В представленной публикации предпринята попытка изучить возможности применения технологий искусственного интеллекта в кинопроизводстве, что раскрывается в идеях, обсуждаемых группой исследователей с выдающимся разносторонним продюсером Рафаелом Минасбекяном, являющимся одним из ключевых акторов современного кинопроизводства России.
This publication explores the potential applications of artificial intelligence in film production. The ideas were discussed in a conversation of a group of researchers with the exceptionally versatile producer Rafael Minasbekyan, one of the key figures in Russia’s contemporary film industry.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Авторы взяли интервью у Рафаэля Минасбекяна — продюсера, сценариста, режиссера и исполнительного директора нескольких организаций, играющих ключевую роль в российском медиапространстве. Ранее он был генеральным директором GPM KIT (кинотеатр “Газпром-медиа”. Интернет. Television Group), дочерней компании “Газпром-медиа”, крупнейшего медиахолдинга в России и Восточной Европе В настоящее время он возглавляет кинокомпанию “Мирфильм”.1 В этом интервью рассматривается кинопроизводство через призму искусственного интеллекта в сравнении с художественным творчеством, рассматривается его общественная миссия и рассматриваются права и свободы потребителей.
The authors interviewed Rafael Minasbekyan—a producer, screenwriter, director, and executive leader of several organizations pivotal to Russia’s media landscape. Previously a CEO of GPM KIT (Gazprom-Media’s Cinema. Internet. Television Group), a subsidiary of Gazprom Media, the largest media holding in Russia and Eastern Europe, he now heads the film company Mirfilm.1 This interview explores film production through the lens of artificial intelligence versus artistic creativity, examining its societal mission while considering consumer rights and freedoms.
Список литературы
1. Интерфакс. (28 марта 2025 г.). МУИВ и РАН в рамках “Малышевских чтений” организовали обсуждение применения ИИ в образовании. URL: https://www.interfax-russia.ru/academia/news/muiv-i-ran-v-ramkah-malyshevskih-chteniy-organizovali-obsuzhdenie-primeneniya-ii-v-obrazovanii (23.06.2025).
2. Кирсанова, Е.Е. (2023). Обзор основных теорий определения правового режима объектов, созданных искусственным интеллектом. Закон, (9). URL: https://zakon.ru/publication/igzakon/10469 (26.05.2025).
3. Лебеденко, С. (2020). Разбор “Черного зеркала”: сможем ли мы загрузить сознание в симуляцию. РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5f3cecf49a7947499ce81ec5?from=copy (26.05.2025).
4. Николаев, Н. (2024). Кастинг, графика и бюджет: как искусственный интеллект меняет кино. РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/65b76a999a7947e6157d060a (09.02.2025).
5. Asimov, I. (1942). Runaround. Astounding Science Fiction, (3), 94-103.
6. Bach, R. (1977). Illusions: The adventures of a reluctant messiah. Delacorte Press.
7. Brauner, A.-S. (2016). Runaround by Isaac Asimov and the significance of the Three Laws of Robotics in today’s world [Unpublished seminar paper]. Matthias-Grünewald-Gymnasium. https://www. DOI: 10.13140/RG.2.2.16275.14884
8. Gaul, V. (2024). Generative AI in movies market. MarketResearch.biz. URL: https://marketresearch.biz/report/generative-ai-in-movies-market/?trk=article-ssr-frontend-pulse_little-text-block (10.02.2025).
9. De Masi, V. (2025). Artificial intelligence and the transformation of film production: Emerging trends, technologies, and implications. https://www.academia.edu/128280537/Artificial_Intelligence_and_the_Transformation_of_Film_Production_Emerging_Trends_Technologies_and_Implications?sm=b (23.05.2025).
10. Kötke, J.-T. (2023). Self-awareness in AI. DOI: 10.13140/RG.2.2.14621.52960
11. Pelgrom, N.B. (2024).Intersecting logic and probabilities - and generative AI. https://www.academia.edu/127316621/Intersecting_Logic_and_Probabilities_and_Generative_AI?sm=b (23.05.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье изложены результаты эмпирических исследований практики использования технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в российских телевизионных редакциях в двадцатых дискуссиях будущей телевизионной (шире - журналистской) профессии и ее трансформации в условиях развития новых технологий. Для работы было проведено 18 интервью с направлениями, входящими в состав первого и частично второго мультиплексов, т. е. е. обязательных общедоступных телеканалов телевидения. Результаты исследования показывают, что сотрудники телевизионных редакций в силе профессиональных специалистов решают с помощью ИИ ряд достаточно тривиальных задач, что позволяет оптимизировать работу редакции и ускорить процесс редактирования. Одной из важных проблем применения технологии ИИ являются вопросы этики и авторского права, которые решаются в каждой редакции по-своему. Многие информанты основаны на создании внутриредакционных стандартов работы с технологиями ИИ и закреплении правил работы с новыми технологиями на законодательном уровне. По мере вероятной трансформации телевизионных участников исследования отдельных направлений оптимизации и ускорения некоторых «механических» процессов, благодаря чему журналисты концентрируются на создании более качественного и эксклюзивного контента. Среди возможных негативных последствий развития технологий ИИ в работе редактирования: увеличение скорости рабочих процессов, что может сказаться на повышении уровня стресса журналистов; увеличение количества фейковых новостей, сгенерированных ИИ; здоровая творческая профессия.
Статья посвящена изучению организационно-административного функционирования советской киноотрасли в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено перемещению киностудий в Казахскую ССР и влиянию местных властей на процесс производства фильмов. Исследование основано на архивных материалах, в том числе документах Архива Президента Республики Казахстан и Центрального государственного архива Республики Казахстан; некоторые из них публикуются впервые. Автор анализирует ключевые проблемы, с которыми столкнулись кинематографисты в условиях нехватки ресурсов, сложных бытовых условий и административного давления. Рассматриваются вопросы взаимодействия эвакуированных киностудий с республиканскими и союзными органами управления, конкуренции за ресурсы, а также влияние эвакуации на развитие национального кинематографа Казахстана. Статья предлагает новый взгляд на функционирование советской киноиндустрии в военный период, раскрывая взаимосвязь между политическими, экономическими и культурными процессами.
В данной статье анализируются два фильма Вима Вендерса - “Алиса в большом городе” (1974) и “Париж, Техас” (1984), которые можно рассматривать как повествовательное и стилистическое отражение фотографии. Опираясь на теории Сьюзан Зонтаг, Ролана Барта, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Уолтера Дж. Онга, Уильяма Дж. Митчелла и Роджера Скратона, эссе дает основу для понимания комментариев Вендерса о фотографии и визуальных медиа. Хотя оба фильма признают доказательную силу фотографии - ее прозрачное, непредвзятое представление того, что Барт называет фотографическим референтом, - они также демонстрируют ностальгию по непосредственному опыту и критикуют то, как фотография меняет человеческое восприятие. Анализ показывает, как камеры и другие технологические “дополнения” в фильмах Вендерса ограничивают творческое самовыражение и снижают способность к “чистому ремеслу” (более аутентичному человеческому самовыражению, например, письму). Живое общение служит контрапунктом к опыту, опосредованному камерой, помогая главным героям преодолеть свою скуку - или то, что Фрейд назвал бы меланхолией.
В данной статье рассматривается переосмысление образа демона-паука как традиционного китайского гендерного символа, начиная с романа «Путешествие на Запад» (У Чэнъэнь, 1592) и заканчивая современной видеоигрой «Черный миф: Укун» (2024). Используя культурную семиотику и теорию чудовищно-женственного, авторы сравнивают материалы романа и игры посредством текстового анализа и анализа тональности 1000 наиболее популярных комментариев к связанным видеороликам Bilibili. Анализ тональности показывает преимущественно положительный прием (69%), хотя критика гендерной репрезентации сохраняется. Результаты показывают, что благодаря нарративной реконструкции в игре демоны-пауки превращаются из одномерных соблазнительниц в многомерные фигуры с более человечным внешним видом. Их образы не только отражают глубокие эмоции, моральные дилеммы и самосознание, но и включают в себя эстетику, вдохновленную династией Тан, для усиления их культурного контекста, сохраняя при этом определенные чудовищные черты и ощущение трагической судьбы. Более того, в статье подчеркивается, что вместо того, чтобы отказываться от традиционных архетипов, игра переосмысливает их с эмоциональной глубиной и символической преемственностью, иллюстрируя, как культурные символы могут быть адаптированы для отражения более широких изменений в гендерном дискурсе и сложности повествования.
Статья посвящена выявлению, изложению, а также отображению в виде схем алгоритмов анализа фильма, применяемых авторами книг серии «Классика», издаваемых Британским институтом кино (BFI). Серия «BFI Film Classics» - чрезвычайно важное достижение в области анализа фильма: каждая книга представляет собой обстоятельный разбор одного кинематографического произведения. Однако, анализируя фильмы, авторы не артикулируют используемый инструментарий, что затрудняет его применение другими киноведами. Результаты настоящего исследования позволят ученым использовать примененные авторами книг инструменты при анализе фильмов, в случае необходимости адаптировав их для тех или иных исследовательских задач. Созданные на основе вычлененных алгоритмов разбора схемы существенно упростят процедуру анализа. Полученные данные могут быть использованы преподавателями киношкол и факультетов экранных искусств при разработке курса «Анализ фильма». В силу ограниченности объема в данной статье подробно рассматриваются три исследования - тексты, посвященные фильмам «Пикник у Висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock, 1975), «Сияние» (The Shining, 1980) и «Унесенные ветром» (Gone With the Wind, 1939).
Издательство
- Издательство
- ГИТР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- Юр. адрес
- 125284, г Москва, Хорошевский р-н, Хорошёвское шоссе, д 32А
- ФИО
- Литовчин Юрий Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@gitr.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 7876511
- Сайт
- https://gitr.ru/