Статья: ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ИХ ДВОЙСТВЕННЫЙ СТАТУС В КНИГЕ ВИМА ВЕНДЕРСА "АЛИСА В ГОРОДАХ" И "ПАРИЖ, ТЕХАС". (2025)

Читать онлайн

В данной статье анализируются два фильма Вима Вендерса - “Алиса в большом городе” (1974) и “Париж, Техас” (1984), которые можно рассматривать как повествовательное и стилистическое отражение фотографии. Опираясь на теории Сьюзан Зонтаг, Ролана Барта, Жана Бодрийяра, Маршалла Маклюэна, Уолтера Дж. Онга, Уильяма Дж. Митчелла и Роджера Скратона, эссе дает основу для понимания комментариев Вендерса о фотографии и визуальных медиа. Хотя оба фильма признают доказательную силу фотографии - ее прозрачное, непредвзятое представление того, что Барт называет фотографическим референтом, - они также демонстрируют ностальгию по непосредственному опыту и критикуют то, как фотография меняет человеческое восприятие. Анализ показывает, как камеры и другие технологические “дополнения” в фильмах Вендерса ограничивают творческое самовыражение и снижают способность к “чистому ремеслу” (более аутентичному человеческому самовыражению, например, письму). Живое общение служит контрапунктом к опыту, опосредованному камерой, помогая главным героям преодолеть свою скуку - или то, что Фрейд назвал бы меланхолией.

This paper analyzes two films by Wim Wenders-Alice in the Cities (1974) and Paris, Texas (1984)-which might be viewed, both narratively and stylistically, as a powerful reflection on photography. Drawing on theories by Susan Sontag, Roland Barthes, Jean Baudrillard, Marshall McLuhan, Walter J. Ong, William J. Mitchell, and Roger Scruton, the essay provides frameworks for understanding Wenders’s commentary on photography and visual media. While both films recognize photography’s evidential power-its transparent, unbiased representation of what Barthes calls the photographic referent-they also show nostalgia for unmediated experience and criticize how photography changes human perception. The analysis shows how cameras and other technological “extensions” in Wenders’s films limit creative expression and reduce ability for “pure handcraft” (more authentic human expressions like writing). Live communication serves as a counterpoint to camera-mediated experience, helping the main characters overcome their ennui-or what Freud would classify as melancholia.

Ключевые фразы: wim wenders, alice in the cities, paris, texas, photography, photograph, photographic referent, visual media, electronic media, mediation, secondary orality, hot and cool media
Автор (ы): ФИЛАТОВА ЕЛИЗАВЕТА
Журнал: НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Искусство
УДК
77. Фотография, кинематография и подобные процессы
791. Массовые развлечения и представления
Для цитирования:
ФИЛАТОВА Е. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И ИХ ДВОЙСТВЕННЫЙ СТАТУС В КНИГЕ ВИМА ВЕНДЕРСА "АЛИСА В ГОРОДАХ" И "ПАРИЖ, ТЕХАС". // НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 2025. 21 (2)
Текстовый фрагмент статьи