала XX в. как исторический источник / К.Е. Балдин. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Серия: Гуманитарные науки]. 2014, № 3(7), с. 15-28 (на русском языке).
3. Базилика Святой Анны и униаты в Иерусалиме (отрывок из описания путешествия на Святую землю протоиерея А. Ковальницкого) [Базилика Святой Анны и униатов в Иерусалиме (отрывок из путевого описания протоиерея А. Ковальницкого)]. Волынские епархиальные ведомости. 1887, № 14, с. 410-427. (На русском языке).
4. Базилика Св. Анны и униаты в Иерусалиме (Отрывок из описания путешествия в Святую землю Протоиерея А. Ковальницкого) [Базилика Святой Анны и униатов в Иерусалиме (отрывок из путевого описания протоиерея А. Ковальницкого)]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1887a, № 1, с. 13–17. (На русском языке).
5. Базилика Святой Анны и униаты в Иерусалиме (Отрывок из описания путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого) [Базилика Святой Анны и униатов в Иерусалиме (отрывок из путевого описания протоиерея А. Ковальницкого)]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1887b, № 2, с. 33-37. (На русском языке).
6. Беседа Преосвященного Никанора, епископа Смоленского и Дорогобужского, о путешествиях в Вифлеем, окрестности его и к Мамврийскому дубу, рассказанная в Смоленском Дворянском собрании в мае месяц 1898 года [Электронный ресурс] / / Вестник Московского патриархата. из Мамре, произнесенное в Смоленском дворянском собрании в мае 1898 года]. Смоленские епархиальные ведомости. 1898а, № 17, с. 935-943. (На русском языке).
7. Беседа Преосвященного Никанора, епископа Смоленского и Дорогобужского, о путешествиях в Вифлеем, окрестности его и к Мамврийскому дубу, рассказанная в Смоленском Дворянском собрании в мае месяц 1898 года [Электронный ресурс] / / Вестник Московского патриархата. из Мамре, произнесенное в Смоленском дворянском собрании в мае 1898 года]. Смоленские епархиальные ведомости. 1898б, № 18, с. 1003-1008. (На русском языке).
8. Богданова Т.А. Никанор. Православная энциклопедия. Москва, 2018, т. 49, с. 423-432.
9. Данилевский И.Н. Историческая текстология: учебное пособие. М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2018. - 556 с. (На русском языке).
10. Дмитриевский, А.А. Незабвенной памяти архиепископа Казанского Никанора (Каменского) / А.А. Дмитриевский. Труды Императорского православного Палестинского общества. 1911, том 22, выпуск 1, с. 126-139.
11. Елеонская гора. Место Вознесения Господня на небо [Масличная гора. Место Вознесения Господня на небо]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник [Холмско-Варшавский епархиальный вестник]. 1896, № 9, с. 171-175. (На русском языке).
12. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896а, № 19, с. 340-343. (На русском языке).
13. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896б, № 20, с. 356-364. (На русском языке).
14. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896c, № 21, с. 375-378. (На русском языке).
15. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896 г., № 22, с. 394-397. (На русском языке).
16. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896е, № 23, с. 420-423. (На русском языке).
17. Евреи нашего времени в Иерусалиме и взгляд на современный еврейский вопрос [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1896f, № 24, с. 445-449. (На русском языке).
18. Федорова, И.В. “Не годен для печати”: о принципах отбора паломнических записок для издания / И.В. Федорова. Два века русской классики. 2023. т. 5. № 3. С. 296-319.
19. Иерусалимский вечер и священник на Голгофе у креста Господня: из путешествия в Святую землю [Электронный ресурс]. Издано книгопродавцем И.Л. Тузовым. Санкт-Петербург: Типография А. Катанского и Ко., 1893. 32 с. (На русском языке).
20. Иосафатова долина в Иерусалиме или место Страшного суда Христова: из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Электронный ресурс]. 2-е изд. Издано книгопродавцем И. Л. Тузовым. Санкт-Петербург: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1898. 56 с. (На русском языке).
21. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме в день Пасхи [The Church of the Resurrection of the Lord in Jerusalem on Easter Day]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1894, № 8, с. 136-140. (На русском языке).
22. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1885а, № 5, с. 87-103. (По-русски).
23. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник. 1885б, № 6-7, с. 231-246. (На русском языке).
24. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1885c, № 8, с. 496-514. (На русском языке).
25. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1885, № 9, с. 48-55. (На русском языке).
26. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1885е, № 10, с. 217-234. (По-русски).
27. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник. 1885f, № 11, с. 443-456. (На русском языке).
28. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1885г., № 12, с. 634-654. (На русском языке).
29. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1886а. № 1. с. 65-81. (На русском языке).
30. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. “Странник”. 1886б., № 2. С. 270-287. (На русском языке).
31. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1886с., № 3. С. 518-531. (На русском языке).
32. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1886. № 4. С. 718-728. (На русском языке).
33. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1886э, № 5, с. 89-97. (На русском языке).
34. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. “Странник”. 1886f, № 6-7, с. 338-356. (На русском языке).
35. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1886г., № 8, с. 592-604. (На русском языке).
36. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. “Странник”. 1886. № 9. С. 107-125. (На русском языке).
37. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую землю. Странник. 1887а, № 1, с. 86-97. (На русском языке).
38. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1887b, № 2, с. 292-304. (По-русски).
39. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник. 1887c, № 3, с. 455-462. (На русском языке).
40. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю. Странник. 1887, № 4, с. 648-666. (На русском языке).
41. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1887е, № 6-7, стр. 316-328. (По-русски).
42. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1887f, № 8, стр. 558-567. (По-русски).
43. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1887г, № 9, стр. 102-121. (По-русски).
44. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1887г., № 10, стр. 300-312. (По-русски).
45. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1887i, № 12, стр. 677-697. (По-русски).
46. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1888а, № 1, стр. 98-114. (По-русски).
47. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1888b, № 6-7, стр. 325-340. (По-русски).
48. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1890а, № 8, стр. 523-541. (По-русски).
49. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1890b, № 9, стр. 118-133. (По-русски).
50. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1890с, № 10, стр. 299-309. (По-русски).
51. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1890d, № 11, стр. 467-478. (По-русски).
52. Ковальницкий А. Из путешествия в Святую Землю [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1891а, № 3, стр. 492-517. (По-русски).
53. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911а, № 6, стр. 85-87. (По-русски).
54. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911b, № 7-8, стр. 94-96. (По-русски).
55. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911с, № 9, стр. 112-114. (По-русски).
56. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911d, № 10, стр. 131-132. (По-русски).
57. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911е, № 11, стр. 135-140. (По-русски).
58. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911f, № 14, стр. 178-181. (По-русски).
59. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911г., № 15, стр. 197-199. (По-русски).
60. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911х, № 16, стр. 214-216. (По-русски).
61. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911i, № 17, стр. 225-228. (По-русски).
62. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911j, № 18, стр. 237-239. (По-русски).
63. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911k, № 20, стр. 267-270. (По-русски).
64. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911l, № 21, стр. 280-286. (По-русски).
65. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1911м, № 22, стр. 296-298. (По-русски).
66. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1912а, № 3, стр. 44-47. (По-русски).
67. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1912b, № 5, стр. 71-75. (По-русски).
68. Ковальницкий А. По Святой земле. Варшавский епархиальный листок. 1912с, № 9, стр. 133-138. (По-русски).
69. Ковальницкий А.С. Базилика Святой Анны униатской в Иерусалиме: из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Базилика Святой Анны и соборы в Иерусалиме: из путешествия по Святой земле протоиерея А. Ковальницкий]. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1887. - 25 с. (на русском языке).
70. Ковальницкий А.С. Иерусалимский вечер и священнослужитель на Голгофе у креста Господня: Из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Вечерний Иерусалим и священник на Голгофе у Креста Господня: из путешествия по Святой земле протоиерея А. Ковальницкий]. 2-е изд. Варшава: Типография Варшавского жандармского округа, 1887. - 35 с. (на русском языке).
71. Ковальницкий А.С. Из путешествия в Святую Землю. Санкт-Петербург: Типография С. Добродеева, 1885. - 32 с. (на русском языке).
72. Ковальницкий А.С. из путешествия в Святую землю: Впечатления и заметки протоиерея А. Ковальницкого [из путешествия по Святой земле: впечатления и заметки протоиерея А. Ковальницкий]. Проблема 1. Санкт-Петербург: Журнал “Странник”, 1886. - 224 с. (на русском языке).
73. Ковальницкий А.С. Константинопольский храм Святой Софии и знаменательные события в его истории / С. Константинопольский храм Святой Софии и знаменательные события в его истории. Санкт-Петербург: Типо-литография Т-ва “Мир”, 1913. - 24 с. (на русском языке).
74. Ковальницкий А.С. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: Из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Стена плача евреев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: из путешествия по Святой земле протоиерея А. Ковальницкий]. Почаев: Типография Почаево-Успенской лавры, 1889. - 54 с. (на русском языке).
75. Ковальницкий А.С. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: Из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Стена плача евреев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: из путешествия по Святой земле протоиерея А. Ковальницкий]. 2-е изд. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1891. - 86 с. (на русском языке).
76. Ковальницкий А.С. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: Из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкого [Стена плача евреев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени: из путешествия по Святой земле протоиерея А. Ковальницкий]. 3-е изд., опубликованное книготорговцем И.L. Тузов. Санкт-Петербург: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1898. - 72 с. (на русском языке).
77. Никанор (Каменский). Воспоминания о Святой Земле и Афоне. Санкт-Петербург: Типография В. Киршбаум, 1898. - 158 с. (на русском языке).
78. Никанор, архиепископ Варшавский и Привислинский (род. ep. Смоленский). Воспоминания о святых местах Востока [Электронный ресурс]. 2-е изд. Санкт-Петербург: Имп. Православ. Палестина. об-во, 1906. - 219 с. (на русском языке).
79. Никанор, епископ Смоленский. Из путешествия в Иерусалим и к святыням твоего [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1896а, Том 1, январь-апрель, стр. 652-663. (По-русски).
80. Никанор, епископ Смоленский. Из путешествия в Иерусалим и к святыням твоего [Электронный ресурс]. Странник [Пилигрим]. 1896b, Том 2, май-август, стр. 78-94. (По-русски).
81. Никанор, епископ Смоленский. О путешествии на Иордан (Воспоминание) [Электронный ресурс]. Смоленские епархиальные ведомости. NYE // Смоленские епархиальные ведомости. 1897, № 9, с. 509-523. (По-русски).
82. Никанор. Воспоминания о путешествии в Египет [Электронный ресурс]. Орловские епархиальные ведомости. 1900, № 17-18, стр. 674-688. (По-русски).
83. Никанор. Воспоминания о святых местах Египта и Италии [Электронный ресурс]. Санкт-Петербург: Имп. Православное общество. об-во, 1902. - 68 с. (на русском языке).
84. О видениях некоторым “святым девицам” римско-католического вероисповедания [Электронный ресурс]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1887, № 23, стр. 374-379. (По-русски).
85. О видениях некоторым девицам Римско-католического мнения (Из путешествия в Святую землю Протоиерея А. Ковальницкого) [О видениях некоторых дев римско-католической веры (из путешествия в Святую землю протоиерея А. Ковальницкий)]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888, № 11, стр. 429-440. (По-русски).
86. Путешествие по Афону. Опубл. чтение Преосвященнейшего Никанора, епископа Архангельского и Холмогорского, в зале Арханг. гор. Дума 23 января 1894 г. [Путешествие на Афон. Публичное чтение преосвященным Никанором, епископом Архангельским и Холмогорским, в зале Архангельской городской думы, 23 января 1894 г.]. Архангельск: Арханг. губ. совет., 1894. - 22 с. (на русском языке).
87. Путешествие на Иордан (из воспоминаний Преосвященного Никанора, епископа Смоленского) [Электронный ресурс]. Труды Императорского православного Палестинского общества. 1900, том 9, стр. 184-197. (По-русски).
88. Путешествие в Константинополь“ в 1888 году. Опубл. чтение Преосвященнейшего Никанора, епископа Архангельского и Холмогорского в главном зале Арханг. гор. Дума, 24 октября 1893 г. [Путешествие в Константинополь в 1888 году. Публичное чтение преосвященным Никанором, епископом Архангельским и Холмогорским, в Главном зале Архангельской городской думы, 24 октября 1893 г.]. Архангельск: Арханг. губ. совет., 1893. 30 с. (на русском языке).
89. П-в А.V. Ковальницкий [священник А.V. Ковальницкий]. “Православная богословская энциклопедия”. В 12 томах. Петроград: Т-во А.П. Лопухина, 1911, т. 12, с. 905-928 (На русском языке).
90. Румановская А.С. Травелоги конца XIX в. (например, журнал “Русская мысль”) [Травелоги конца XIX века (по материалам журнала “Русская мысль”)]. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019, № 2(12), стр. 164-167 (На русском языке).
91. Русский травелог XVIII - начала XX веков: аннотированный указатель [Электронный ресурс]. Под редакцией Т.I. Печерская. Новосибирск: ООО “Немо Пресс”, 2018. - 832 с. (на русском языке).
92. Скибина О.М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века) [Электронный ресурс]. Вопросы теории и практики журналистики. 2014, № 4, с. 88-97 (На русском языке).
93. Скорбный путь нашего Иисуса Христа в Иерусалиме (Виа Долороса) и р.-католические станции (Отрывок из описания путешествия в Святую землю Протоиерея А. Ковальницкого) [Скорбный путь Господа нашего Иисуса Христа по Иерусалиму (Виа Долороза) и римско-католические станции. (Отрывок из описания путешествия протоиерея А. Ковальницкий)]. Волынские епарх NYE ведомости. 1887, № 10, стр. 288-305. (По-русски).
94. Ставру Й. G.“Русские путешественники по христианскому Востоку с XII по XX век”. Колумбус, Огайо: Издательство Slavica Publishers, Inc., 1986. 925 с.
95. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888а, № 26, стр. 947-954. (По-русски).
96. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888b, № 27, стр. 977-995. (По-русски).
97. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888с, № 28, стр. 1034-1040. (По-русски).
98. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888d, № 30, стр. 1112-1119. (По-русски).
99. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888е, № 31, стр. 1144-1150. (По-русски).
100. Стена плача иудеев в Иерусалиме и взгляд на евреев нашего времени [Электронный ресурс]. Волынские епарх NYE ведомости. 1888f, № 32, стр. 1195-1204. (По-русски).
101. Страстный путь Господа нашего I. Христос в Иерусалиме (Виа Долороза) [путь страсти нашего Господа Иисуса Христа в Иерусалиме (Виа Долороза)]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник [Holm-Warsaw Dicesan Bulletin]. 1886, нет. 22, ПП. 328-334. (В России).
102. Иерусалим вечером и священник на Голгофе в Крест Господень [Иерусалим в вечерне и священнике на Голгофе на Кресте Господа]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1887, нет. 1-2, ПП. 5-20. (В России).
103. В Иерусалимском храме Гроба Господня. Из путешестия в Святой Земле протоиерея А. Ковальницкого [в церкви Holy Sepulchre в Иерусалиме. Из путешествия в Holy Land of Archpriest A. Ковальницкий]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник [Holm-Warsaw Dicesan Bulletin]. 1888, нет. 1, пп. 10-16. (В России).
104. Воображая Палестина: Святая Земля и русская идентичность’ v XIX-nachale XXI v. [Воображая Палестину: Holy Land and Russian Identity in the 19th-Early 21st Centuries]. M.S. Шаповалов, А.Ю. Бокатов, А.A. Валитов [и др.]. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. 776 п. (В России).
105. Всокопреосвяще Модест, Архипископ Волынский и Житомирский. 1849-1899 гг. [Его Преосвященство Модест, Архбишоп Волхинии и Житомира]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1899а, нет. 13, пп. 339-406. (В России).
106. Всокопреосвяще Модест, Архипископ Волынский и Житомирский. 1849-1899 гг. [Его Преосвященство Модест, Архбишоп Волхинии и Житомира]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1899б, нет. 14, пп. 443-452. (В России).
107. Всокопреосвяще Модест, Архипископ Волынский и Житомирский. 1849-1899 гг. [Его Преосвященство Модест, Архбишоп Волхинии и Житомира]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1899с, нет. 15, пп. 469-478. (В России).
108. Всокопреосвяще Модест, Архипископ Волынский и Житомирский. 1849-1899 гг. [Его Преосвященство Модест, Архбишоп Волхинии и Житомира]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1899д, нет. 16, ПП. 487-491. (В России).
109. Всокопреосвяще Модест, Архипископ Волынский и Житомирский. 1849-1899 гг. [Его Преосвященство Модест, Архбишоп Волхинии и Житомира]. Volynskie eparkhial’Nye vedomosti [Volhynian Diacesan Gazette]. 1899е, нет. 17, пп. 515-525. (В России).
110. Эмбрион об отношении евреев к кристианам. Из путешестия в Святой Земле протоиерея А. Ковальницкого [заметка об отношении к христианам Джевс Тавардс. Из путешествия в Holy Land of Archpriest A. Ковальницкий]. Холмско-Варшавский епархиальный вестник [Holm-Warsaw Dicesan Bulletin]. 1887, нет. 24, ПП. 390-393. (В России).
1. Alexandrova-Osokina O.N. Pilgrimage Prose of 1800-1860s: Sacred Space, History, Person]. Moscow: Flinta, 2018. 432 p. (In Russian).
2. Baldin K.E. Palomnicheskie memuary kontsa XIX - nachala XX v. kak istoricheskiy istochnik [Pilgrimage Memoirs of the Late 19th - Early 20th Centuries as a Historical Source]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Ivanovo State University. Series: Humanities]. 2014, no. 3(7), pp. 15-28 (In Russian).
3. Bazilika Sv. Anny i uniaty v Ierusalime (Otryvok iz opisanija puteshestvija v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo) [The Basilica of St. Anne and the Uniates in Jerusalem (Excerpt from the Travel Description of Archpriest A. Kovalnitskiy)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1887, no. 14, pp. 410-427. (In Russian).
4. Bazilika Sv. Anny i uniaty v Ierusalime (Otryvok iz opisanija puteshestvija v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo) [The Basilica of St. Anne and the Uniates in Jerusalem (Excerpt from the Travel Description of Archpriest A. Kovalnitskiy)]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1887a, no. 1, pp. 13-17. (In Russian).
5. Bazilika Sv. Anny i uniaty v Ierusalime (Otryvok iz opisanija puteshestvija v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo) [The Basilica of St. Anne and the Uniates in Jerusalem (Excerpt from the Travel Description of Archpriest A. Kovalnitskiy)]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1887b, no. 2, pp. 33-37. (In Russian).
6. Beseda Preosvyashchennogo Nikanora, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo, o puteshestvii v Vifleem, okrestnosti yego i k Mamvriyskomu dubu, skazannaya v Smolenskom Dvoryanskom Sobranii v mae mesyatse 1898 goda [A Talk by His Grace Nikanor, Bishop of Smolensk and Dorogobuzh, on the Journey to Bethlehem, Its Surroundings, and to the Oak of Mamre, Delivered at the Smolensk Nobility Assembly in May 1898]. Smolenskie eparkhial’nye vedomosti [Smolensk Diocesan Gazette]. 1898a, no. 17, pp. 935-943. (In Russian).
7. Beseda Preosvyashchennogo Nikanora, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo, o puteshestvii v Vifleem, okrestnosti yego i k Mamvriyskomu dubu, skazannaya v Smolenskom Dvoryanskom Sobranii v mae mesyatse 1898 goda [A Talk by His Grace Nikanor, Bishop of Smolensk and Dorogobuzh, on the Journey to Bethlehem, Its Surroundings, and to the Oak of Mamre, Delivered at the Smolensk Nobility Assembly in May 1898]. Smolenskie eparkhial’nye vedomosti [Smolensk Diocesan Gazette]. 1898b, no. 18, pp. 1003-1008. (In Russian).
8. Bogdanova T.A. Nikanor [Nikanor]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2018, vol. 49, pp. 423-432 (In Russian).
9. Danilevskiy I.N. Istoricheskaya tekstologiya: uchebnoe posobie [Historical Textology: Textbook]. Moscow: Izdatel’skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2018. 556 p. (In Russian).
10. Dmitrievskiy A.A. Nezabvennoy pamyati arkhiepiskopa Kazanskogo Nikanora (Kamenskogo) [In Loving Memory of Archbishop Nikanor (Kamenskiy) of Kazan]. Soobshcheniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva [Proceedings of the Imperial Orthodox Palestine Society]. 1911, vol. 22, issue 1, pp. 126-139 (In Russian).
11. Eleonskaya gora. Mesto Vozneseniya Gospodnya na nebo [The Mount of Olives. The Place of the Lord’s Ascension into Heaven]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896, no. 9, pp. 171-175. (In Russian).
12. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896a, no. 19, pp. 340-343. (In Russian).
13. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896b, no. 20, pp. 356-364. (In Russian).
14. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896c, no. 21, pp. 375-378. (In Russian).
15. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896d, no. 22, pp. 394-397. (In Russian).
16. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896e, no. 23, pp. 420-423. (In Russian).
17. Evrei nashego vremeni v Ierusalime i vzglyad na sovremennyy nam yevreyskiy vopros [The Jews of Our Time in Jerusalem and a View on the Contemporary Jewish Question]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1896f, no. 24, pp. 445-449. (In Russian).
18. Fedorova I.V. “Ne goden dlya pechati”: o printsipakh otbora palomnicheskikh zapisok dlya izdaniya [“Unfit for Publication”: On the Principles of Selecting Pilgrimage Notes for Publication]. Dva veka russkoy klassiki [Two Centuries of Russian Classics]. 2023, vol. 5, no. 3, pp. 296-319 (In Russian).
19. Ierusalim vecherom i svyashchennik na Golgofe u kresta Gospodnya: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu [Jerusalem in the Evening and a Priest on Golgotha at the Cross of the Lord: From a Journey to the Holy Land]. Published by bookseller I.L. Tuzov. St. Petersburg: Tipografiya A. Katanskogo i Ko., 1893. 32 p. (In Russian).
20. Iosafatova dolina v Ierusalime ili mesto Strashnogo Suda Khristova: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [The Valley of Jehoshaphat in Jerusalem or the Place of the Last Judgment of Christ: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. 2nd ed. Published by bookseller I.L. Tuzov. St. Petersburg: Tipografiya Doma prizreniya maloletnikh bednykh, 1898. 56 p.(In Russian).
21. Khram Voskreseniya Gospodnya v Ierusalime v den’ Paskhi [The Church of the Resurrection of the Lord in Jerusalem on Easter Day]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1894, no. 8, pp. 136-140. (In Russian).
22. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885a, no. 5, pp. 87-103. (In Russian).
23. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885b, no. 6-7, pp. 231-246. (In Russian).
24. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885c, no. 8, pp. 496-514. (In Russian).
25. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885d, no. 9, pp. 48-55. (In Russian).
26. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885e, no. 10, pp. 217-234. (In Russian).
27. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885f, no. 11, pp. 443-456. (In Russian).
28. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1885g, no. 12, pp. 634-654. (In Russian).
29. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886a, no. 1, pp. 65-81. (In Russian).
30. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886b, no. 2, pp. 270-287. (In Russian).
31. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886c, no. 3, pp. 518-531. (In Russian).
32. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886d, no. 4, pp. 718-728. (In Russian).
33. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886e, no. 5, pp. 89-97. (In Russian).
34. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886f, no. 6-7, pp. 338-356. (In Russian).
35. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886g, no. 8, pp. 592-604. (In Russian).
36. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1886h, no. 9, pp. 107-125. (In Russian).
37. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887a, no. 1, pp. 86-97. (In Russian).
38. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887b, no. 2, pp. 292-304. (In Russian).
39. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887c, no. 3, pp. 455-462. (In Russian).
40. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887d, no. 4, pp. 648-666. (In Russian).
41. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887e, no. 6-7, pp. 316-328. (In Russian).
42. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887f, no. 8, pp. 558-567. (In Russian).
43. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887g, no. 9, pp. 102-121. (In Russian).
44. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887h, no. 10, pp. 300-312. (In Russian).
45. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1887i, no. 12, pp. 677-697. (In Russian).
46. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1888a, no. 1, pp. 98-114. (In Russian).
47. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1888b, no. 6-7, pp. 325-340. (In Russian).
48. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1890a, no. 8, pp. 523-541. (In Russian).
49. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1890b, no. 9, pp. 118-133. (In Russian).
50. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1890c, no. 10, pp. 299-309. (In Russian).
51. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1890d, no. 11, pp. 467-478. (In Russian).
52. Kovalnitskiy A. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. Strannik [The Pilgrim]. 1891a, no. 3, pp. 492-517. (In Russian).
53. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911a, no. 6, pp. 85-87. (In Russian).
54. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911b, no. 7-8, pp. 94-96. (In Russian).
55. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911c, no. 9, pp. 112-114. (In Russian).
56. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911d, no. 10, pp. 131-132. (In Russian).
57. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911e, no. 11, pp. 135-140. (In Russian).
58. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911f, no. 14, pp. 178-181. (In Russian).
59. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911g, no. 15, pp. 197-199. (In Russian).
60. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911h, no. 16, pp. 214-216. (In Russian).
61. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911i, no. 17, pp. 225-228. (In Russian).
62. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911j, no. 18, pp. 237-239. (In Russian).
63. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911k, no. 20, pp. 267-270. (In Russian).
64. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911l, no. 21, pp. 280-286. (In Russian).
65. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1911m, no. 22, pp. 296-298. (In Russian).
66. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1912a, no. 3, pp. 44-47. (In Russian).
67. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1912b, no. 5, pp. 71-75. (In Russian).
68. Kovalnitskiy A. Po Svyatoy zemle [Through the Holy Land]. Varshavskiy eparkhial’nyy listok [Warsaw Diocesan Bulletin]. 1912c, no. 9, pp. 133-138. (In Russian).
69. Kovalnitskiy A.S. Bazilika sv. Anny i uniaty v Ierusalime: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [The Basilica of St. Anne and the Uniates in Jerusalem: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. Warsaw: Tipografiya Varshavskogo uchebnogo okruga, 1887. 25 p. (In Russian).
70. Kovalnitskiy A.S. Ierusalim vecherom i svyashchennik na Golgofe u kresta Gospodnya: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [Jerusalem in the Evening and a Priest on Golgotha at the Cross of the Lord: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. 2nd ed. Warsaw: Tipografiya Varshavskogo zhandarmskogo okruga, 1887j. 35 p. (In Russian).
71. Kovalnitskiy A.S. Iz puteshestviya v Svyatuyu Zemlyu [From a Journey to the Holy Land]. St. Petersburg: Tipografiya S. Dobrodeeva, 1885. 32 p. (In Russian).
72. Kovalnitskiy A.S. Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu: Vpechatleniya i zametki protoiereya A. Kovalnitskogo [From a Journey to the Holy Land: Impressions and Notes of Archpriest A. Kovalnitskiy]. Issue 1. St. Petersburg: Zhurnal “Strannik”, 1886. 224 p. (In Russian).
73. Kovalnitskiy A.S. Konstantinopolskiy khram sv. Sofii i zamechatel’nye sobytiya v ego istorii [The Constantinople Church of St. Sophia and Remarkable Events in Its History]. St. Petersburg: Tipo-litografiya T-va “Svet”, 1913. 24 p. (In Russian).
74. Kovalnitskiy A.S. Stena placha iudeев v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. Pochaev: Tipografiya Pochaevo-Uspenskoy lavry, 1889. 54 p. (In Russian).
75. Kovalnitskiy A.S. Stena placha iudeев v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. 2nd ed. Warsaw: Tipografiya Varshavskogo uchebnogo okruga, 1891. 86 p. (In Russian).
76. Kovalnitskiy A.S. Stena placha iudeев v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni: Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu protoiereya A. Kovalnitskogo [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time: From a Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. 3rd ed. Published by bookseller I.L. Tuzov. St. Petersburg: Tipografiya Doma prizreniya maloletnikh bednykh, 1898. 72 p. (In Russian).
77. Nikanor (Kamenskiy). Vospominaniya o Sv. Zemle i Afone [Memoirs of the Holy Land and Athos]. St. Petersburg: Tipografiya V. Kirshbauma, 1898. 158 p. (In Russian).
78. Nikanor, Arkhiepiskop Varshavskiy i Privislinskiy (b. ep. Smolenskiy). Vospominaniya o svyatykh mestakh Vostoka [Memoirs of the Holy Places of the East]. 2nd ed. St. Petersburg: Imp. Pravoslav. Palestin. ob-vo, 1906. 219 p. (In Russian).
79. Nikanor, Episkop Smolenskiy. Iz puteshestviya v Ierusalim i ko svyatynyam yego [From a Journey to Jerusalem and Its Holy Places]. Strannik [The Pilgrim]. 1896a, vol. 1, January-April, pp. 652-663. (In Russian).
80. Nikanor, Episkop Smolenskiy. Iz puteshestviya v Ierusalim i ko svyatynyam yego [From a Journey to Jerusalem and Its Holy Places]. Strannik [The Pilgrim]. 1896b, vol. 2, May-August, pp. 78-94. (In Russian).
81. Nikanor, Episkop Smolenskiy. O puteshestvii na Iordan (Vospominanie) [On the Journey to the Jordan (A Reminiscence)]. Smolenskie eparkhial’nye vedomosti [Smolensk Diocesan Gazette]. 1897, no. 9, pp. 509-523. (In Russian).
82. Nikanor. Vospominaniya o puteshestvii v Egipet [Memoirs of a Journey to Egypt]. Orlovskie eparkhial’nye vedomosti [Oryol Diocesan Gazette]. 1900, no. 17-18, pp. 674-688. (In Russian).
83. Nikanor. Vospominaniya o svyatykh mestakh Egipta i Italii [Memoirs of the Holy Places of Egypt and Italy]. St. Petersburg: Imp. Pravoslavnoe Palest. ob-vo, 1902. 68 p. (In Russian).
84. O videniyakh nekotorym “svyatym devitsam” rimsko-katolicheskogo ispovedaniya [On the Visions of Certain “Holy Maidens” of the Roman Catholic Faith]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1887, no. 23, pp. 374-379. (In Russian).
85. O videniyakh nekotorym devitsam Rimsko-katolicheskogo ispovedaniya (Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo) [On the Visions of Certain Maidens of the Roman Catholic Faith (From the Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888, no. 11, pp. 429-440. (In Russian).
86. Puteshestvie na Afon. Publ. chtenie Preosvyashchenneyshogo Nikanora, episkopa Arkhangel’skogo i Kholmogorskogo, v zale Arkhang. gor. dumy 23 yanvarya 1894 g. [Journey to Athos. Public Reading by His Grace Nikanor, Bishop of Arkhangelsk and Kholmogory, in the Hall of the Arkhangelsk City Duma, January 23, 1894]. Arkhangel’sk: Arkhang. gub. tip., 1894. 22 p. (In Russian).
87. Puteshestvie na Iordan (iz vospominaniy Preosvyashchennogo Nikanora, episkopa Smolenskogo) [Journey to the Jordan (from the Memoirs of His Grace Nikanor, Bishop of Smolensk)]. Soobshcheniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo obshchestva [Proceedings of the Imperial Orthodox Palestine Society]. 1900, vol. 9, pp. 184-197. (In Russian).
88. Puteshestvie v Konstantinopol’ v 1888 godu. Publ. chtenie Preosvyashchenneyshogo Nikanora, episkopa Arkhangel’skogo i Kholmogorskogo v glavnom zale Arkhang. gor. dumy, 24 oktyabrya 1893 g. [Journey to Constantinople in 1888. Public Reading by His Grace Nikanor, Bishop of Arkhangelsk and Kholmogory, in the Main Hall of the Arkhangelsk City Duma, October 24, 1893]. Arkhangel’sk: Arkhang. gub. tip., 1893. 30 p. (In Russian).
89. P-v A.V. Kovalnitskiy [Priest A.V. Kovalnitskiy]. Pravoslavnaya bogoslovskaya entsiklopediya [Orthodox Theological Encyclopedia]. In 12 vols. Petrograd: T-vo A.P. Lopukhina, 1911, vol. 12, pp. 905-928 (In Russian).
90. Rumanovskaya A.S. Travelogi kontsa XIX v. (na primere zhurnala “Russkaya mysl’”) [Travelogues of the Late 19th Century (Based on the Journal “Russian Thought”)]. Molodezhny vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury [Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture]. 2019, no. 2(12), pp. 164-167 (In Russian).
91. Russkiy travelog XVIII - nachala XX vekov: annotirovannyy ukazatel’ [Russian Travelog of the 18th - Early 20th Centuries: Annotated Index]. Edited by T.I. Pecherskaya. Novosibirsk: OOO “Nemo Press”, 2018. 832 p. (In Russian).
92. Skibina O.M. Putevoy ocherk: sinkretizm zhanra (na primere russkoy publitsistiki XIX veka) [Travel Essay: Genre Syncretism (Based on Russian Journalism of the 19th Century)]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of Theory and Practice of Journalism]. 2014, no. 4, pp. 88-97 (In Russian).
93. Skorbnyy put’ Gospoda nashego Iisusa Khrista v Ierusalime (Via Dolorosa) i r.-katolicheskie stantsii (Otryvok iz opisanija puteshestvija v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo) [The Sorrowful Path of Our Lord Jesus Christ in Jerusalem (Via Dolorosa) and Roman Catholic Stations. (Excerpt from the Travel Description of Archpriest A. Kovalnitskiy)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1887, no. 10, pp. 288-305. (In Russian).
94. Stavrou Th. G., Weisensel P. R. Russian Travelers to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century. Columbus, Ohio, Slavica Publishers, Inc., 1986. 925 p.
95. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888a, no. 26, pp. 947-954. (In Russian).
96. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888b, no. 27, pp. 977-995. (In Russian).
97. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888c, no. 28, pp. 1034-1040. (In Russian).
98. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888d, no. 30, pp. 1112-1119. (In Russian).
99. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888e, no. 31, pp. 1144-1150. (In Russian).
100. Stena placha iudeev v Ierusalime i vzglyad na evreev nashego vremeni [The Wailing Wall of the Jews in Jerusalem and a View on the Jews of Our Time]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1888f, no. 32, pp. 1195-1204. (In Russian).
101. Strastnyy put’ Gospoda nashego I. Khrista v Ierusalime (Via Dolorosa) [The Passion Path of Our Lord Jesus Christ in Jerusalem (Via Dolorosa)]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1886, no. 22, pp. 328-334. (In Russian).
102. V Ierusalim vecherom i svyashchennik na Golgofe u kresta Gospodnya [Jerusalem in the Evening and a Priest on Golgotha at the Cross of the Lord]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1887, no. 1-2, pp. 5-20. (In Russian).
103. V Ierusalimskom khrame Groba Gospodnya. Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo [In the Church of the Holy Sepulchre in Jerusalem. From the Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1888, no. 1, pp. 10-16. (In Russian).
104. Voobrazhaya Palestinu: Svyataya zemlya i russkaya identichnost’ v XIX - nachale XXI v. [Imagining Palestine: The Holy Land and Russian Identity in the 19th - Early 21st Centuries]. M.S. Shapovalov, A.Yu. Bokatov, A.A. Valitov [et al.]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2021. 776 p. (In Russian).
105. Vysokopreosvyashchennyy Modest, Arkhiepiskop Volynskiy i Zhytomirskiy. (Po povodu pyatidesyatiletnego yubileya v svyashchennom sane) 1849-1899 [His Eminence Modest, Archbishop of Volhynia and Zhytomyr (On the Occasion of the Fiftieth Anniversary of His Ordination)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1899a, no. 13, pp. 339-406. (In Russian).
106. Vysokopreosvyashchennyy Modest, Arkhiepiskop Volynskiy i Zhytomirskiy. (Po povodu pyatidesyatiletnego yubileya v svyashchennom sane) 1849-1899 [His Eminence Modest, Archbishop of Volhynia and Zhytomyr (On the Occasion of the Fiftieth Anniversary of His Ordination)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1899b, no. 14, pp. 443-452. (In Russian).
107. Vysokopreosvyashchennyy Modest, Arkhiepiskop Volynskiy i Zhytomirskiy. (Po povodu pyatidesyatiletnego yubileya v svyashchennom sane) 1849-1899 [His Eminence Modest, Archbishop of Volhynia and Zhytomyr (On the Occasion of the Fiftieth Anniversary of His Ordination)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1899c, no. 15, pp. 469-478. (In Russian).
108. Vysokopreosvyashchennyy Modest, Arkhiepiskop Volynskiy i Zhytomirskiy. (Po povodu pyatidesyatiletnego yubileya v svyashchennom sane) 1849-1899 [His Eminence Modest, Archbishop of Volhynia and Zhytomyr (On the Occasion of the Fiftieth Anniversary of His Ordination)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1899d, no. 16, pp. 487-491. (In Russian).
109. Vysokopreosvyashchennyy Modest, Arkhiepiskop Volynskiy i Zhytomirskiy. (Po povodu pyatidesyatiletnego yubileya v svyashchennom sane) 1849-1899 [His Eminence Modest, Archbishop of Volhynia and Zhytomyr (On the Occasion of the Fiftieth Anniversary of His Ordination)]. Volynskie eparkhial’nye vedomosti [Volhynian Diocesan Gazette]. 1899e, no. 17, pp. 515-525. (In Russian).
110. Zametka ob otnoshenii evreev k khristianam. Iz puteshestviya v Svyatuyu zemlyu Protoiereya A. Kovalnitskogo [A Note on the Attitude of Jews Towards Christians. From the Journey to the Holy Land of Archpriest A. Kovalnitskiy]. Kholmsko-Varshavskiy eparkhial’nyy vestnik [Kholm-Warsaw Diocesan Bulletin]. 1887, no. 24, pp. 390-393. (In Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является обзор докладов, выводов и вопросов III Международной научной конференции «Святая Земля: факты, мифы, мечты (из ХІХ столетия — в ХХІ)», состоявшейся на базе Тюменского государственного университета 14 ноября 2024 г. и организованной в рамках научного проекта № 24-28-01063 «Провинциальное паломничество на Святую Землю: база данных, исследование, библиографический указатель», финансируемого Российским научным фондом. Данная конференция, ставшая третьей по счету в 2024 г., продолжила традицию междисциплинарного изучения Святой земли. С 2020 г., выступая в качестве научной площадки, аккумулировала ключевые направления современных исследований о Святой земле в разных аспектах. Святая земля как хронотоп в литературе и документах, как пространство деятельности Русской духовной миссии и ИППО, как объект иеротопии и как территория современных израильско-палестинских отношений. В рамках конференции выступили более двадцати участников из России, Беларуси и США. Были представлены исследования в области истории, филологии, культурологии, политологии, иеротопии, иудаики и израилеведения, которые взаимодополняли друг друга, способствовали комплексному осмыслению темы Святой земли в религиозной, культурной и исторической перспективах и расширили методологические горизонты изучения. Наиболее масштабной стала дискуссионная панель «Святая Земля в русской литературе и паломнических текстах», в докладах которой подчеркивалась важность культурно-исторического подхода. Панель «Иерусалим в истории и культуре: образы, символы и художественные интерпретации», в отличие от первой, сосредоточенной на русских паломниках и источниках, делала акцент на международных, кросскультурных и исторических трансформациях Иерусалима. Она объединила доклады по теме истории символа в мировой культуре с использованием различных научных подходов. Также были представлены две дискуссионные площадки об истории и личностях Русской духовной миссии в период с XIX по XX вв. В заключение конференции был проведен круглый стол «Паломнические практики рубежа веков: экономика, транспорт и повседневность», на котором участниками были актуализированы такие вопросы, как портретирование паломника; сохранность документов в регионах; тенденции изменения паломничества, связанные с развитием социокультурных и экономических условий; роль транспорта в изменении традиционных представлений о паломничестве. Конференция подтвердила устойчивую тенденцию к углублению междисциплинарного диалога и расширению нарративного спектра в изучении Святой земли.
Статья с публикацией источников посвящена реконструкции обстоятельств и хода одного из первых «паломничеств» в Святую землю и на Афон представителей Московского патриархата Русской православной церкви. После возобновления контактов со Святой землей, произошедшего после первого посещения христианских святынь и восточных патриархов патриархом Алексием (Симанским) в мае-июне 1945 г. начались периодические контакты и ежегодные миссии, носившие официальное именование паломничества. Разумеется, это традиционное в христианском мире выражение религиозного чувства в условиях советской действительности и полного государственного контроля за контактами с заграницей претерпевало решительные изменения. Документы свидетельствуют, что отправлявшиеся в Иерусалим и на Афон православные переживали религиозный опыт, запечатленный в их сознании (и в очень редких случаях в личных записях — антропологически насыщенных источниках), но в гораздо более явленной форме такое паломничество представляло миссию, в которой сочетались как церковные мотивы (поддержание молитвенного общения, исторических и действительных современных контактов, расширение юрисдикции и канонического влияния), так и государственные дипломатические задачи (установление контактов и расширение круга лояльных и готовых ко взаимодействую с советскими церковными и государственными — политико-дипломатическими структурами и представителями). Само паломничество — миссия сопровождалось большим количеством формальностей, от паспортно-визового и финансового (валютного) обеспечения до многоступенчатой отчетности. Одним из принятых жанров была подготовка обстоятельного отчета по итогам поездки. Такие отчеты откладывались на хранение в Отделе внешних церковных сношений, направлялись в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР. Несмотря на очевидное влияние самоцензуры авторов такие отчеты являются уникальными по полноте фактологической фиксации и фактически единственными источниками, позволяющими воссоздать историю особых паломничеств советской эпохи.
Паломничество членов Российского императорского Дома Романовых (великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Константина Константиновича) в Палестину в 1881 г. привело к созданию Императорского православного палестинского общества и оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю русского присутствия на Ближнем Востоке. Общество возглавил великий князь Сергей Александрович. Впервые публикуется дневник, который во время поездки вел сопровождавший августейших особ офицер Генерального штаба М. П. Степанов, занимавший должность состоящего при великом князе Сергее Александровиче. Документ хранится в Архиве внешней политики Российской империи, в фонде Императорского православного палестинского общества. В дневнике характеризуется пребывание представителей русской царствующей династии в Иерусалиме, участие в православных богослужениях, подробно описываются поездки в Вифлеем и на реку Иордан. Даются характеристики многочисленных православных святынь и иных достопримечательностей Палестины, в некоторых случаях делаются экскурсы в историю. Упоминаются контакты с крупными церковными деятелями: предстоятелем Иерусалимской православной церкви патриархом Иерофеем, представителями высшего духовенства Иерусалимской церкви митрополитом вифлеемским Анфимом и архиепископом Иорданским Епифанием, а также иерусалимским патриархом Армянской апостольской церкви Исайей IV, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином. Кроме того, уделяется внимание контактам с представителями светских властей Османской империи — генерал-адъютантом султана Абд ал-Хамида II Ризой-пашой, губернатором Иерусалима Рауфом-пашой. Дневник М. П. Степанова представляет собой уникальный исторический документ, описывающий особо значимую веху в истории русско-палестинских связей и православного паломничества на Ближний Восток.
В статье разносторонне исследуется паломничество в Палестину в начале XX в., по материалам журнала «Неа Сион» («Новый Сион»), который с 1904 г. начал издавать Иерусалимский патриархат. Это издание является ценным источником для изучения разных аспектов паломнического движения в Святую землю в указанный период. В журнале содержится информация о национальной принадлежности, вероисповедании и социальном статусе паломников, уделяется особое внимание греческим и русским православным богомольцам. Анализ материалов издания показывает, что большинство паломников прибывали на Страстной седмице, часто путешествуя организованными группами при поддержке церковных властей и паломнических обществ. Журнал фиксирует колебания числа паломников, вызванные политическими событиями, такими как русско-японская война и Балканские войны. Хотя греки считали себя особенно близкими к Святым местам, количество греческих паломников часто оказывалось меньше из-за более развитых систем организации паломничества у других национальностей. Издание также освещает визиты видных религиозных и политических деятелей, включая членов королевских семей и высшее духовенство. Хотя основное внимание уделялось православным христианам, журнал иногда упоминал католических и мусульманских паломников. Патриарх Дамиан и редакция журнала неоднократно выражали обеспокоенность по поводу краткости многих паломничеств, что ограничивало посетителей лишь главными достопримечательностями Иерусалима, не давая времени на более широкое исследование библейских мест. Рост потока туристов, также отмеченный журналом, демонстрирует как религиозную, так и культурную значимость Палестины в начале XX в.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______