Статья: Методологические принципы адаптации показателей эффективности классических библиотек для комплексной оценки ЭБС в профессиональном образовании (2025)

Читать онлайн

Цель исследования. Цель работы заключается в выявлении ключевых методологических принципов адаптации показателей эффективности классических библиотек для оценки педагогической и образовательной результативности электронных библиотечных систем (ЭБС) в профессиональном образовании, а также в определении их практической значимости для формирования инструментария анализа влияния цифровых ресурсов на учебный процесс.

Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и эмпирические методы. Системно-функциональный подход был применен для формулирования преимуществ ЭБС (удаленный, быстрый, равный, легкий … доступ), что обеспечило комплексный анализ их влияния на образовательный процесс. Историко-аналитический метод использовался для выявления ключевых показателей эффективности, применяемых при оценке деятельности классических библиотек, что позволило обосновать их адаптацию к условиям цифровой образовательной среды. Эмпирический анализ включал обработку статистических данных, предоставленных электронными библиотечными системами, с использованием информации из административных кабинетов и открытых источников. Нормативно-правовой анализ охватывал изучение государственных стандартов и положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечило проверку соответствия функционала ЭБС установленным образовательным требованиям. Сравнительный метод был применен для сопоставления традиционных показателей эффективности библиотек с новыми метриками, обусловленными спецификой цифровой среды.

Результаты исследования демонстрируют, что несмотря на преемственность основных показателей эффективности от классических библиотек, в цифровой среде они трансформируются и приобретают новое качество. Такие метрики как количество регистраций, число посещений и обращений, количество книговыдач, статистика отказов и поисковые запросы становятся более детализированными благодаря цифровым технологиям. Адаптированные показатели позволяют более детально подойти к оцениванию педагогической и образовательной эффективности ЭБС - влиянию на формирование профессиональных компетенций, поддержку непрерывности обучения и достижение ФГОС ВО.

Заключение подчеркивает, что полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки комплексной модели оценки эффективности ЭБС, требующей дальнейшей верификации и углубленного изучения взаимосвязей между использованием электронных ресурсов, академической успеваемостью студентов и формированием профессиональных компетенций.

Ключевые фразы: библиотека, электронные библиотечные системы, эбс, ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, эффективность эбс
Автор (ы): Потапова Светлана Олеговна, Амбросенко Николай Дмитриевич, Лысак Ольга Александровна
Журнал: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
378.4. Университеты
Префикс DOI
10.21686/1818-4243-2025-3-51-60
Для цитирования:
ПОТАПОВА С. О., АМБРОСЕНКО Н. Д., ЛЫСАК О. А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭБС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2025. ТОМ 29, № 3
Текстовый фрагмент статьи