Статья: Современная российская молодежь как целевая аудитория деструктивной пропаганды (2024)

Читать онлайн

Настоящая статья посвящена социологическому анализу широкого круга проблем, связанных с феноменом пропаганды, осуществляемой преимущественно в деструктивной форме с целью воздействия на современную российскую молодежь.

Автор соглашается с классиками общественно-политической мысли в том, что «все стороны человеческой жизни пронизывает пропаганда — механизм широкомасштабного распространения идей», направленный на формирование или изменение представлений об окружающей действительности у широких социальных групп. При этом подчеркивает, что в основе пропаганды часто лежит идеология, но если идеология представляет собой связную систему идей и представлений, то пропаганда — это активное их распространение в различных, порой достаточно агрессивных формах, рассчитанных на конкретную аудиторию, которой наиболее часто служит молодежь.

В статье констатируется, что после распада СССР, в условиях идеологического вакуума, понятие пропаганды полностью исчезло из отечественного общественного дискурса, поэтому современная молодежь не имеет адекватных представлений о его содержательном наполнении. В подтверждение приводятся результаты социологического опроса, проведенного среди студентов социологического факультета МГУ, которые показали, что в студенческой среде превалируют неверные представления о сути данного феномена.

Автор проводит разграничение между конструктивной и деструктивной пропагандой, к характерным чертам которой относит навязывание определенных взглядов, которые в дальнейшей перспективе должны привести к целям, преследуемым субъектами пропаганды. В их числе — разжигание розни, эскалация социальных конфликтов, обострение социальных противоречий, формирование антигуманистических убеждений, погружение людей в трясину социального зла, конфронтацию друг с другом.

Преимущественным объектом деструктивной пропаганды является молодежная аудитория с несформированной или деконструированной системой ценностей, не обладающая критичным мышлением или специальными аналитическими навыками, но подверженная при этом эмоциональным, психическим и, особенно, информационным перегрузкам. Важнейшим субъектом деструктивной пропаганды на российскую молодежь традиционно являются идеологи спецслужб иностранных государств и международных организаций, использующие так называемых «агентов влияния» или «иностранных агентов» (в современной терминологии).

В статье детально рассматриваются механизмы, которые применяют субъекты деструктивной пропаганды для формирования желательных им взглядов, ценностей, убеждений у современной российской молодежи. Автор приходит к выводу, что способы и модели деструктивного пропагандистского воздействия претерпели значительные изменения в эпоху становления электронно-цифровой цивилизации. В основе «цифровой» пропаганды лежат характерные черты, отличающие этот специфический коммуникационный процесс, в который все активнее включаются «новые медиа», пользующиеся огромной популярностью у молодежной аудитории, особенно студенческой.

Ключевые фразы: пропаганда, молодежь, деструктивная пропаганда, субъекты деструктивной пропаган-ды, направления и цели деструктивной пропаганды, этапы пропагандистского воздей-ствия, модель пропагандистского воздействия на молодежь в электронно-цифровую эпо-ху
Автор (ы): Дорцева Елена Владимировна
Журнал: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Социология
УДК
316. Социология
Префикс DOI
10.24290/1029-3736-2024-30-2-114-136
Для цитирования:
ДОРЦЕВА Е. В. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ДЕСТРУКТИВНОЙ ПРОПАГАНДЫ // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 30 № 2
Текстовый фрагмент статьи