В условиях усиления конкурентной борьбы продовольственных ритейлеров многие торговые сети разрабатывают новые форматы торговых точек для городских пространств, которые могли бы быть экономически эффективны и в сельской местности. Появление нового формата торговой точки, интересной для клиента и способной выдержать конкуренцию с пунктами выдачи маркетплейсов и алкомаркетами, может стать ключом к доминированию на рынке. Статья посвящена оценке перспектив создания оптимального формата для продовольственных торговых сетей, имеющих высокий потенциал для распространения в сельской местности. Методологическую основу исследования составили системный подход, циклическая теория ритейла и теории пространственного развития. Методика работы включала три этапа: во-первых, сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров за 2015–2023 гг. в РФ; вовторых, оценку территориального распределения двух форматов торговых сетей (жестких дискаунтеров и минимаркетов) на примере Приволжского и Уральского федеральных округов; в-третьих, определение новых форматов торговых сетей вне города. На основе анализа рыночных трендов развития сетевой розничной торговли предложена концептуальная модель оптимального формата ритейла для сельской местности по параметрам ассортиментной, ценовой политики, распределения площади торгового зала и дополнительных услуг. Предложения по совершенствованию модели формата ритейла для сельской местности могут способствовать росту розничной торговли и развитию торговой инфраструктуры вне городов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Урбанизация большинства территорий РФ стимулирует интерес продовольственных ритейлеров к освоению городов. При этом сельская местность отстает в развитии розничной торговли продовольственными товарами. Во-первых, эти территории существенно отличаются в экономическом развитии и потенциале роста для продовольственного ритейла. Во-вторых, демографические прогнозы понижают привлекательность сельской местности за счет превалирующей доли пожилого населения со специфической потребительской корзиной. Однако в экспертном сообществе существует мнение о потенциале развития розничной торговли в сельской местности за счет создания особого формата ритейла, учитывающего специфику поведения потребителя через ассортиментную матрицу и дополнительные сервисы (например, такие как сборка и доставка товаров, пункты самовывоза, информация о товарах по QR-коду и др.). Данная точка зрения обоснована существенно меньшей конкуренцией в отделенных местностях [Bertrand, Kramarz, 2002; Basker, 2005; Jia, 2008; Ficano, 2013]. Соответственно, оценка потенциала форматов ритейла для сельской местности становится инструментом экономического развития и роста розничной торговли и услуг
Список литературы
1. Высоцкий О. (2010). Научные основы ценовой политики продуктового дискаунтного формата торговли // Труды ИСА РАН. Т. 60. С. 58-74. EDN: VOCKLL
2. Диянова С. Н. (2009). Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли // Молодой ученый. № 7 (7). С. 82-86. EDN: MUAKGV
3. Ефременко И. Н., Михайлюк М. В., Резников С. Н. (2023a). Западные модели рыночной эволюции европейского ритейла как бенчмарки перестройки бизнес-модели дисконт-ритейла в российской розничной торговле // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. № 12. С. 408-413. EDN: QCTNPM
4. Ефременко И. Н., Михайлюк М. В., Резников С. Н. (2023b). Конвергенция траекторий рыночной институционализации жестких дискаунтеров России и Европы: динамика роста и стратегии развития в системе товароснабжения потребительского рынка // Экономика устойчивого развития. № 4 (56). С. 290-294. EDN: TTXLFV
5. Калькова Н. Н., Сеитджелиев Э. А. (2018). Перспективы развития мягких дискаунтеров на розничном рынке // Научные исследования: теория, методика и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”. С. 343-345. EDN: QLWBFJ
6. Климанова Я. Д., Басаев З. В. (2022). Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. Т. 12, № 6. С. 1723-1742. DOI: 10.18334/epp.12.6.114964 EDN: RXYIAI
7. Ковалев В. Е., Новикова К. В., Антинескул Е. А. (2022). Кластерный анализ продовольственных ритейлеров России // Управленец. Т. 13, № 2. С. 70-84. DOI: 10.29141/2218-5003-2022-13-2-5 EDN: IZQHEA
8. Крапонина Ю. Э. (2015). Как торговые сети выживают в условиях санкционной войны // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Мамченко. Москва: Перо. С. 86-90. EDN: UYOCXV
9. Куралбай Б. Е., Смоленцева Л. Т. (2023). Тенденции развития дискаунтерной торговли в России // Инновации в науке и практике: сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Уфа: НИЦ Вестник науки. С. 9-15. EDN: GTOCMM
10. Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. (2022). Развитие розничной торговли России в контексте ее цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. Т. 12, № 5. С. 1599-1612. DOI: 10.18334/epp.12.5.114640 EDN: PXQBOC
11. Новикова К. В., Ощепкова Е. Д. (2021). Микромаркеты как новый формат торговли в условиях пандемии // Маркетинг и маркетинговые исследования. № 3. С. 208-214. EDN: RDGKVE
12. Папцов А. Г. (2021). Тенденции глобального продовольственного обеспечения в условиях пандемии // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 230, № 4. С. 285-296. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-285-296 EDN: NZDAIE
13. Радаев В. В. (2007). Как завоевывается рынок: распространение новых организационных форм в российской розничной торговле // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 10, № 3. С. 22-37. EDN: LDGYJV
14. Старкова Н. О., Хлусова О. С. (2019). Современное состояние российского рынка сетевого ритейла // Экономика устойчивого развития. № 2 (38). С. 87-92. EDN: XAZPYD
15. Федотов А. Н. (2021). Особенности организации маркетинга сетевого продуктового ритейла в условиях новых торговых форматов // Baikal Research Journal. Т. 12, № 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).10 EDN: LDDTEB
16. Федотов А. Н., Щепина С. В. (2018). Политика диверсификации торговых сетей на рынке продовольствия в условиях экономических санкций и импортозамещения // Baikal Research Journal. Т. 9, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).13 EDN: ZBEGGT
17. Чеглов В. П. (2019). Форматы сетевой розничной торговли и отражении практики в национальных отраслевых стандартах // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: материалы XI Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. С. 185-193.
18. Чеглов В. П., Столярова А. Н. (2020). Трансформация внутренней торговли в России в условиях цифровизации экономики // Менеджмент и бизнес-администрирование. № 2. С. 27-38. DOI: 10.33983/2075-1826-2020-2-27-38 EDN: KORCGQ
19. Щепина С. В. (2021). Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии // Baikal Research Journal. Т. 12, № 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).13 EDN: APWRDZ
20. Bahn R. A., Abebe G. K. (2017). Analysis of food retail patterns in urban, peri-urban and rural settings: A case study from Lebanon. Applied Geography, vol. 87, pр. 28-44. DOI: 10.1016/j.apgeog.2017.07.010
21. Basker E. (2005). Job creation or destruction? Labor market effects of WalMart expansion. Review of Economics and Statistics, vol. 87, pp. 174-183.
22. Bertrand M., Kramarz F. (2002). Does entry regulation hinder job creation? Evidence from the French retail industry. Quarterly Journal of Economics, vol. 117, issue 4, pp. 1369-1413. EDN: EJBFLR
23. Bustillos B., Sharkey J. R., Anding J., McIntosh A. (2009). Availability of more healthful food alternatives in traditional, convenience, and nontraditional types of food stores in two rural Texas counties. Journal of the American Dietetic Association, vol. 109, issue 5, pp. 883-889. DOI: 10.1016/j.jada.2009.02.011
24. Dominguez C. S. (2007). Retailing establishments: A competitive analysis of commercial formats from the consumers’ profiles and perceptions. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 14, issue 5, pр. 297-308. DOI: 10.1016/j.jretconser.2006.09.002
25. Ekstrom K. M., Jonsson H. (2022). Orchestrating retail in small cities. Journal of Retailing and Consumer Services, vol. 68, pp. 103008. DOI: 10.1016/j.jretconser.2022.103008
26. Fergus L., Seals K., Holston D. (2021). Nutrition interventions in low-income rural and urban retail environments: A systematic review. Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, vol. 121, issue 6, pp. 1087-1114. DOI: 10.1016/j.jand.2020.12.018 EDN: FHHYDM
27. Ficano C. C. (2013). Business churn and the retail giant: Establishment birth and death from Wal-Mart’s entry. Social Science Quarterly, vol. 94, issue 1, pp. 263-291. DOI: 10.1111/j.1540-6237.2012.00857.x
28. Gauri D. K., Jindal R. P., Ratchford B., Fox E., Bhatnagar A., Pandey A., … Howerton E. (2021). Evolution of retail formats: Past, present, and future. Journal of Retailing, vol. 97, issue 1, pр. 42-61. DOI: 10.1016/j.jretai.2020.11.002 EDN: YAJFKI
29. Goldman A., Ramaswami S., Krider R. E. (2002). Barriers to the advancement of modern food retail formats: theory and measurement. Journal of Retailing, vol. 78, pp. 281-295. DOI: 10.1016/S0022-4359(02)00098-2 EDN: DVTVRB
30. Hoenink J. C., Eisink M., Adams J., Pinho M. G. M., Mackenbach J. D. (2023). Who uses what food retailers? A cluster analysis of food retail usage in the Netherlands. Health and Place, vol. 81, pp. 103009. DOI: 10.1016/j.healthplace.2023.103009
31. Jia P. (2008). What happens when Wal-Mart comes to town: An empirical analysis of the discount retailing industry. Econometrica, vol. 76, issue 6, pp. 1263-1316. DOI: 10.3982/ECTA6649
32. Neumeier S. (2015). Street petrol station shops as an alternative to missing local food suppliers - Contribution to the German discourse on ‘Daseinsvorsorge’: A German view. Applied Geography, vol. 60, pp. 150-164. DOI: 10.1016/j.apgeog.2015.03.003
33. Neumeier S., Kokorsch M. (2021). Supermarket and discounter accessibility in rural Germany-identifying food deserts using a GIS accessibility model. Journal of Rural Studies, vol. 86, pр. 247-261. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2021.06.013 EDN: FYOGLV
34. Patil A., Borle S., Singh S. (2023). An empirical investigation of unique traits of retailing industry in emerging economies: The perspective of consumer-packaged goods manufacturers. Journal of Business Research, vol. 154, pр. 113254. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.08.018
35. Peiffer-Smadja O., Torre A. (2018). Retail decentralization and land use regulation policies in suburban and rural communities: The case of the Île-de-France region. Habitat International, vol. 72, pp. 27-38. DOI: 10.1016/j.habitatint.2017.02.003
36. Reed C., Yu T. E., Hughes D. (2023). Evaluating the factors influencing the location strategies of specialty grocers versus traditional supermarkets in the United States. Applied Geography, vol. 158, pp. 103034. DOI: 10.1016/j.apgeog.2023.103034
37. Sharkey J. R. (2009). Measuring potential access to food stores and food-service places in rural areas in the U.S. American Journal of Preventive Medicine, vol. 36, issue 4S, pp. 151-155. DOI: 10.1016/j.amepre.2009.01.004
38. Wang D., Li L. (2022). Disparities in spatio-temporal accessibility to fresh foods in Shanghai, China. Applied Geography, vol. 145, pp. 102752. DOI: 10.1016/j.apgeog.2022.102752
Выпуск
Другие статьи выпуска
The banking sector stability determines the financial immunity of a national economy. Current economic and political tensions precondition the need for predicative diagnosis of factors behind a decrease in a bank’s financial stability taking into account national specificities. The paper aims to explore the impact of intrabank parameters on a risk of deteriorated financial stability of Russian banks. The methodological basis of the study is the theory of financial management as applied to the banking practice. The research methods include content analysis, multiple regression, and logit modelling. The evidence comes from the published financial statements of Russian banks for 2018–2023. The paper suggests an approach for rating banks according to their financial stability and develops logit models for evaluating the risk of losing financial stability based on the CAMELS parameters. The analysis demonstrates a noticeable positive impact of the return on assets and a noticeable negative effect of the overdue loans share on a bank’s financial stability. At the same time, capital adequacy and current liquidity produce an ambiguous effect on the financial strength: they are significant only up to a certain point, after passing which they no longer exert any impact on the financial stability (the so-called “surplus paradox”). The study finds that the impact of the parameters differs for the mediumand long-term forecasting horizons: for a 6-month period, the return on assets is a more significant predictor of the financial instability risk, while the overdue loans share is more important for a 12-month period. The findings extend the understanding of the influence that bank’s internal factors have on their financial stability and can be useful in building the algorithms for analysing and forecasting banking risks
Необходимость учета экономических рисков и решения демографических проблем ставит на повестку вопросы формирования и сохранения качественного человеческого потенциала регионов, здоровьесбережения населения страны. Статья посвящена исследованию ресурсного обеспечения региональных систем здравоохранения в РФ для определения уровня доступности медицинской помощи населению. Методологической основой послужили концепции системной и региональной экономики, экономики труда. Использовались методы динамического, компаративного анализа, индексный, балльно-рейтинговый метод, метод интегральных коэффициентов. Информационную базу исследования составили данные Росстата по социально-экономическим показателям и по показателям здравоохранения федеральных округов России за 2005–2022 гг. Выявлена региональная дифференциация уровня доступности медицинской помощи населению. Так, например, высокие позиции Уральского федерального округа в 2021 г. в рейтинге эффективности региональных систем здравоохранения обусловлены развитой системой профилактики и оказания неотложной медицинской помощи населению. В то же время Сибирский и Дальневосточный федеральные округа находились в конце этого рейтинга из-за низкого уровня обеспеченности врачами отделений скорой медицинской помощи и финансирования здравоохранения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер по улучшению ресурсного обеспечения, совершенствованию управления и повышению эффективности здравоохранения на уровне страны и ее регионов
Транспортный комплекс играет особую роль в социально-экономическом развитии региона, которая зависит от наметившихся тенденций к росту мобильности населения, внедрения современных технологий, расширения экономических связей, увеличения объемов производства регионов. Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи между транспортным комплексом и экономикой региона на примере Уральского федерального округа. Методологической базой послужили теоретические положения региональной экономики и теории пространственного развития. Основным методом исследования выступает корреляционно-регрессионный анализ. Информационную базу составили данные Росстата по социально-экономическим показателям транспортного комплекса, а также валовому региональному продукту УрФО за 2010–2020 гг. Разработана регрессионная модель прогнозирования ВРП. В результате анализа выявлена связь между социально-экономическими показателями транспортного комплекса и валовым региональным продуктом УрФО. Установлена зависимость между показателями «плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием», «число погибших в ДТП на 100 000 человек» и ВРП УрФО. Сделан вывод о необходимости разработки интегрального показателя оценки транспортного комплекса, отражающий цифровую модернизацию и внедрение инноваций
Процесс роста городов и трансформация их урбанистической структуры являются отражением многих факторов: экономических, политических, социальных, идеологических и других. Уральский регион, характеризующийся концентрацией крупнейших городов, является одним из наиболее урбанизированных в РФ. Статья посвящена анализу урбанистических процессов Уральского региона на рубеже XX–XXI вв. в контексте общеэкономических, политических и духовно-нравственных факторов. Методология исследования базируется на теориях урбанизации, градостроительства, эволюционном подходе. Использованы аналитические, статистически и сравнительные методы исследования. Информационную базу составили данные Росстата за 1989–2022 гг., характеризующие динамику урбанистических процессов. Границы агломераций Урала определялись исходя из официальных документов территориального или стратегического планирования. В результате выявлены тенденции трансформации уральской системы расселения и ее урбанистической структуры, в частности, качественное изменение отраслевой структуры городов, уменьшение числа рабочих мест в промышленности и сокращение численности городского населения, усиление агломерационных процессов и концентрации населения в крупнейших городах. Показаны последствия деурбанизации и деиндустриализации Уральского региона, среди которых увеличение доли крупнейших городов и усиление дисбаланса между группами городов различной величины. Впервые описан конструкт «Уральский урбанистический квадрат», включающий четыре крупнейшие городские агломерации – Екатеринбургскую, Челябинскую, Уфимскую и Пермскую. Подчеркивается, что Уральский урбанистический квадрат становится местом сосредоточения инвестиционных, человеческих, экономических и социальных ресурсов, ядром развития Уральского макрорегиона и его соседних территорий
Национальный бренд влияет на развитие экономики страны, так как стимулирует или, наоборот, ограничивает готовность людей и организаций инвестировать различного рода ресурсы в рамках конкретной юрисдикции. При этом национальный бренд формируется на основе всех активностей организаций, функционирующих на территории страны. Статья посвящена развитию теоретического фундамента управления национальным брендом как системой. Методологической базой исследования послужила концепция национального брендинга и системный подход. Использован комплекс общенаучных методов, в том числе анализ, синтез, систематизация и обобщение. В результате определена и описана система управления национальным брендом, включающая вход (имеющееся восприятие страны), трансформационные процессы (создание образа) и выход (сформированный имидж). Значимость данной системы обусловлена способностью согласовывать интересы различных стейкхолдеров. Предложено видение реализации модели «7С» для национального бренда на основе понимания взаимосвязей, в результате которых формируется национальный бренд, а также представления о внешних и внутренних динамических процессах, меняющихся во времени и т. д. Исследование вносит вклад в представление о сущности управления национальным брендом с использованием принципов системного подхода, которая влияет на развитие экономики страны
Масштабные международные санкции, введенные объединенным Западом против России, предполагают пересмотр традиционной системы управления российской экономикой с учетом возникающих вызовов и ограничений. Статья посвящена рассмотрению многоуровневой системы управления экономикой России, релевантной для условий международной конфронтации. Методологической основой исследования является селективная «идеология пошаговых изменений», предполагающая дезагрегирование и децентрализацию экономической политики с целью обеспечения максимальной оперативности управленческих решений, в противовес холистической «идеологии тотального регулирования», ориентированной на планирование и выполнение обобщенных экономических индикаторов в рамках национальной стратегии развития. Использовались методы традиционного структурно-кибернетического и графического моделирования социальных систем с учетом специфики внешней среды. Информационной базой выступает кластер новейших исследований, раскрывающих с разных сторон роль феномена международных санкций в построении эффективной национальной экономики. Автором предложена графическая 4-контурная модель концентрического типа, которая дополняется функциональным описанием входящих в нее контуров (ядро экономики, приоритетные отрасли, новые производства и поддерживающие сектора) и методов управления. Приведены примеры управленческих мероприятий (массированное централизованное кредитование новых производств микрочипов, создание государственной корпорации «Росфарма» и т. д.), которыми могут быть наполнены четыре контура предлагаемой модели. Указанный набор мероприятий включает мягкие (слабые) меры, отрицающие административный форсинг, и жесткие (сильные) меры, которые его подразумевают. Показано, что в долгосрочной перспективе селективная модель управления будет постепенно преобразовываться в холистическую модель.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/