Статья посвящена исследованию механизмов взаимодействия государства и бизнеса в реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации. Проанализирована трёхуровневая архитектура управления (стратегический, тактический, региональный уровни), выявлены ключевые проблемы, такие как дублирование функций, бюрократические барьеры и недостаточная обратная связь с бизнесом. Предложена концептуальная модель межсубъектного взаимодействия, интегрирующая такие механизмы межсубъектного взаимодействия, как некоммерческие организации, государственно-частное партнёрство, социальное партнёрство и государственное администрирование. Разработан организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия государства и бизнеса в реализации государственной внешнеэкономической политики. В основу функционирования данного механизма автором заложена цифровая платформа. Особое внимание в механизме уделено созданию НКО «Центр содействия институциональному развитию региона», выступающее оператором цифровой платформы. Предложенная концептуальная модель и организационно-правовой механизм межсубъектного взаимодействия в реализации государственной внешнеэкономической политики направлены на создание обратной связи и улучшение диалога между бизнесом и властью.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Современные вызовы глобальной экономики, усугублённые санкционным давлением на Российскую Федерацию, актуализируют проблему эффективного взаимодействия государства и бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Данное взаимодействие является ключевым элементом реализации стратегических задач, обозначенных в таких программных документах, как «Международная кооперация и экспорт» и «Цифровая экономика Российской Федерации».
Список литературы
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Москва: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. 180 с.
2. Олсон М. Логика коллективных действий. Москва: Фонд экономической инициативы, 1995. 174 с.
3. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Москва: ГУ ВШЭ, 2002. 437 с.
4. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора. Москва: ИЭПП, 2004. 312 с.
5. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. Москва: Экономика, 2007. 447 с.
6. Белоусов Д.Р. Институциональные ловушки российского экспорта // Экономист. 2022. № 3. С. 28-41.
7. Голикова В.В. Санкции и адаптация ВЭД российских компаний // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. С. 15-29.
8. Фёдоров А.В. Экспортные ограничения и интересы бизнеса // Внешнеэкономический бюллетень. 2021. № 9. С. 12-25.
9. Ясин Е.Г. Адаптация бизнеса к новым реалиям // Вопросы экономики. 2023. № 4. С. 5-21.
10. Дементьев В.Е. Теория национальной экономики и механизмы её реализации. Москва: Наука, 2006. 403 с.
11. Швецов Ю.Г. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. Москва: Анкил, 2009. 312 с.
12. Портер М. Конкуренция. Москва: Вильямс, 2005. 608 с.
13. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. Москва: ВлаДар, 1993. 310 с.
14. Андрющенко С.А. Цифровые платформы как инструмент ГЧП в экспортной деятельности // Вопросы экономики. 2021. № 5. С. 45-63.
15. Ларионова М.В. Бизнес-ассоциации в формировании торговой политики // Вестник МГИМО. 2022. № 1. С. 123-145.
16. Руденко М.Н. Кластерный подход в экспортной политике // Региональная экономика. 2021. № 7. С. 56-72.
17. Хасанов Р.Ш. Региональные банки поддержки экспорта // Банковское дело. 2022. № 4. С. 45-57.
18. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. Москва: Магистр, 2010. 189 с.
19. Яковлев А.А. Эволюция взаимодействия бизнеса и власти в России // Вопросы экономики. 2006. № 3. С. 61-72.
20. Зубарев А.В. НКО как посредник в диалоге бизнеса и власти // Журнал институциональных исследований. 2021. Т. 13. № 2. С. 78-95.
21. Петров В.С. Лоббирование интересов бизнеса в условиях санкций // Политэксперт. 2023. № 4. С. 88-102.
22. Шаповалов И.С. Электронная коммерция как канал экспорта // Электронная торговля. 2021. № 3. С. 56-71.
23. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики. Москва: ГУ ВШЭ, 2005. 772 с.
24. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 4-28.
25. Данилов Ю.А. Региональные центры поддержки экспорта: оценка эффективности // ЭКО. 2022. № 8. С. 34-52.
26. Климанов В.В. Государственные меры поддержки экспорта в новых условиях // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. № 5. С. 14-26.
27. Окрепилов В.В. Качество институтов и экспортная активность // Экономика и управление. 2022. № 3. С. 4-17.
28. Симонова Л.М. Финансовая поддержка экспорта: новые механизмы // Деньги и кредит. 2022. № 6. С. 34-48.
29. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. Москва: ТЕИС, 2002. 591 с.
30. Мау В.А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России (1985-1994). Москва: Дело, 1995. 229 с.
31. Аузан А.А. Институциональная экономика для чайников. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 224 с.
32. Балацкий Е.В. Экономическая политика и институциональные изменения. Москва: Наука, 2006. 263 с.
33. Илларионов А.Н. Как Россия потеряла XX столетие. Москва: Новое издательство, 2008. 192 с.
34. Гурвич Е.Т. Макроэкономика реального сектора. Москва: Магистр, 2011. 432 с.
35. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. СПб.: Наука, 2016. 823 с.
36. Смелянская М.Е. Социологическая экспертиза межсубъектного взаимодействия государства и бизнеса при реализации внешнеэкономической политики: региональный срез // Государственное управление и право. 2024. № 3(03). С. 45-50.
37. North, D. Institutes, institutional changes and the functioning of the economy. Moscow: Foundation of the economic book “Beginnings”, 1997. 180 p. (In Russ.).
38. Olson, M. The logic of collective action. Moscow: Foundation for Economic Initiative, 1995. 174 p. (In Russ.).
39. Yasin, E.G.Russian economy. The origins and panorama of market reforms. Moscow: Higher School of Economics, 2002. 437 p. (In Russ.).
40. Radygin, A.D., Entov, R.M. Institutional problems of corporate sector development. Moscow: IEPP, 2004. 312 p. (In Russ.).
41. Polterovich, V.M. Elements of reform theory. Moscow: Ekonomika, 2007. 447 p. (In Russ.).
42. Belousov, D.R. Institutional traps of Russian exports // Economist. 2022. No. 3. Pp. 28-41. (In Russ.).
43. Golikova, V.V. Sanctions and adaptation of foreign economic activity of Russian companies // Russian Foreign Economic Bulletin. 2023. No. 1. Pp. 15-29. (In Russ.).
44. Fedorov, A.V. Export restrictions and business interests // The Foreign Economic Bulletin. 2021. No. 9. Pp. 12-25. (In Russ.).
45. Yasin, E.G. Adaptation of business to new realities // Economic issues. 2023. No. 4. Pp. 5-21. (In Russ.).
46. Dementyev, V.E. Theory of national economy and mechanisms of its implementation. Moscow: Nauka, 2006. 403 p. (In Russ.).
47. Shvetsov, Yu.G. Public-private partnership: theory and practice. Moscow: Ankil, 2009. 312 p. (In Russ.).
48. Porter, M.Competition. Moscow: Williams, 2005. 608 p. (In Russ.).
49. Glazyev, S.Y. Theory of long-term technical and economic development. Moscow: VlaDar, 1993. 310 p. (In Russ.).
50. Andryushchenko, S.A. Digital platforms as a PPP tool in export activities // Voprosy ekonomiki. 2021. No. 5. Pp. 45-63. (In Russ.).
51. Larionova, M.V. Business associations in the formation of trade policy // MGIMO Bulletin. 2022. No. 1. Pp. 123-145. (In Russ.).
52. Rudenko, M.N. Cluster approach in export policy // Regional economics. 2021. No. 7. Pp. 56-72. (In Russ.).
53. Khasanov, R.S. Regional export support banks // Banking. 2022. No. 4. Pp. 45-57. (In Russ.).
54. Tambovtsev, V.L. The State and economics. Moscow: Magister, 2010. 189 p. (In Russ.).
55. Yakovlev, A.A. The evolution of interaction between business and government in Russia // Economic issues. 2006. No. 3. Pp. 61-72. (In Russ.).
56. Zubarev, A.V. NGOs as intermediaries in the dialogue between business and government // Journal of Institutional Research. 2021. Vol. 13. No. 2. Pp. 78-95. (In Russ.).
57. Petrov, V.S. Lobbying business interests in the context of sanctions // Politexpert. 2023. No. 4. Pp. 88-102. (In Russ.).
58. Shapovalov, I.S. Electronic commerce as an export channel // Electronic commerce. 2021. No. 3. Pp. 56-71. (In Russ.).
59. Kuzminov, Ya.I. Course of institutional economics. Moscow: Higher School of Economics, 2005. 772 p. (In Russ.).
60. Kleiner, G.B. System economics as a platform for the development of modern economic theory // Economic issues. 2013. No. 6. Pp. 4-28. (In Russ.).
61. Danilov, Yu.A. Regional export support centers: efficiency assessment // ECO. 2022. No. 8. Pp. 34-52. (In Russ.).
62. Klimanov, V.V. Government measures to support exports in new conditions // World economy and international relations. 2023. Vol. 67. No. 5. Pp. 14-26. (In Russ.).
63. Okrepilov, V.V. Quality of institutions and export activity // Economics and management. 2022. No. 3. Pp. 4-17. (In Russ.).
64. Simonova, L.M. Financial support for exports: new mechanisms // Money and credit. 2022. No. 6. Pp. 34-48. (In Russ.).
65. Shastitko, A.E. New institutional economic theory. Moscow: TEIS, 2002. 591 p. (In Russ.).
66. Mau, V.A. Economics and power. The political history of economic reform in Russia (1985-1994). Moscow: Delo, 1995. 229 p. (In Russ.).
67. Auzan, A.A. Institutional economics for dummies. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. 224 p. (In Russ.).
68. Balatskiy, E.V. Economic policy and institutional changes. Moscow: Nauka Publ., 2006, 263 p. (In Russ.).
69. Illarionov, A.N. How Russia lost the XX century. Moscow: New Publishing House, 2008. 192 p. (In Russ.).
70. Gurvich, E.T. Macroeconomics of the real sector. Moscow: Magister, 2011. 432 p. (In Russ.).
71. Ryazanov, V.T. Economic development of Russia. St. Petersburg: Nauka, 2016. 823 p. (In Russ.).
72. Smelyanskaya, M.E., Naumenko, S.N. Sociological examination of intersubjective interaction between the state and business in the implementation of foreign economic policy: regional section // Public administration and law. 2024. № 3(03). Pp. 45-50. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен комплексный SWOT-анализ факторов развития угольного экспорта России в условиях структурных перекосов в развитии транспортно-логистической инфраструктуры, основную проблему которого составляет текущая диспропорция в паре «железная дорога/порты» и рассинхронизация темпов развития профицитных портовых мощностей РФ и динамики повышения пропускной способности железнодорожной магистрали, прежде всего, Восточного полигона. Рассмотрены и обоснованы возможности разрешения рыночной дилеммы угольной логистики за счёт перенаправления грузопотоков угля на южное направление (и северо-запад), условием активизации которого является ускоренная разблокировка «узких» мест и ликвидация дефицита провозных мощностей на подъездах к порту Тамань, что обеспечит дозагрузку терминальных мощностей и возможность конкурентного увеличения экспортного потока угля в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Целью работы является вскрытие комплекса имманентных российской угольной отрасли ограничений, учёт и преодоление которых должны расширить возможности дальнейшего наращивания поставок энергетического угля на экспорт в условиях складывающейся «новой» географии и рыночной диверсификации торговых потоков..
Целью данной статьи является изучение того, как достижения в области науки и техники влияют на реализацию энергетического перехода и энергоэффективности для глобального устойчивого развития на примере новых индустриальных стран. В настоящее время перед человечеством стоит важная глобальная задача – переход к устойчивым источникам энергии. Наука и техника играют основополагающую роль в решении этих проблем. В частности, исследование сосредоточено на новых индустриальных странах. С помощью кластерного анализа с использованием STATISTICA 12 исследование оценивает эффективность инвестиций в науку и технику, энергетические технологии и реализацию Целей устойчивого развития. Исследование подчёркивает важность возобновляемых источников энергии для сокращения выбросов углерода, повышения экономической устойчивости и сохранения природных экосистем. Оно подчёркивает ключевую роль грантов на техническое сотрудничество, расходов на исследования и разработки, экспорта высокотехнологичной продукции, инвестиций частного сектора, государственных потоков в возобновляемые источники энергии и потребления возобновляемой энергии в обеспечении энергетического перехода. Исследование предоставляет комплексную основу для понимания влияния научных и технологических достижений на энергетический переход в мире.
В данном исследовании анализируется влияние конфликтогенных факторов на международный рынок нефти, включая геополитическую напряженность, экономические зависимости и цивилизационные различия в распределении энергоресурсов. Рассматривается, как геополитические конфликты (например, войны, санкции) и экономическая политика (например, доминирование нефтедоллара) определяют волатильность цен на нефть и глобальную энергетическую безопасность. Вводится цивилизационный подход для анализа конкуренции между североамериканской, китайской, исламской и другими цивилизациями за контроль над нефтяными ресурсами. Используются статистический анализ, историко-логические методы и экономическое моделирование для оценки последствий военных интервенций (например, вторжение США в Ирак) и стратегий диверсификации энергопоставок. Результаты показывают, что нестабильность нефтяного рынка обусловлена глубинными геополитическими и цивилизационными противоречиями, что требует многостороннего сотрудничества и внедрения инновационных технологий (например, ВИЭ, ядерная энергетика) для снижения конфликтного потенциала.
Современная трансформация общественных отношений, усиление внешнеполитического давления и возрастание роли государства-цивилизации актуализируют необходимость переосмысления методологических основ российской науки права. В статье рассматриваются ключевые проблемы методологии правового знания: идеологическая ограниченность прошлого, отрыв от социогуманитарной базы, разрыв между теорией и правовой практикой. Особое внимание уделяется поиску новых методологических ориентиров – аксиологического, интегративного и междисциплинарного подходов – способных обеспечить актуальность, научную состоятельность и практическую применимость юридических исследований в условиях современных вызовов. Обосновывается необходимость формирования новой методологической парадигмы, сочетающей научную строгость и ценностную направленность как условия устойчивого развития правовой системы России. Результаты исследования могут быть использованы при изучении и преподавании общей теории права, разработке стратегий нормативного регулирования и совершенствовании правотворческой деятельности.
Статья посвящена истории развития уголовной ответственности несовершеннолетних. При проведении научного анализа автор основывается на историко-правовом методе и раскрывает трансформацию законодательных подходов к уголовной ответственности несовершеннолетних от карательной модели к гуманистической парадигме. Автором последовательно раскрываются ключевые этапы становления правовых норм, регламентирующих особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, с детальным рассмотрением нормативных актов различных исторических периодов. Исследование демонстрирует, что современное уголовное судопроизводство направлено на социальную реабилитацию и предупреждение криминализации несовершеннолетних, что выражается в приоритете воспитательных мер.
Статья посвящена исследованию политико-правового института представительства высшего должностного лица субъекта РФ в региональных и муниципальных органах власти. Автор анализирует сущность, функции и эволюцию данного института, используя системный, институциональный и сравнительно-правовой подходы. Выявлены проблемы правового регулирования, включая отсутствие унифицированных норм и различия в статусе представителей в разных регионах. Рассматривается роль представителей в формировании единой системы публичной власти и их влияние на реализацию принципа разделения властей. Особое внимание уделено несовершенству нормативной базы и необходимости реформирования института. Делается вывод о том, что представительство способствует эффективному выполнению функций главы региона, но требует законодательной конкретизации.
В статье представлен комплексный анализ теоретических подходов к определению сущности понятия «внешнеэкономическая политика государства» в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается роль и значение внешнеэкономической политики в системе государственного управления, а также её влияние на социально-экономическое развитие страны. Особое внимание уделено взаимосвязи между динамикой внешнеэкономической деятельности и внутренними экономическими процессами. Приведена периодизация внешнеэкономической политики Российской Федерации, отражающая эволюцию её приоритетов в соответствии с изменяющимися стратегическими целями развития. Обоснован тезис о недостаточной институционализации процессов принятия и реализации решений в данной сфере, что снижает эффективность применяемых инструментов и механизмов управления. В результате, это негативно сказывается на согласованности внешней и внутренней политики, затрудняя достижение стратегических задач социально-экономического развития. Исследование носит комплексный характер, сочетая теоретический анализ, историческую ретроспективу, институциональную оценку и практические рекомендации. Решение поставленных задач позволило выявить ключевые проблемы внешнеэкономической политики РФ и предложить направления её совершенствования.
Использование компетентностных методов в качестве основы для подготовки специалистов высшего образования связано не только с пересмотром содержательных аспектов образовательной программы, но и с изменением методического инструментария и корректировкой активных и интерактивных методов обучения. Отказ от пассивных методов обучения открывает перспективу формирования и развития компетентностей будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки. Благодаря этим способностям, включая умение и готовность формировать эффективную коммуникацию в контексте профессионального общения, использование современных информационно-коммуникационных систем для поиска информации, личностного и профессионального развития, а также творческого решения прикладных задач, повышают качество и эффективность профессиональной деятельности
В статье проводится анализ методологических различий и сходств понятий эффективность, результативность и продуктивность. Сравнивается логика бухгалтерского, экономического и финансового подходов. Авторы приходят к выводу о необходимости корректного использования понятий эффективность, результативность и продуктивность в зависимости от типа осуществляемого анализа, определяемого возможностью денежной оценки исследуемых процессов. Понятие «эффективность» в наибольшей степени подходит к стоимостным видам расчётов, понятие «результативность» – к анализу типа «издержки – результат», идея продуктивности должна использоваться в отраслевом анализе, где используются не стоимостные, а количественные отношения. Популярность использования понятий в российской и зарубежной практике различна, особенно в отношении понятия «продуктивность», которое за рубежом более часто используется, чем у нас. Приводимая в статье методика анализа может быть использована в смежных с экономическими науками гуманитарных дисциплинах.
Определено, что в производстве промышленной продукции наиболее значимыми являются обрабатывающие отрасли, затем добывающие, а потом строительная отрасль. Между ними возникают наибольшие диспропорции в отраслевой структуре основных факторов производства и оплате труда. Выявлено, что в обрабатывающей отрасли производительность труда одна из самых низких после строительства, а влияние научно-технического прогресса во всех отраслях промышленности незначительно. Обосновано, что наиболее значимым фактором, ограничивающим рост производительности труда, является платёжеспособный спрос потребителей. Исключение составляет строительная отрасль, где наравне с ним значимой является фондоотдача.
Цифровая трансформация экономики на государственном и региональном уровнях в настоящее время является закономерным процессом эволюционного развития общества. Поэтому сегодня главным мощным импульсом для активации потенциала регионов и достижения принципов устойчивого развития является цифровизация экономики. Это требует более детального изучения роли цифровизации в развитии регионов, а также определения механизмов, которые позволяют использовать цифровую трансформацию для усиления конкурентных преимуществ региона на национальном и международном уровнях. В исследовании был использован метод контент-анализа доступных источников. Обобщены основные положительные и отрицательные факторы, влияющие на цифровую трансформацию региона. Дана характеристика и особенности нормативно-правового обеспечения цифровой трансформации региона. Обоснованы этапы разработки и реализации стратегии цифровой трансформации региона. Исследование показало, что реализация стратегии цифровой трансформации региона изменяет не только качество государственных услуг, но и способ взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством. Предложенная последовательность может быть использована органами государственной и региональной власть при формировании стратегии цифровой трансформации региона.
В статье исследуется трансформация компетенций специалистов в области международных отношений в условиях динамичных изменений политической и экономической среды на глобальном уровне. В условиях современных вызовов, таких как геополитические конфликты, экономические санкции и технологические инновации, становится особенно актуальным развитие навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Анализируются ключевые компетенции, включая аналитическое мышление, межкультурную коммуникацию, освоение новейших технологий и гибкость в адаптации к изменениям. Особое внимание уделяется значению soft skills, таких как эмоциональный интеллект, командная работа и креативность, которые становятся неотъемлемой частью профессионального арсенала специалистов-международников. В статье представлена авторская классификация этих навыков, что позволяет систематизировать подходы к их развитию. Также предложена модель подготовки специалистов, учитывающая современные вызовы и тенденции, а также конкретные рекомендации по улучшению образовательных программ и тренингов. Статья подчёркивает важность регулярного профессионального развития и готовности к изменениям как критически важных факторов для успешной карьеры в сфере международных отношений, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Результаты исследования подчёркивают необходимость интеграции новых подходов в образовательные программы, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно реагировать на вызовы и изменения в глобальной среде.
Целью статьи является анализ особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации. Именно эти вопросы в современный период выступают как одно из ключевых направлений государственной политики, направленной на создание равных условий для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы в стране наблюдается активное развитие инклюзивного образования, однако его реализация сталкивается с несколькими серьёзными вызовами. Во-первых, существует недостаток квалифицированных специалистов, готовых эффективно работать в инклюзивных классах. Учителя зачастую не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с детьми с различными потребностями, что негативно сказывается на качестве образования. Во-вторых, инфраструктура образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям инклюзии. Многие школы не обеспечивают доступные условия для детей с физическими ограничениями, что ограничивает их возможность полноценного участия в образовательном процессе. Третьим, но не менее важным вопросом является общественное восприятие инклюзии. Стереотипы и предвзятость по отношению к детям с ограниченными возможностями по-прежнему распространены, что создаёт преграды для их интеграции в общество и учебный процесс. Несмотря на указанные проблемы, существуют значительные перспективы для развития инклюзивного образования в России. Государственная политика в этом направлении включает программы поддержки и обучения для педагогов, создание специализированных материалов и методических рекомендаций, а также содействие в адаптации образовательных стандартов. Увеличение финансирования и внедрение инновационных технологий также могут значительно улучшить ситуацию. Для успешной реализации инклюзивного образования в Российской Федерации необходим комплексный подход к решению обозначенных вызовов, включающий подготовку кадров, модернизацию инфраструктуры и изменение общественного сознания. Лишь через консолидированные усилия государства, образовательных учреждений и общества в целом можно добиться реальных изменений и создать полноценную инклюзивную среду для всех детей.
Статья посвящена анализу государственной образовательной политики России в контексте интеграции онлайн-технологий. Цель исследования – выявить ключевые вызовы цифровизации образования и предложить пути их преодоления с учётом международного опыта. На основе анализа нормативно-правовой базы (ФЗ № 11-ФЗ, нацпроекты «Образование» и «Современная школа»), статистических данных НИУ ВШЭ (2024) и региональных кейсов (Москва, Татарстан, Республика Тыва) доказано, что, несмотря на значительный прогресс в обеспечении школ высокоскоростным интернетом, сохраняются системные дисбалансы. Основные проблемы включают цифровое неравенство, дефицит ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии), компетенций педагогов и риски кибербезопасности (12 утечек данных на платформе «МЭШ» в 2023 г.). Сравнительный анализ зарубежной практики (Китай, Германия, США) даёт возможность сделать следующие выводы: необходимо внедрение единых стандартов качества контента, расширение программ переподготовки педагогов с акцентом на цифровую дидактику, развитие гибридных форматов обучения. Особое внимание уделено необходимости адаптации международного опыта, такого как GDPR-регулирование в ЕС и геймификация в американских платформах, к российским реалиям. Практическая значимость работы заключается в разработке мер для снижения регионального неравенства и повышения эффективности государственных инициатив в сфере цифрового образования.
По мнению авторов статьи, оценка цифровой трансформации управленческих процессов должна включать не только уровень развития обеспечивающей инфраструктуры (технологический аспект), но и готовность органов власти и населения использовать цифровые технологии в повседневной жизни. В статье представлены результаты пилотажного исследования, основным содержанием которого был экспертный опрос о том, какие сервисы наиболее востребованы в Архангельской области, какие риски и перспективы несёт в себе цифровизация взаимодействия. Сформулированные авторами статьи выводы носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с оценкой цифровой зрелости органов муниципального и государственного управления.
В статье представлена систематизация инструментов, повышающих результативность организационно-управленческих решений в сфере закупок высокотехнологичных компаний с государственным участием. В работе анализируются факторы, влияющие на снижение транзакционных издержек, такие как интеграция антикоррупционного мониторинга, цифровизация контрактных процедур и использование электронного документооборота. Особое внимание уделяется роли нормативно-технической документации и стандартизации, а также участию малого и среднего бизнеса (МСП) в госзакупках. Актуальность определяется усилением технологических санкций и требованием сокращать транзакционные издержки без ущерба качеству. Предлагаются меры поддержки, включая кредитно-гарантийные инструменты и автоматическое дробление лотов. Научная новизна заключается в комбинировании риск-ориентированного мониторинга с регистрационной фильтрацией корпоративных стандартов и внедрением показателя полной стоимости владения. В работе описаны цифровые механизмы антикоррупционного контроля, изучены пороговые условия эффективной конкуренции, определён эталонный набор KPI контрактной системы. Особое внимание уделено интеграции малых инновационных фирм в государственный заказ. Цель исследования состоит в разработке комплексного решения, обеспечивающего повышение эффективности организации и управления закупками высокотехнологичных экономических субъектов с государственным участием. Основные результаты исследования нацелены на аудиторию специалистов контрактных служб, государственных регуляторов и исследователей, изучающих управление закупками и развитие экономики инноваций.
Вопросы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории имеют большое значение в совершенствовании системы муниципального управления. В статье определены особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Особое внимание уделяется программно-проектной оценке результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, которая выполнена посредством применения методов расчёта оценки, обработки данных и сочетания комплексности оценок разных направлений деятельности муниципалитета, от реализации программно-проектных мероприятий, социально-экономического развития, деятельности органов местного самоуправления до комплексности участия в оценке результативности всех участников оценки.
Издательство
- Издательство
- ДОНАУИГС
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- Юр. адрес
- 283015, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Челюскинцев, д 163А
- ФИО
- Костровец Лариса Борисовна (И.О.РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://donampa.ru/