В данной статье рассматривается создание и развитие электронного образовательного ресурса «Алгоритмизация глагольного словоизменения», который нацелен на формирование и совершенствование навыков иностранных учащихся в области морфологии русского языка. В процессе разработки онлайн-курса автором был сделан акцент на те его элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и освоению тематики: схемы, таблицы, задания, дифференцированные по уровням владения русским языком как иностранным. В работе описана история создания электронного образовательного ресурса, дан обзор практики его использования, приведены рекомендации по улучшению курса в связи с перспективами его развития. Кроме того, рассматриваются возможные направления дальнейшего совершенствования онлайн-курса, такие как расширение функционала ресурса и снабжение его новым наглядно-иллюстративным материалом, что обеспечит его актуальность и практическую ценность в условиях цифровизации образования. Немаловажно, что в статье приводятся авторские методические разработки, касающиеся алгоритмизации спряжения, а также рассматриваются некоторые теоретические аспекты данной проблемы (например, формализация словоизменения глаголов, модели которых нередко смешивают). В заключении даны чёткие выводы по вопросам развития электронных образовательных ресурсов по словоизменению.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Языкознание
В данной статье рассматривается создание и развитие электронного образовательного ресурса «Алгоритмизация глагольного словоизменения», который нацелен на формирование и совершенствование навыков иностранных учащихся в области морфологии русского языка. В процессе разработки онлайн-курса автором был сделан акцент на те его элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и освоению тематики: схемы, таблицы, задания, дифференцированные по уровням владения русским языком как иностранным.
Список литературы
1. Будай В.Г. Алгоритм словоизменения русских глаголов. Настоящее (простое будущее) время: учебно-методическое пособие по русскому языку как иностранному. СПб: Златоуст, 2012. 104 с. EDN: ZUZNHJ
2. Викисловарь. Шаблоны словоизменения [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C:%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 05.11.2024).
3. Власова Н.С. Методика преподавания РКИ: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА, 2022. 144 с.
4. Гамирова Д., Кастельви Ж. Система уровней в ТРКИ и общеевропейских компетенциях владения языком [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/357807096_Sistema_urovnej_v_TRKI_i_obseevropejskih_kompetenciah_vladenia_inostrannym_azykom(датаобращения:16.10.2024).
5. Глазунова О.И. Программа по русскому языку как иностранному. Уровни А1-С2. Основной курс. Фонетика. Лексика. Грамматика. Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо / О.И. Глазунова, Д.В. Колесова, Т.И. Попова. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Курсы, 2022. 216 с.
6. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение [Электронный ресурс]. URL: https://gramdict.ru/contents(датаобращения:05.11.2024).
7. Зализняк А.А. “Русское именное словоизменение” с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. I-VIII, 752 c. (Studia philologica). EDN: ZNBSEX
8. Лебедев А.А. Алгоритмизация глагольного словоизменения: курс дистанционного обучения по русскому языку как иностранному [Электронный ресурс]. URL: https://vpo.ggtu.ru/course/view.php?id=894(датаобращения:21.10.2024).
9. Лебедев А.А. О модификации системы Будая для создания электронного образовательного ресурса // Федеральный научно-методический журнал “Методист. Профессиональное образование”. М.: ООО “Издательский дом “Методист”, 2024, №3. С. 47-50.
10. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина и др. (электронное издание). 7-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 200 с.
11. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова (электронное издание). 5-е изд. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.
12. Приказ Минобрнауки от 18.10.2023 №998 “Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке” [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220006?index=1(датаобращения:18.10.2024).
13. Фузия [Электронный ресурс]. URL: https://rus-lingvistic-term.slovaronline.com/1811-%D1%84%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 23.10.2024).
14. Яковлев М.В. Традиции русской классики и поиски обновления искусства. Диалог со временем - сквозная тема русской литературы первой половины ХХ века / Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. №1. С.87-95. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnikggtu.ru/выпуск-№1-2021-15(датаобращения:09.02.2025). EDN: AIBZFB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В предлагаемой статье исследуется акмеологические признаки эффективности современных педагогических технологий. Целью статьи является рассмотрение на примере педагогической технологии проектного типа в университетском образовании акмеологической природы педагогического проектория и его потенциала в формировании профессиональных ценностных ориентиров в рамках Педагогического клуба Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Для достижения поставленной цели методом контент-анализа, аналитического обзора литературы, нормативно-правовых источников и образовательной практики определяется сущность педагогического проектория, его потенциал в образовательном процессе университета, принципы организации, место в Программе студенческого педагогического клуба «Ступени мастерства», технологические отрезки в структуре педагогической технологии проектория в профессионально-педагогическом образовании в университете. Предложенные особенности портрета поколения «зуммеров» рассмотрены в применении к аспектам проектирования, как вида учебной и квазипрофессиональной деятельности в университете. Согласно нашей рабочей гипотезе, технология проектной деятельности, на примере Педагогического проектория, способствует формированию профессиональных ценностных ориентиров у будущих педагогов и акмеологическому вектору роста профессионализма и развития профессиональной компетентности у студентов в университете. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе полученных ранее результатов, идея проектной деятельности в студенческом клубном объединении обновлена новыми видами заданий и их решения в педагогическом проектории.
Данная статья посвящена проблеме обучения пунктуационной стороне иноязычной речи учащихся 10 и 11 классов средней общеобразовательной школы. Актуальность обучения англоязычной пунктуации представляется значимой, поскольку для эффективного решения коммуникативных задач в процессе письменного речевого общения важно уметь не только применять знаки препинания, но и адекватно их воспринимать при чтении. Методы исследования представлены анализом научно-методической литературы, обобщением и интерпретацией полученных данных. В рамках исследования проведен анализ учебных и учебно-методических пособий по методике обучения английскому языку с целью определить сущность пунктуационных навыков, их место в структуре умений письменной речи. Представлен анализ современных УМК, которые используются в 10 и 11 классах, отражающий обучение этому феномену. Особое внимание уделяется принципам пунктуации, лежащим в основе русской и английской пунктуационных систем. В статье приведены значимые в лингводидактическом отношении результаты лингвистических исследований, раскрывающих взаимосвязь пунктуации и интонации, пунктуации и синтаксиса. Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод о необходимости обучать не только расставлять знаки препинания, а также читать с опорой на знаки препинания.
Решение задач - важнейший вид учебной деятельности, в процессе которого обучающимися усваивается предметное содержание учебных дисциплин, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления. В основе реализации задачного подхода в обучении лежит методика решения задач, которая имеет определяющую значимость в формировании мыслительных умений. В работе рассматривается взаимосвязь между многомерным и вариативным мышлением и операциями причинно-следственного анализа. Многомерное мышление проявляется в способности разрешать проблемную ситуацию, определяя и выстраивая взаимоотношения между элементами соответствующей задачной модели. Вариативное мышление проявляется в способности находить разнообразные варианты решения задачных ситуаций. Основное внимание в статье уделяется вопросу конструирования обратных задач. Обратная задача - важный инструмент в различных областях науки и техники. Она позволяет получить информацию о скрытых процессах и закономерностях на основе выходных данных. Постановка и решение обратной задачи как продуктивные преобразования, связаны с изменением задачной структуры, и характеризуются высоким уровнем сложности. Делается вывод о том, что задачи обратной структуры должны быть включены в процесс обучения как яркий пример интеллектуального творчества. Приведены примеры составления обратных задач. Задача о робототехническом устройстве «манипулятор» (вычисление углов по заданному положению рабочего органа манипулятора и известной схеме его кинематики) и задача о получении коэффициентов гармоник с целью синтеза звука инструментов (получение сигналов с помощью ряда Фурье с соответствующими коэффициентами).
Актуальность представленной статьи определяется активным интересом преподавателей-лингвистов к поиску новых образовательных возможностей и решений на занятиях РКИ, особенно в китайской аудитории. Педагоги, работая с современными китайскими студентами в России или за границей, сталкиваются с проблемами погружения иностранных учащихся в аутентичную языковую среду. Одним из наиболее эффективных способов такого погружения, а значит, и развития, совершенствования у студентов различных составляющих русского языка, среди которых особое место занимает знание о культуре народа, способствующее обучению активной, адекватной и эффективной межкультурной коммуникации, является российская аудиовизуальная культура, и в частности, кинофильмы. Новизна статьи обусловлена установкой на комплексный подход к анализу аудиовизуального материала: так, в статье описываются возможности, которые предоставляет лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ кинокартин. Кроме того, новизна статьи исходит из самого выбранного материала - фильма «Волшебный портрет», - в котором явно и ярко проявляет себя двукультурность, двунаправленность этого кино - ориентированность одновременно на русского и китайского зрителя, что порождает двойную оптику восприятия. Лингвокультурологический, а также культурологический, проблемный и семиотический анализ этого фильма направлен на достижение китайскими учащимися глубокого понимания как смысла и поэтики, так и присутствующих в картинах коммуникативных ситуаций, с проявленными в них лексическими и стилистическими элементами, которые знакомят студентов с различными аспектами общественно-политической, экономической, культурной, религиозной, бытовой русской и китайской жизни прошлого и настоящего.
В данной статье рассматривается методический потенциал мультимодального рекламного текста с интерактивным компонентом, представленным в виде QR-кода, и его использование на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Объектом исследования является интеграция QR-кодов в рекламные материалы, что позволяет создать многослойный контекст для изучения языка. Мультимодальные тексты, объединяющие визуальные, вербальные и аудиовизуальные элементы, способствуют более глубокому восприятию информации и активизации учебного процесса. Статья анализирует преимущества использования QR-кодов в образовательной практике, включая доступ к дополнительным ресурсам и возможность интерактивного взаимодействия студентов с материалом. Рассматриваются примеры грамматических тем, подходящих для применения на занятиях по русскому как иностранному (РКИ) в полиэтнических группах с уровнем владения языком B1 и B2 (ТРКИ-I и ТРКИ-II соответственно). Описываются методические приемы работы с мультимодальными рекламными текстами, которые помогают развивать навыки критического мышления, межкультурной коммуникации и языковой компетенции у учащихся. Также рассматриваются примеры заданий, направленных на активизацию речевой деятельности студентов и углубление их понимания социокультурных аспектов языка. В заключение подчеркивается необходимость внедрения мультимодальных подходов в преподавание РКИ для повышения мотивации и эффективности обучения.
В статье рассматривается региональный компонент содержания образования в подготовке будущих педагогов. Цель статьи - актуализация возможностей регионального компонента в подготовке будущих педагогов с учетом требований современной жизни. Автор подчеркивает большой воспитательный потенциал регионального компонента. Сегодня необходимо новое поколение педагогов, способных реагировать на изменения и новые условия профессиональной деятельности.
Анализ практики и собственный преподавательский опыт показывает, что будущие педагоги часто не готовы к существующей педагогической действительности, что создает трудности вхождения в профессию. Представленные положения могут стать проблемным полем для дальнейшего научного обсуждения использования регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.
При написании статьи автором использовался теоретический и сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы, анализ собственного педагогического опыта, проектирование, наблюдение, прогнозирование.
Новизна исследования заключается во включении регионального компонента содержания образования в процесс подготовки будущих педагогов, обобщении и систематизации актуальных для региона идей, раскрытии конструктивных элементов регионального педагогического опыта и условий их использования в современном образовании.
Практическая значимость отражает возможность применения регионального компонента содержания образования в подготовке будущих педагогов.
В статье представлены результаты теоретического и прикладного исследования по развитию графомоторных навыков у младших школьников. Изучение научной литературы по данному вопросу показало, что в большинстве современных работ формирование и развитие графомоторных навыков осуществляется в рамках коррекционной педагогики, в работе с детьми, имеющими речевые, ментальные нарушения. Практика же, напротив, нацеливает на необходимость формирования данного вида навыков также у детей с нормотипичным развитием. Автором проанализированы исследования в области развития графомоторных навыков у детей, дана критическая оценка теоретическим и современным прикладным исследованиям в данной области. В статье представлены результаты работы кафедры по внедрению эффективных технологий развития графомоторных навыков младших школьников, которая осуществлялась в образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево Московской области. Охарактеризованы наиболее эффективные технологии, используемые в 2023-2024 годах в первых классах общеобразовательных школ с охватом 227 испытуемых. Особо представлена работа с родителями первоклассников, направленная на развитие графомоторных навыков в условиях семьи, совместной деятельности детей и взрослых. Сделан вывод о необходимости продолжения начатого исследования в области развития графомоторных навыков у младших школьников.
В статье исследуется проблема чтения как важнейшего условия формирования опыта мыследеятельности. Регулярное чтение развивает мыслительные способности человека, учит думать, анализировать, оценивать информацию, накапливая и формируя необходимый в условиях инновационного развития опыт мыслительной деятельности. В статье рассматриваются формы работы, позволяющие сформировать условия, при которых чтение станет не просто обязательным занятием, а увлекательным и желанным процессом для каждого человека. Отмечаются большие перемены, происходящие в сфере культуры и задачи, которые ставит общество перед будущими специалистами данной сферы с учётом быстроменяющейся ситуации. Рассматривается роль формирования навыка регулярного чтения у будущих специалистов сферы культуры, т. к. именно они влияют на формирование культурных смыслов, способствуют сохранению культурных и духовных ценностей страны, формируют информационную культуру личности и прививают любовь к чтению. Цель статьи - определить значимость регулярного чтения для формирования опыта мыслительной деятельности, а также выявить пути интеграции чтения в образовательный процесс для повышения эффективности подготовки будущих специалистов. Согласно нашей гипотезе, регулярное чтение студентов - это не просто развлечение, а процесс, влияющий на развитие мыслительных процессов и формирование опыта мыследеятельности. Основным результатом исследования является вывод о том, что именно регулярное чтение является ключевым условием развития всех мыслительных процессов и формирования необходимого опыта мыслительной деятельности.
Издательство
- Издательство
- ГГТУ
- Регион
- Россия, Орехово-Зуево
- Почтовый адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- Юр. адрес
- 142611, Московская обл, г Орехово-Зуево, ул Зеленая, д 22
- ФИО
- Скударева Галина Николаевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mo_ggtu@mosreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ggtu.ru/