Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Процессы внедрения искусственного интеллекта (далее ИИ) в различные сферы современной социокультурной жизни – от поисковых сервисов в интернете и генерирования текстов / изображений до применения в хирургии и промышленном производстве – безусловно, являются трендом развития современного информационного общества. Со времен конференции в Дартмуте 1956 года, на которой программист Дж. Мак-Карти предложил этот термин, человечество, движимое стремлением максимально «разгрузить» свой интеллект и тем самым сохранить для себя такой невосполнимый ресурс, как время, «шагнуло» далеко вперед в его использовании
Список литературы
1. Павлова О.А. Проблемы парадигмального подхода в исследовании социально-культурной деятельности. Краснодар: Новация, 2021. 257 с. EDN: WCNEJD
2. Киберленинка. Результаты поиска по запросу “искусственный интеллект”. URL: https://clck.ru/3GJBUj (дата обращения: 10.02.2025).
3. Искусственный интеллект: возможности применения: библиографический список литературы / Севастопольский государственный университет; научная библиотека; сост.: Макиенко И.Н., Любезная Е.П. Севастополь: СевГУ, 2024. 28 с.
4. Бабосов Е.М., Бернштейн В.О. Технологический детерминизм. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7234 (дата обращения: 20.02.2025).
5. Атреянов А. Профессор Сколтеха рассказал, какую угрозу для культуры создает искусственный интеллект. URL: https://sk.ru/news/professor-skolteha-rasskazal-kakuyu-ugrozu-dlya-kultury-sozdaet-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 20.02.2025).
6. Gerlich M. AI Tools in Society: Impacts on Cognitive Offloading and the Future of Critical Thinking. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=5082524 (дата обращения: 20.02.2025).
7. Hesmondhalgh D. The impact of algorithmically driven recommendation systems on music consumption and production - a literature review. URL: https://clck.ru/3GrL8E (дата обращения 22.02.2023).
8. Мартьянов Д.С., Лукьянова Г.В. Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2024. № 2. С. 425-435. EDN: LPRLXQ
9. Савина В. Искусственный интеллект: субъект или объект права? URL: https://www.if24.ru/iskusstvennyj-intellekt-subekt-ili-obekt-prava (дата обращения: 22.02.2025).
10. Костенков В. Художники против нейросетей: справедливый протест или неолуддизм? URL: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/711834 (дата обращения: 23.02.2025).
11. Cho W. Artists Score Major Win in Copyright Case Against AI Art Generators. URL: https://www.hollywoodreporter.com/business/business-news/artists-score-major-win-copyright-case-against-ai-art-generators-1235973601 (дата обращения: 23.02.2025).
12. Riffusion - AI, который сочиняет музыку за вас. URL: https://dtf.ru/u/2452066-neironutyi/3454525-riffusion-ai-kotoryi-sochinyaet-muzyku-za-vas (дата обращения: 23.02.2025).
13. ИИ-плагиат в науке: Google Scholar наводнен фальшивыми исследованиями. URL: https://www.ixbt.com/news/2025/01/22/iiplagiat-v-nauke-google-scholar-navodnjon-falshivymi-issledovanijami.html (дата обращения: 24.02.2025).
14. Тимошкин А. Творчество без души? ИИ в искусстве по мнению ученых. URL: https://www.pravda.ru/news/science/2172749-ai-in-creativity. (дата обращения: 24.02.2025).
15. GPT-2 нейросеть от OpenAI. Быстрый старт. URL: https://habr.com/ru/articles/440564 (дата обращения: 25.02.2025).
16. Котенков И. Как работает ChatGPT. URL: https://habr.com/ru/companies/ods/articles/716918 (дата обращения: 27.02.2025).
17. Tessler M.H. AI can help humans find common ground in democratic deliberation. URL: https://www.science.org/doi/ (дата обращения: 27.02.2025). DOI: 10.1126/science.adq2852
18. Learn about our leading AI models. URL: https://ai.google/get-started/our-models (дата обращения: 28.02.2025).
19. Goodfellow J., Poubit-Abadi J., Mirza M., Bing Xu, Ward-Farley D., Ozair S., Courville A., Bengio Y. Generative Adversarial Networks. URL: https://arxiv.org/abs/1406.2661 (дата обращения: 28.02.2025).
20. Тесленко Д., Ряднова Е. Artefact: узнать об экспонате все. URL: https://www.culture.ru/materials/253410/artefact-uznat-ob-eksponate-vsyo (дата обращения: 28.02.2025).
21. Медведев А.И. Правовые аспекты искусственного интеллекта и смежных технологий // Журнал суда по интеллектуальным правам. 2022. Вып. 4 (38). С. 48-63. EDN: CJMVTD
22. Титова Т.А. Влияние нейросетей на визуальное искусство и его развитие // Научный лидер. 2023. №44 (142). URL: https://scilead.ru/article/5178-vliyanie-nejrosetej-na-vizualnoe-iskusstvo-i- (дата обращения: 01.03.2025). EDN: QRXUSN
23. Рамос Г. Этические аспекты искусственного интеллекта. URL: https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics (дата обращения: 01.03.2025).
24. Как устроено творчество машин: примеры применения генеративного дизайна. URL: clck.ru/3GrZs3 (дата обращения: 01.03.2025).
25. Verso F. How AI Is Making Music More Creative and Accessible. URL: https://querianson.com/how-ai-is-making-music-more-creative-and-accessible. (дата обращения: 01.03.2025).
26. Демократизация искусственного интеллекта. URL: https://news.microsoft.com/ru-ru/features/demokratizatsiya-iskusstvennogo-intellekta. (дата обращения: 01.03.2025).
27. How AI is Keeping Old Languages Alive. URL: https://autogpt.net/the-impact-of-ai-in-languages-preservation (дата обращения: 02.03.2025).
28. Delclos C. Countering Digital Colonialism. URL: https://lab.cccb.org/en/countering-digital-colonialism (дата обращения: 02.03.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подход е, включающем структурно-функциональный и проблемнохронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
В ст атье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая - обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпрет ации сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е. П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е. П. Паршиной в культурном пространстве региона.
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционнорезонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей
В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Сол ей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В. М. Петиновым, В. М. Алексеевым, В. А. Сметанниковым, П. Ф. Гречкиным, П. П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора
В ст атье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи
В статье дан краткий анализ истории возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Год защитника Отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне являются глубоко символичными событиями, имеющими огромное значение для России и ее граждан. Они неразрывно связаны с исторической памятью и национальной идентичностью российского общества.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/