В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Эволюция жанра симфонии насчитывает более трехсот лет, воплощая историческую картину мира на каждом этапе своего развития. Сформулированный в теории М. Г. Арановского структурно-семантический жанровый инвариант симфонии отражает смену ракурсов концепции бытия человека. Среди различных модификаций жанра ученый выделяет камерную и концертную разновидности симфонии [1]. Очевидно, что в рамках статьи сложно выявить весь объем культурных феноменов в жанре концертной симфонии, однако даже контурный показ основных явлений в ее эволюции позволит очертить и наметить пути исследования одного из сквозных инструментальных жанров в истории музыки
Список литературы
1. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг. Л.: Сов. композитор, 1979. 286 с.
2. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX вв. М.: Композитор, 2003. 312 с.
3. Блинова С.В. Композиторы “второго ряда” в эпоху венского классицизма // Композиторы “второго ряда” в историко-культурном процессе. М.: Композитор, 2010. С. 80-90. EDN: YSFILW
4. Нагина Д.А. Жанр концертной симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта // Современные проблемы музыкознания. 2019. № 3. С. 2-23. EDN: BXZGRC
5. Ахмедова С.Г. “Концерт-симфония” - краткий ракурс в сферу гибридного жанра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsert-simfoniya-kratkiy-rakurs-v-sferu-gibridnogo-zhanra/viewer (дата обращения: 10.10.2024). EDN: UAQZSZ
6. Солдатова С.Е. Жанр концертной симфонии в его историческом развитии. URL: https://clck.ru/3GGhxK (дата обращения 15.11.2024).
7. Екимова К.Н. Концертная симфония в европейской культуре второй половины XVIII века: к проблеме жанровой классификации // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3 (62). С. 38-41. EDN: WXGRLZ
8. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.
9. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики: М.: Музыка, 1994. 320 с.
10. Варламова Е.Г. Симфонии австрийской Ломбардии 30-60-х годов XVIII века: жанровые особенности и музыкальный язык: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2020. 28 с. EDN: KCHMYF
11. Алешина М.Н. Русско-итальянские стилевые диалоги в Симфонии C-dur Максима Березовского // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33. С. 114-119. EDN: UNTTUD
12. Подмазова П.Б. Жанр концерта в контексте французского скрипичного искусства на рубеже XVIII-XIX веков: дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2019. 305 с. EDN: FMQBHK
13. Дворницкая А.В. Мангеймская симфония и ее роль в истории жанра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 2 (44). С 10-16. EDN: ZDMPGD
14. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1996. 192 с. EDN: ZGJTQT
15. Гумерова О.А. Творческие позиции мангеймской школы в свете идей “Бури и натиска” // Вестник Челябинского государственного университета. № 4. 2009. С. 54-60.
16. Нагина Д.А. О музыкальных идеях Симфонии Кончертанте Es-dur В.А. Моцарта в контексте проблем “своего” и “чужого”. URL: https://gnesinsjournal.ru/index.php/CM/article/view/137 (дата обращения: 16.05.2024).
17. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 тт. Т. 1. М.: Научно-издательский центр “Московская консерватория”, 2009. 505 с.
18. Аксёнов В.В. К вопросу о генезисе и типологии камерной и концертной разновидностей симфонии в ХХ веке // Памяти Н. Николаевой: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1996. Вып. 14. С. 74-83.
19. Павловский А.Н. Виолончельный концерт ХХ века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2012. 27 с. EDN: QIIYML
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подход е, включающем структурно-функциональный и проблемнохронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
В ст атье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая - обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпрет ации сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е. П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е. П. Паршиной в культурном пространстве региона.
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционнорезонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Сол ей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В. М. Петиновым, В. М. Алексеевым, В. А. Сметанниковым, П. Ф. Гречкиным, П. П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора
Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры
В ст атье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи
В статье дан краткий анализ истории возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Год защитника Отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне являются глубоко символичными событиями, имеющими огромное значение для России и ее граждан. Они неразрывно связаны с исторической памятью и национальной идентичностью российского общества.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/