В настоящей статье с помощью проблемно-хронологического метода проанализирован опыт внедрения Дальтон-плана в Советской России. Целью статьи является выявление положительных результатов инновации и причин отказа от нее. Актуальность настоящего исследования продиктована современным трендом на индивидуализацию образования, закрепленному в российских нормативных документах, общемировому курсу на индивидуализацию обучения и необходимостью детального анализа опыта внедрения индивидуализации. Дано краткое описание сущности Дальтон-плана в рамках целей настоящей статьи. Рассмотрены причины, побудившие руководство Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), обратиться к зарубежным педагогическим разработкам. Проанализирован ход реализации реформ и теоретический диспут вокруг этих инноваций в разрезе общественно-политической повестки. Приведены примеры исследований того времени по результатам внедрения Дальтон-плана. Выявлены тренды в ранней советской педагогике, помешавшие масштабному внедрению Дальтон-плана в системе образования. Сделаны выводы о результатах использования Дальтон-плана и причинах отмирания практики его применения. В конце статьи рассмотрены точки зрения различных авторов на процесс применения Дальтон-плана в системе образования Советской России. Особенностью настоящей статьи можно считать то, что большинство аргументов и выводов сделано на основе анализа источников того времени.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Вопрос индивидуального подхода в обучении занимал умы педагогов с древних времен. С некоторого момента появился термин индивидуализации образования. Изучению этого подхода в обучении и воспитании на сегодняшний день посвящены, наверное, уже миллионы страниц, многие тысячи научных статей и диссертаций. Но при этом до сих пор нет единого мнения на то, что подразумевается под индивидуализацией в педагогике.
Список литературы
1. Паркхёрст, Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Е. Паркхёрст; перевод с английского Р. Ландсберг. - М.: Новая Москва, 1924. - 234 с. - Текст: непосредственный.
2. Хуторской, А. В. Дальтон-план Елены Паркхерст и другие зарубежные системы обучения / А. В. Хуторской. - Текст: непосредственный // Народное образование. - 2012. - № 8 (1421). - С. 220-229. EDN: PERZHB
3. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1945. - 567 с. - Текст: непосредственный.
4. Changes in Nordic Teaching Practices: From individualized teaching to the teaching of individuals / I. Carlgren, K. Klette, S. Myrdal [et al.] // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2006. - No. 50 (3). - Pp. 301-326.
5. Giota J. Changes in individualized teaching practices in municipal and independent schools 2003, 2008 and 2014 - student achievement, family background and school choice in Sweden / J. Giota, D. Bergh, I. Emanuellsson // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. - 2019. - No. 5 (2). - Pp. 78-91.
6. Богуславский, М. В. Народный комиссариат Просвещения / М. В. Богуславский. - Текст: непосредственный // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. Том 2 / главный редактор В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 22-23. EDN: YZATBJ
7. Дальтон-план в русской школе / под редакцией И. С. Симонова, Н. В. Чехова. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1924. -142 с. - Текст: непосредственный.
8. Свадковский, И. Ф. Дальтон-план в применении к советской школе / И. Ф. Свадковский. - М.: Главполитпросвет, 1926. - 155 с. - Текст: непосредственный.
9. Дальтон-план в русской школе. Выпуск II: Год работы в трудовой школе II ступени / под редакцией И. С. Симонова, Н. В. Чехова. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 233 с. - Текст: непосредственный.
10. Дальтон-план в действии. Исследование комиссии института научной педагогики / Т. В. Брагин, Е. Н. Эвергетова, А. П. Серебренников, И. В. Эвергетов. - Л.: Государственная библиотека по народному образованию, 1925. - 75 с. - Текст: непосредственный.
11. Методы индивидуализирующего труда. Выпуск II / под редакцией М. М. Рубинштейна. - М.: Мир, 1925. - 150 с. - Текст: непосредственный.
12. Рудик, П. А. Дальтонский план в школе второй ступени / П. А. Рудик. - М.: Новая Москва, 1926. - 92 с. - Текст: непосредственный.
13. Блонский, П. П. Что нам взять от Долтонского плана? / П. П. Блонский. - М.: Работник просвещения, 1924. - 22 с. - Текст: непосредственный.
14. Программы-минимум для единой трудовой школы 1-й и 2-й ступени / Подотдел социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования. - 2-е изд., доп. - Петроград: Отдел снабжения Петрогубоно, 1923. - 164 с. - Текст: непосредственный.
15. Степанов, Я. Н. На путях к методу проектов. Сборник третий: Работа сельской школы I ступени / Я. Н. Степанов, Б. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. - 118 с. - Текст: непосредственный.
16. Кагаров, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе / Е. Г. Кагаров. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с. - Текст: непосредственный.
17. Грумова, Н. А. История реализации Дальтон-плана в образовании России и бывшего СССР / Н. А. Грумова, К. Е. Ситников. - Текст: непосредственный // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. - 2020. - № 8 (26). - С. 4-10. EDN: KZHXGC
18. Левченко, О. Ю. Опыт использования Дальтон-плана в отечественной школе в 20-е годы XX века / О. Ю. Левченко. - Текст: непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2020. - Том 15. - № 1. - С. 92-97. EDN: KOWPTC
19. Некрылова, О. Г. Реализация американского Дальтон-плана в условиях становления советской школы в 1920-е гг. / О. Г. Некрылова. - Текст: непосредственный // Проблемы социальных и гуманитарных наук. - 2020. - № 1 (22). - С. 117-122. EDN: LHXJIV
20. Помелов, В. Б. Реформатор в области организации обучения Хелен Паркхерст и ее Дальтон-план / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Историко-педагогический журнал. - 2022. - № 3. - С. 58-70. EDN: SYBZIP
21. Рожков, С. Ю. Дальтон-план как инновационный подход обучения в системе образования Ставропольского края в 20-30-х гг. XX века / С. Ю. Рожков. - Текст: непосредственный // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Л. И. Тимошенко. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2017. - С. 57-62. EDN: ZBYPDL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процесс актуализации аксиологической составляющей русской (прежде всего - гуманитарной) науки однозначно отвечает требованиям эпохи, предъявляемым к современной России как государству-цивилизации с тысячелетним опытом исторического бытия. Очевидное родство отечественной литературоведческой и исторической мысли, думается, позволяет реализовывать общие для этих двух союзных областей научного знания методологические установки в конкретике осмысления русского литературного процесса как неотъемлемой органической части русской истории в узловых / знаковых моментах его развития / проявления. Данная статья представляет собой попытку рассмотрения событий, связанных с 1812 годом как центром собирания духовных созидательных сил русского народа и государства Российского. В центре внимания авторов находится творческая личность яркого представителя русской общественно-исторической и литературно-публицистической мысли первой трети XIX века С. Н. Глинки.
Школе как социальному институту общества необходимо своевременно реагировать на актуальные вызовы, обеспечивая подрастающее поколение важными внутренними ресурсами адаптации человека к непостоянству, неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира. Одним из таких ресурсов является креативное мышление учащихся. В статье представлен психологический аспект понятия «креативность» как основа педагогического исследования, посвященного формированию креативного мышления школьников. Автор анализирует психологические теории и концепции отечественных и зарубежных исследователей креативности и делает попытку разграничить понятия «креативность», «творчество», «креативное мышление» и «творческая деятельность». Акцент на деятельностном и содержательном аспектах креативности позволят рассматривать этот феномен как результат проявленности креативного мышления. Это дает автору основание для дальнейшего исследования результативных средств формирования креативного мышления обучающихся.
В статье обоснована необходимость и возможность повышения эффективности подготовки иностранных военнослужащих на основе учета их этнокультурных особенностей. Опора на ментально-когнитивные особенности обучаемых, сложившиеся в культурной среде этноса, позволяет создать условия обучения, адаптированные к восприятию, понимаю, запоминанию обучающимися необходимого объема знаний и умений. Представлена технология обучения иностранных военнослужащих в военных вузах России на основе личностно-ориентированного подхода и идей кросс-культурной дидактики, описаны ее компоненты. Сформулированы требования к реализации процесса подготовки иностранных обучающихся на основе их этнокультурных и ментальных особенностей. Коротко представлены результаты апробации.
В статье отражены вопросы разработки новых инструментов и технологий дистанционного наставничества в сфере обучения вождению, а именно программы дистанционного наставничества на основе персонализированного подхода. Определена необходимость его использования для проектирования программы дистанционного наставничества на основе моделей педагогического дизайна СМАРТ и 4C/ID, обоснованы условия успешной реализации программы, представлены результаты разработки авторского содержания программы как средства оптимизации процесса наставничества при организации дистанционного формата. Разработана программа дистанционного наставничества выпускников автошкол, которая поможет поддержать выпускников автошкол, повысить уровень навыков вождения и степень готовности к самостоятельному вождению.
В данной статье раскрывается необходимость развития экономической грамотности у старшеклассников в профессионально ориентированной старшей школе, а также выявлены целевые ориентиры, которые позволяют выстроить модель формирования экономической грамотности обучающихся в учебном процессе.
В статье анализируются результаты опроса студентов Армавирского государственного педагогического университета по вопросам мотивации, организации и перспектив научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата и магистратуры. Представлены формы научной деятельности, в которых студенты принимают участие, перспективное видение студентами своей научной деятельности. Рассмотрены система информирования студентов о возможностях участия в научных мероприятиях, эффективные формы поддержки студенческих научных исследований. Дана оценка деятельности научного студенческого общества и Совета молодых ученых. Названы основные барьеры, препятствующие развитию научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Сформулированы рекомендации по оптимизации научно-исследовательской работы студентов и развитию их научно-исследовательского потенциала.
В статье рассматриваются особенности развития коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза в условиях контекстно-рефлексивной технологии. Коммуникативная компетенция в образовательном пространстве медицинского вуза рассматривается как ключевой элемент профессиональной подготовки будущей профессиональной деятельности, необходимый для эффективного взаимодействия с пациентами, коллегами и сотрудниками здравоохранения. В статье обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию коммуникативной компетенции, среди которых выделяются сами мотивы студентов медицинского вуза, активное использование интерактивных методов обучения, внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, поддержка со стороны преподавателей и наставников. Особое внимание уделяется рефлексии в контекстно-рефлексивной технологии как осмыслении студентами медицинского вуза своих профессиональных действий, их анализ и прогнозирование. Обозначена перспектива дальнейших исследований в данной области.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/