Публикации автора

ТАТАРСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ НАРРАТИВ 1905 Г.: ПЕТИЦИИ, АДРЕСОВАННЫЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ИМПЕРСКИЕ СТРУКТУРЫ (2025)

По нормативным актам последней трети XIX в. исследованы внутриполитический курс властей степных областей и Туркестана по отношению к татарскому населению и реакция татар на их действия в начальный период Первой русской революции 1905-1907 гг., дана краткая характеристика демографическому облику татарских обществ в Центральной Азии.

Цель исследования - реконструкция практик татар региона по составлению прошений и анализ текстов петиций на предмет выявления их нужд и чаяний. Участие ряда татарских обществ региона в петиционной кампании оценивается как проявление их общественной активности по отстаиванию своих прав перед имперскими структурами. В рамках анализа организации подачи прошений по областям выявлены их количество и хронологические рамки, список обществ/поселений и активисты организаторы, даты составления и адресаты их подачи, законодательные новшества самодержавия, ставшие мотивацией для составления петиций, степень использования образцовых текстов, освещаются формы составления прошений (группами или через доверенных лиц, избранных на собраниях приходских или сословных обществ). Анализ текстов осуществлен по таким темам как укрепление и расширение религиознокультурной автономии, гражданские права и дополнительная защита этноконфессиональных особенностей.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ РОССИИ
Выпуск: Том 24 № 3 (2025)
Автор(ы): Загидуллин Ильдус Котдусович
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННИКИ О БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ КАЮМА НАСЫРИ (2025)

Статья посвящена комплексному анализу воспоминаний современников о Каюме Насыри, в которых повествуется об условиях быта татарского просветителя в конце 1870-х - 1902 гг. Основными историческими методами исследования являются сравнительно-исторический и источниковедческий синтез. Источниковой базой исследования стали документы, отложившиеся в архиве просветителя, и воспоминания современников о К. Насыри. Большинство воспоминаний относятся к середине 1890-х - 1902 гг., когда просветителем преклонного возраста стала интересоваться татарская учащаяся молодежь. В конце 1870-х гг. Насыри представляется вполне респектабельным мужчиной, следивший за своим внешним видом, носящим дорогую одежду, в которой перемешались европейский и традиционный стили и пошивы, летом передвигавшимся по улицам Казани на европейский манер с зонтиком в руках; личностью, очень дорожившим своим временем и старавшемся не отвлекаться на бытовые проблемы и повседневную суету; ученым кабинетного типа, не стремившимся к активному общению и даже избегавшим общественных мероприятий мусульман Татарских слобод города. В воспоминаниях современников середины 1890-х гг. зафиксированы разительные перемены в одежде Насыри. Вследствие холостяцкого образа жизни и постоянной занятости Насыри недостаточно уделял внимание своему внешнему облику. Мемуары зафиксировали такие черты характера просветителя, как неприхотливость в быту и самоограничение в контактах с внешним миром, приверженность своему делу. Мемуары современников, относящиеся к последнему десятилетию жизни просветителя, сформировали стереотипы о Насыри как о личности, постоянно страдавшей от безденежья, жившей в стесненных условиях и в изоляции. В статье раскрываются причины такого однобокого представления о бытовых условиях и образе жизни татарского просветителя.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 11 № 1 (41) (2025)
Автор(ы): Загидуллин Ильдус Котдусович
Сохранить в закладках
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЮМА НАСЫРИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ В 1855-1870 ГОДЫ (2024)

В становлении личности К. Насыри и определении его социальных ориентиров важную роль сыграло преподавание в течение 15 лет в православных учебных заведениях Казани. За период педагогической работы Насыри зарекомендовал себя трудолюбивым, дисциплинированным и требовательным преподавателем, заслужил уважение учебного начальства и своих коллег. Овладение в совершенстве русским языком и самообразование позволили Насыри увидеть и оценить достижения отечественной науки и русской культуры. Если ранее он относился к русскому языку как к средству коммуникации с представителями органов власти и выстраивания доверительного диалога с русским населением, то теперь увидел новые возможности государственного языка как средства к овладению новыми научно-практическими знаниями. Обучая татарскому языку иноязычную аудиторию, преподаватель столкнулся с проблемой неразработанности грамматики родного языка. Солидаризуясь с концепцией великого русского педагога К. Д. Ушинского об общественной пользе и значении родного языка в воспитании детей, Насыри глубоко осознал необходимость грамотности на материнском языке, что превращало печатное слово в мощное средство для трансляции новых знаний для развития национальной культуры. Наглядным проявлением просветительской концепции Насыри явилось поданное в 1862 г. первым среди тюркских народов России совместно с хозяином литографии М. Яхиным ходатайство об издании еженедельной газеты на родном языке, которое не было поддержано имперской властью. Усвоение классно-урочной системы, основательное изучение методик преподавания, применяемых в европейской образовательной системе и отечественных учебных заведениях, сыграли важную роль в дальнейшей научно-методической деятельности просветителя.

Издание: ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 10 № 2 (38) (2024)
Автор(ы): Загидуллин Ильдус Котдусович
Сохранить в закладках
СЕМЬЯ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ КАЮМА НАСЫРИ (2024)

В формировании характера и мировоззрения, жизненных ценностей и социального поведения татарского просветителя Каюма Насыри огромную роль сыграло семейное воспитание. Его отец - Габденнасыр Хусаинов, окончивший медресе, отказался от духовной должности и занялся торговлей, затем жил крестьянским трудом, занимался переписыванием и переводом текстов, изучением арабского языка, краеведением, знал русский язык и обучал государственному языку своих сыновей. К. Насыри был очень высокого мнения о человеческих и деловых качествах своего родителя. В семье Габденнасыра сложилось представление, что все выдающиеся предки рода достигли высокого общественного положения и пользовались авторитетом в округе благодаря знанию русского языка и сотрудничеству с властями. Занимаясь составлением прошений и выступая в качестве доверенного лица по общественным делам перед местными чиновниками, с которыми поддерживал дружеские отношения, и в земских судах, Габденнасыр продолжил традиции своих предков. В результате все члены семьи Габденнасыра выросли в обстановке открытости к русской культуре и русским людям.

Издание: ЭХО ВЕКОВ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Загидуллин Ильдус Котдусович
Сохранить в закладках
ТАТАРЫ ЧИСТОПОЛЯ В ПЕТИЦИОННОЙ КАМПАНИИ МУСУЛЬМАН 1905 Г. (2024)

В статье освещаются формы участия татарского общества г. Чистополя и его депутации, представленной И. Камаловым, Г. Бадамшиным и Г. Исхаки, в петиционном движении 1905 г. Участие татарского общества в петиционной кампании мусульман не ограничилось составлением прошения о религиозно-духовных нуждах единоверцев и отправкой, покрыв командировочные расходы, депутации для передачи его в руки столичных сановников. Уполномоченные татар-мещан по собственной инициативе подали в Комитет министров политический меморандум - прошение о гражданских нуждах единоверцев, и пригласили членов депутаций, прибывших в Санкт-Петербург, на совещание в Чистополь, которое состоялось 20-22 мая 1905 г. Члены чистопольского татарского общества приняли участие в обустройстве прибывших высоких гостей и создании надлежащих условий для работы совещания. Резолюции Чистопольского совещания, которые были опубликованы в периодической печати, заявили российской общественности о консолидации мусульманских элит, которые начали выступать в качестве автономной политической силы на одной линии с русскими либералами.

Издание: ЭХО ВЕКОВ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Загидуллин Ильдус Котдусович
Сохранить в закладках