Статьи в выпуске: 15
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой грамотности на уроках русского языка у обучающихся 5-7 классов. Представлены лингвистические задачи по орфографии, лексике, грамматике, а также показаны междисциплинарные связи между русским языком, литературой и финансовой грамотностью.
В статье представлен опыт работы по организации процесса обучения «вне классных стен». Раскрываются особенности проблем взаимодействия в тандеме учитель-ученик и мотивации учебной деятельности в современном российском школьном образовании. Приводятся формы реализации модели «обучение вне классных стен» как наиболее популярного и востребованного тренда развития современного образования. Приведены конкретные примеры реализации этой модели на основе форм образовательной экспедиции и библиотечного урока при преподавании математики в коррекционной школе для детей с нарушениями речи. Делается вывод о целесообразности и правомерности использованного подхода в целях повышения мотивации обучения.
В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой разработана и апробирована технология внутренней системы оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе в образовательных организациях Рязанской области, этапы и инструменты проведения, условия и способы включения участников в процесс оценки качества реализации инклюзивного образования. Материалы помогут образовательным организациям провести ежегодную процедуру самообследования процесса реализации инклюзивного образования и спланировать развитие качественной инклюзии. Статья адресована руководителям, заместителям руководителей по учебно-методической и воспитательной работе, учителям и узким специалистам образовательных организаций.
В статье рассматривается специфика подходов к совершенствованию читательских умений обучающихся основной школы при изучении учебного предмета «Литература»: названы основные виды умений, составляющих основу читательской грамотности, кратко охарактеризованы некоторые приемы организации учебной деятельности, способствующие их развитию, приведены примеры заданий, создающих условия для совершенствования умений школьников работать с информацией.
Статья посвящена проблеме создания условий для формирования функциональной грамотности младших школьников как одной из важнейших задач современного начального образования. В ней отражены результаты научноисследовательской работы в данном направлении. В статье представлен обзор дефиниций функциональной грамотности; охарактеризованы эффективные педагогические условия ее формирования в начальной школе. Названы современные образовательные технологии, применение которых позволяет создать условия для формирования функциональной грамотности младших школьников. В статье выделены этапы урока, при соответствующей организации которых педагог может создать условия для формирования функциональной грамотности младших школьников. Учебная задача и проектная задача обозначены как средства формирования функциональной грамотности. Содержащиеся в статье материалы призваны оказать помощь педагогам в реализации обновленного ФГОС НОО в части создания условий для формирования функциональной грамотности.
В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам различных исследований; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.
Взаимодействие дошкольника посредством развития речи с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности, а именно в игре, продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), а также в элементах трудовой и учебной деятельности, которыми ребенок успешно овладевает. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей побуждают их говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Одним из основных средств речевого развития является обучение. Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений [3, с. 40-44].
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) стимулирует интеллектуальное и личностное развитие малышей, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что помогает ребенку активно познавать и осваивать окружающий мир. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют, когда в процессе действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи [2, с. 6].
В статье раскрывается проблема воспитания культуры поведения детей 3-4 лет в детском саду.
В данной статье раскрывается сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Анализируются авторские классификации методов и форм взаимодействия детского сада с семьей, которые подкрепляются отечественным и зарубежным опытом. Рассматриваются оптимальные подходы к налаживанию партнерского взаимодействия двух социальных институтов.
В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой разработаны и апробированы технологические средства (анкеты для педагогов/родителей; чек-лист, содержащий критерии/показатели для оценки реализации инклюзивного образования), способствующие проведению самообследования в дошкольных образовательных организациях на территории Рязанской области. Содержание статьи раскрывает последовательность и содержание этапов самообследования: подготовительного, экспертного, аналитико-практического. Материалы статьи помогут снять затруднения в вопросах проведения самообследования реализуемого в детском саду процесса инклюзивного образования и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования на уровне дошкольной образовательной организации. Статья адресована заведующим, заместителям заведующих по воспитательно-методической работе, старшим воспитателям, воспитателям и узким специалистам дошкольных образовательных организаций.
В статье представлен опыт областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» по использованию дистанционных образовательных технологий в программах повышения квалификации учителей. Изложены обобщенные данные из практики работы центра дистанционного обучения со слушателями курсов повышения квалификации, предложены рекомендации по разработке курсов повышения квалификации.
В статье рассматриваются проблемы образования в школе в связи с негативным воздействием на человека многих факторов современности. Задача педагога -воспитание у подрастающего поколения системы традиционных ценностей. Для решения этой задачи автор статьи считает необходимым повышение уровня компетентности педагогов в области духовно-нравственной культуры, знание процессов, происходящих в общественной жизни и молодежной среде, а также нравственный пример самого учителя.
В статье анализируются социально-психологические вызовы современной образовательной среды, в том числе межнациональные и межконфессиональные детерминанты, которые становятся деструктивными факторами взаимодействия школы и семьи в процессе социализации детей. На основе междисциплинарного подхода определяются асоциальные последствия влияния деструктивных факторов на образование и воспитание школьников. Предлагаются системные меры по реализации школьной медиации как инструмента формирования безопасной образовательной среды.
Настоящая статья посвящена изучению синергии наставнических практик в педагогической деятельности. В данной статье обозначаются формы наставничества, описываются этапы проекта наставничества в школьном образовательном учреждении и приводятся промежуточные результаты реализации работы проекта, что делает данную статью актуальной для практикующих педагогов и наставников.