Контекст и актуальность. Функциональное состояние замещающей семьи оказывает значительное влияние на социальное благополучие приемного подростка. Исследование направлено на выявление взаимосвязи между этими аспектами, что важно для понимания процессов адаптации и интеграции приемных детей в новые семьи. Цель. Выявить связь между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Гипотеза. Существует положительная корреляция между функциональным состоянием замещающей семьи и уровнем социального благополучия приемного подростка. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 60 замещающих семей и 60 приемных детей подросткового возраста из различных районов Чувашской Республики. Использовались следующие методики: Опросник «Моя семья», Тест жизнестойкости, Опросник диспозиционного оптимизма, Опросник СОРЕ и «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи». Эти инструменты позволили оценить взаимоотношения в семьях, методы воспитания, определить категорию риска функционального состояния замещающей семьи, исследовать семейные отношения и психологические характеристики подростков. Результаты. Эмпирическим путем была подтверждена гипотеза о существовании связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка. Кроме того, были выявлены особенности этой связи в зависимости от пола подростков. Выводы. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
- УДК
- 316. Социология
Главной задачей семьи, принимающей детей, которые в силу критически неблагоприятных жизненных обстоятельств лишились попечения кровных родителей (далее — дети-сироты), является обеспечение оптимального формирования личности ребенка. Понятие «замещающая семья», как отмечают отечественные исследователи (Семья, Тарасова, Волчанская, 2024), охватывает различные формы ухода за детьми-сиротами на базе небиологической семьи, воспроизводящей модель взаимоотношений «родители — ребенок». Такие семьи бывают временными (жизнеустройство на время решения проблемы с биологической семьей) и постоянными (воспитание и жизнедеятельность детей контролируется семьей на постоянной основе).
Список литературы
1. Авдеева, Н.Н., Хоффман, Б.Я. (2019). Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями. Современная зарубежная психология, 8(4), 69-78. DOI: 10.17759/jmfp.2019080407
Avdeeva, N.N., Hoffman, B.Ya. (2019). Current research on adolescents’ relationships with parents. Journal of Modern Foreign Psychology, 8(4), 69-78. (In Russ.). DOI: 10.17759/jmfp.2019080407
2. Варга, А.Я., Будинайте, Г.Л., Климова, С.В., Микаэлян, Л.Л., Фисун, Е.В. (2023). Профессиональная супервизия для семейных психотерапевтов. М.: Питер.
Varga, A.Ya., Budinaite, G.L., Klimova, S.V., Mikaelyan, L.L., Fisun E.V. (2023). Professional Supervision for Family Therapists. Moscow: Piter Publ. (In Russ.).
3. Веракса, Н.Е. (2024). Детская психология: учебник для вузов. М.: Юрайт.
Veraksa, N.E. (2024). Child Psychology: A University Textbook. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.).
4. Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Осин, Е.Н. (2021). Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ДДО-П. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 34-55. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-34-55
Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Osin, E.N. (2021). Diagnostics of Dispositional Optimism: Validity and Reliability of Russian Version of LOT-R. Journal of the Higher School of Economics, 18(1), 34-55. (In Russ.). DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-34-55
5. Ионина, О.В. (Общ. ред.). (2020). Диагностический портфель “Экспресс-диагностика субъективного благополучия замещающей семьи на адаптационном и базовом уровнях”. Тула: ГУ ТО “Региональный центр “Развитие”.
Ionina, О.В. (Ed.). (2020). Diagnostic Portfolio “Express-Diagnostics of Subjective Well-Being of a Substitute Family at Adaptation and Basic Levels”. (2020). Tula: Regional Center “Razvitie”. (In Russ.).
6. Карабанова, О.А. (2021). Психология семейных отношений: Учебное пособие. Самара: Издательство СИОКПП.
Karabanova, O.A. (2021). Psychology of Family Relationships: A Textbook. Samara: SIOKPP Publ. House.
7. Киселева, Н.А. (2014). Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки и психолого-педагогические науки, 4, 134-138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=SNRJVB (дата обращения: 20.05.2024).
Kiseleva, N.A. (2014). The problem of the adaptation of orphaned children and parents in foster families. Bulletin of the Pskov State University. Series: Social Sciences and Humanities and Educational and Psychological Sciences, 4, 134-138. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=SNRJVB (viewed: 20.05.2024).
8. Лаврентьева, З.И. (2020). Методология исследования приемной семьи как педагогического феномена. Социально-политические исследования, 4(9), 135-146. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146
Lavrentieva, Z.I. (2020). Methodology for studying the foster family as a pedagogical phenomenon. Social and Political Research, 4(9), 135-146. (In Russ.). DOI: 10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146 EDN: XTCINH
9. Марковская, И.М. (2010). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь.
Markovskaia, I.M. (2010). Training for Parent-Child Interaction. Saint Petersburg: Rech Publ. (In Russ.).
10. Махнач, А.В. (2015). Профессиональная замещающая семья: статус, проблемы, решения. В: А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (отв. ред.). Проблема сиротства в современной России: психологический аспект (с. 341-400). М.: Институт психологии РАН.
Makhnach, A.V. (2015). Professional Foster Family: Status, Problems, Solutions. In: A.V. Makhnach, A.M. Prihozhan, N.N. Tolstykh (Eds.), The Problem of Orphanhood in Modern Russia: Psychological Aspect (pp. 341-400). Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. (In. Russ.).
11. Махнач, А.В. (2019). Характеристики состава замещающей семьи и ее жизнеспособность. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 25(2), 46-51. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51
Makhnach, A.V. (2019). Characteristics of structure of a foster family and its resilience. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 25(2), 46-51. (In. Rus). DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-46-51 EDN: WTBYKQ
12. Махнач, А.В., Лактионова, А.И., Постылякова, Ю.В., Лотарева, Т.Ю. (2018). Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. М.: Институт психологии РАН. EDN: YMGEST
Makhnach, A.V., Laktionova, A.I., Postylyakova, Yu.V., Lotareva, T.Yu. (2018). Resilience of Foster Families: Prevention of Rejection of Adopted Children. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. (In Russ.). EDN: YMGEST
13. Мухамедрахимов, Р.Ж., Шабалина, Е.В. (2023). Взаимодействие с близким взрослым в замещающих семьях у детей с опытом институционализации в зависимости от типа окружения в доме ребенка и длительности проживания в семье. Консультативная психология и психотерапия, 31(4), 65-85. DOI: 10.17759/cpp.2023310404
Mukhamedrakhimov, R.Zh., Shabalina, E.V. (2023). Caregiver-child Interaction in Post-Institutional Families Depending on the Type of Baby Home Caregiving Environment and Time in the Family. Counseling Psychology and Psychotherapy, 31(4), 65-85. (In Russ.). DOI: 10.17759/cpp.2023310404
14. Овчарова, Р.В., Николаева, И.А. (2024). Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография. М.: Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/544504 (дата обращения: 20.05.2024).
Ovcharova, R.V., Nikolaeva, I.A. (2024). Parental tolerance as a factor in child personality development: monograph. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.). URL: https://urait.ru/bcode/544504 (viewed: 20.05.2024).
15. Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И. (2013). Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2, 147-165. URL: https://msupsyj.ru/articles/article/4808/ (дата обращения: 20.05.2024).
Osin, E.N., Rasskazova, E.I. (2013). A short version of the Hardiness Test: Psychometric properties and organizational application. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 147- (In Russ.). URL: https://msupsyj.ru/articles/article/4808/ (viewed: 20.05.2024).
16. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О., Осин, Е.Н. (2013). Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(1), 82-118. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-1/78932127.html (дата обращения: 20.05.2024).
Rasskazova, E.I., Gordeeva, T.O., Osin, E.N. (2013). Coping Strategies in the Structure of Activity and Self-Regulation: Psychometric Properties and Applications of the COPE Inventory. Journal of the Higher School of Economics, 10(1), 82-118. (In Russ.). URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-1/78932127.html (viewed: 20.05.2024).
17. Сачкова, М.Е. (2024). Психология среднестатусного учащегося: монография. М.: Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/541349 (дата обращения: 20.05.2024).
Sachkova, M.E. (2024). Psychology of the average student: a monograph. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.). URL: https://urait.ru/bcode/541349 (viewed: 20.05.2024).
18. Семья, Г.В., Тарасова, А.Е., Волчанская, В.О. (2024.) Развитие института усыновления: правовое регулирование и социально-психологические аспекты. Социальные науки и детство, 5(4), 23-43. DOI: 10.17759/ssc.2024050402
Semya, G.V., Tarasova, A.E., Volchanskaya, V.O. Development of the Institution of Аdoption: Legal Regulation and Socio-Psychological Aspects. Social Sciences and Childhood, 5(4), 23-43. (In Russ.). DOI: 10.17759/ssc.2024050402
19. Соколова, А.П. (2016). Психологические трудности в отношениях подростков с родителями. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 1, 112-116. URL: item.asp?id=25291269 (дата обращения: 20.05.2024).
Sokolova, A.P. (2016). Psychological difficulties in adolescents’ relationships with their parents. Journal of the A.P. Chekhov Taganrog Institute, 1, 112-116. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25291269 (viewed: 20.05.2024).
20. Соломатина, Г.Н. (2021). Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи: Автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. Адыгейский государственный университет. Майкоп. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010259855 (дата обращения: 20.05.2024).
Solomatina, G.N. (2021). Pedagogical concept of forming positive interaction between subjects of the educational space of a foster family: Extended abstr. Diss. Dr. Sci. (Pedagogy). Adyghe State University. Maikop. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01010259855 (дата обращения: 20.05.2024). EDN: ITAYBD
21. Грик, Н.А. (сост.). (2018). Социальное благополучие личности и общества. Томск: ТУСУР.
Grik, N.A. (Ed.). (2018). Social Well-Being of Individuals and Society. Tomsk: TUSUR. (In Russ.).
22. Шульга, Т.И., Антипина, М.А. (2018). Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей. Психологическая наука и образование, 23(5), 51-66. DOI: 10.17759/pse.2018230506
Shulga, T.I., Antipina, M.A. (2018). The emotional environment of a substitute family that has adopted teenagers who have been left without parental care. Psychological Science and Education, 23(5), 51- (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2018230506
23. Шульга, Т.И. (2024). Психологическое сопровождение семьи: учебное пособие для вузов (2-е изд.). М.: Юрайт.
Shulga, T.I. (2024). Psychological Support for the Family: A University Textbook (2nd ed.). Moscow: Yurait (In Russ.).
24. Эйдемиллер, Э.Г., Городнова, М.Ю., Тарабанов, А.Э. (2022). Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология. СПб: Питер.
Eydemiller, E.G., Gorodnova, M.Yu., Tarabanov, A.E. (2022). Child Psychiatry, Psychotherapy, and Medical Psychology. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контекст и актуальность. План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства, ряд поручений Президента Российской Федерации содержат задачу совершенствования структуры и деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня система защиты прав и интересов детей не в состоянии полноценно и своевременно ответить на современные вызовы. Инструментом, позволяющим определить вектор развития, оценить текущие результаты, представить будущее и создать четкий план действий, является стратегическая сессия. Цель. В ходе проведения стратегической сессии сформировать в профессиональном сообществе идеальное видение в среднесрочной и дальнесрочной (2036 год) перспективе: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая назначение, структуру, категории детей и семей, виды деятельности и пр.; органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура, содержание работы, передача полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие, взаимодействие с организациями для детей-сирот). Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Методы и материалы. В стратегической сессии приняли участие более 250 руководителей организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства: 49 руководителей органов опеки и попечительства из 44 субъектов России, 101 руководитель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов. Были использованы: метод фокус-групп, индивидуальный опрос, качественные и количественные методы анализа. Результаты. Определены векторы совершенствования структуры и деятельности ООиП и организаций для детей-сирот, меры достижения поставленных целей и условия их реализации, ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе. Выводы. Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.
Контекст и актуальность. Статья посвящена памяти выдающегося российского ученого-психолога Валерии Сергеевны Мухиной, внесшей значительный вклад в развитие отечественной психологии, в частности в области психологии развития и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Работа акцентирует внимание на ключевых направлениях научной деятельности Мухиной, ее научных открытиях и практических рекомендациях, широко используемых специалистами-практиками. Цель. Представить многогранную личность В. С. Мухиной и как человека, и как ученого, подчеркнуть ее роль в развитии детской психологии, организации работы с детьми-сиротами и оказании психологической поддержки различным категориям населения, включая взрослых, пострадавших в кризисных ситуациях. Методы и материалы. Статья базируется на личном опыте автора, много лет проработавшей вместе с В. С. Мухиной, критическом осмыслении наследия ученого. В статье рассматриваются возможные направления дальнейшего развития ее концепции. Результаты. Представленная работа описывает широкий спектр научных достижений В. С. Мухиной, включая теорию структурных звеньев самосознания; внедрение в практику психологов инструментария: создание детского кабинета психолога, технологии оказания экстренной помощи («чемоданчик ПЭПО») в стрессовых ситуациях, проверенной при оказании помощи после землетрясения и пр. Особое внимание уделено развитию методов работы с семьями приемных детей и способам минимизации комплекса иждивенчества у выпускников детдомов. Выводы. Автор приходит к выводу, что наследие В. С. Мухиной остается актуальным и востребованным для современного общества. Ее подходы способствуют улучшению практики работы с детьми-сиротами, повышению уровня психологической грамотности педагогов и психологов, родителей, способствуют развитию методов формирования личности у детей на разных этапах взросления и в разных жизненных ситуациях.
Контекст и актуальность. Важным аспектом современной семейно-сберегающей модели регулирования семейных отношений должен выступать поиск баланса между реализацией права ребенка на выражение мнения по всем вопросам, его затрагивающим, включая процессуальную возможность в административных и судебных разбирательствах (ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка), с одной стороны, и семейной ситуацией, включая голос взрослых членов семьи, с другой стороны. Обеспечение этого баланса связано с международными и национальными приоритетами поддержки прав детей на семейное окружение и проводимой активизацией усилий по сокращению числа случаев принудительного разлучения детей с родителями, укреплением потенциала социальных служб национальных государств (служб по работе с семьей и детьми) по оказанию поддержки и помощи для сохранения семей. Цель. Работа направлена на выявление особенностей выражения ребенком мнения в спорах о его воспитании, касающихся ограничения и лишения родительских прав его родителей, а также при отмене ограничений и восстановлении родительских прав. Гипотеза. Выражение мнения ребенка имеет важное значение в ситуациях, связанных с реализацией, утратой и защитой родительских прав его родителей. Выявление мнений детей разного возраста и степени зрелости требует профессионального независимого подхода, специальных методик и процедур, учитывающих взаимный характер прав детей и родителей и возможности сохранения или восстановления детско-родительских отношений. Методы и материалы. Анализ законодательства в регулировании института ограничения и лишения родительских прав, отмены ограничения и восстановления родительских прав показал, что нормы Семейного кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не согласованы между собой в части материально-правового значения и процессуальной реализации мнения (согласия) ребенка в значимых спорах, касающихся его воспитания. Правоприменительная практика по-разному справляется с этой проблемой, однако разъяснений Верховного суда Российской Федерации и обобщений практики недостаточно, чтобы полноценно обеспечить соблюдение конвенционного права ребенка на выражение его мнения в случаях утраты попечения родителей. Результаты. Результаты исследования показали наличие существенного пробела в вопросе выявления мнения ребенка при ограничении и лишении его родителей родительских прав, а также при защите родителями своих родительских прав, включая отмену ограничения и восстановление родительских прав, возвращение ребенка в семью. Выводы. Показано, что выявление мнения ребенка в спорах о его воспитании имеет как материально-правовое, так и процессуальное значение и специфику, а также требует особой методики работы с детско-родительскими отношениями и независимого экспертного подхода. Предложено разработать специальные процедуры выявления и учета мнения ребенка для развития форматов сохранения и восстановления детско-родительских отношений.
Контекст и актуальность. В России в условиях институционализации сегодня воспитывается около 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа в организациях для детей-сирот играет важную роль в формировании их социальной адаптации и личностного развития. Эффективность такой работы требует комплексного подхода, включающего оценку качества процессов, условий и достигнутых результатов. Эти аспекты помогают определить степень соответствия воспитательных мер целям и задачам учреждений для детей-сирот. Цель. Разработать систему критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот. Гипотеза. Учитывая особенности развития детей-сирот в условиях институционализации, наличие травматического опыта, условия их проживания, раннее начало самостоятельной жизни, система критериев и показателей эффективности воспитательной работы должна включать оценку качества процесса, качества условий и качества результатов воспитательного воздействия, в том числе в среднесрочной перспективе после выхода подростков из учреждения. Применение данной системы позволит улучшить качество воспитательной работы путем создания объективных механизмов оценки ее эффективности. Методы и материалы. Для разработки данной системы были проанализированы научные публикации и проведен опрос среди руководителей организаций для детей-сирот. На основе полученных данных определены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать каждый из аспектов воспитательной работы. Показатели дополнены конкретными индикаторами, позволяющими оценить организационные процессы, внешние и внутренние условия, а также немедленные, социальные и долгосрочные результаты воспитания. Результаты. Предложенная система позволяет комплексно оценивать эффективность воспитательной работы через призму трех основных аспектов. Она помогает выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, обеспечить благоприятную среду для воспитания и отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Выводы. Данная система критериев и показателей обеспечивает целостный подход к оценке эффективности воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот. Это важный инструмент для мониторинга и улучшения качества воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие детей, оставшихся без родительского попечения.
Представляем вам первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году, в который вошли 5 статей, анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук, но практически объединенных сочетанием — современные вызовы.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/