В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы особенностей самоотношения женщин с разным уровнем созависимости в зарубежных и отечественных психологических исследованиях. В отечественной и зарубежной литературе описаны такие психологические особенности созависимой личности, как низкая самооценка, направленность вовне, эмоциональная незрелость, неспособность дифференцировать собственные чувства, трудность в понимании их происхождения.
Авторы отмечают сходство и зеркальное отражение психологических особенностей созависимой и зависимой личности. При этом, несмотря на отличия психологических портретов созависимых личностей разного типа, каждому из них присущи общие черты: манипулятивное поведение с целью удовлетворения собственных внутренних потребностей, блокировка и отказ от собственных чувств, избегание искренности и уязвимости и, как следствие, необходимость постоянно носить «маску», отсутствие доверия к окружающим, депрессивность, наполненность страхом и тревогой перед будущим и ожиданием плохих новостей, раздражительность и низкая толерантность к фрустрации, трудность эмоциональной регуляции, стремление избавиться от ответственности либо, наоборот, сверхответственность.
Отмечается, что выводы относительно особенностей самоотношения созависимых являются преимущественно описательными, а не основанными на эмпирических данных, полученных в результате систематических исследований.
Отмечается, что в связи с критически малым количеством эмпирических данных и исследований на данную тему открывается широкое поле возможностей для изучения вопроса самоотношения женщин с различным уровнем созависимости.
Изложены результаты эмпирического исследования коммуникативных особенностей сотрудников Министерства иностранных дел. Коммуникативный контроль, коммуникативная социальная компетентность, эмоциональные барьеры в межличностном общении рассматриваются в качестве психологических факторов профессионального выгорания сотрудников МИД в контексте иноязычного общения. Обнаружена прямая взаимосвязь таких эмоциональных барьеров в межличностном общении, как «неумение управлять эмоциями, дозировать их» и «неадекватное проявление эмоций», с показателями профессионального выгорания «эмоциональное истощение» и «деперсонализация».